Разработка урока по теме:"Предложения с обращениями"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Павлова Ольга Робертовна

урок русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Предложения с обращениями  Класс: 5

 Цели урока: - расширить представление учащихся об обращении;

- научить выявлять роль обращения в речи, его грамматические и интонационные признаки, находить обращение в речи, отличать его от подлежащего, составлять предложения с обращениями, следовать нормам речевого этикета;

-  научить ставить знаки препинания при обращении.

Предметные

знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

 уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

 Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

                                                      Ход урока

 I. Пунктуационная разминка. Графический диктант.

1. Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин)

2. Под осень были ярки закаты, камни, листья в старом парке. (Л. Мартынов)

3. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь  птиц: дятлов, сов. (М. Пришвин)

4. Важно не количество, а качество знания. (Л. Толстой)

5. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью присоединился тяжёлый гул. (К. Паустовский)

6. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (К. Паустовский)

7. В Японии я встретил знакомых мне птиц: соек, дятлов, дроздов, трясогузок, синиц, ласточек, жаворонков, чижиков, скворцов, кукушек и голубей. (Д. Анучин)

II. Проверка домашнего задания.

Списать предложения, расставляя знаки препинания. Объяснить расстановку знаков препинания.

  1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны.
  2. В саду у сторожа росли цветы гвоздика лилии и тюльпаны.

III. Изучение нового материала.

1. Беседа.

— Прочитайте по ролям диалог (с. 98).

— Найдите и прочитайте обращения в диалоге. Обратите внимание на знаки препинания при обращении.

— Что вы узнали об обращении?

В разговорной речи (и устной, и письменной) мы часто называем тех, к кому обращаемся.

Помоги мне, мамочка, пожалуйста! Ребята, через неделю мы отправимся в поход. Ты пойдешь гулять, Настя? Уважаемые телезрители, мы ждем ваши отзывы о передаче.

Запишем предложения на доске и в тетрадях.

Слова мамочка, ребята, Настя, уважаемые телезрители — это обращения. Они могут состоять из одного слова или иметь при себе пояснительные слова: уважаемые телезрители, мой дорогой друг. У обращений особая роль — они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику. Вы заметили, что обращения выделяются на письме запятыми, а в речи — особой, звательной интонацией.

Сравним:

Мама помогла мне. Ребята через неделю отправятся в поход. Настя пошла гулять. Телезрители прислали отзывы о передаче.

Вывод. В этих предложениях те же самые слова являются членами предложения, играют роль подлежащих. Интонация предложений совершенно другая.

Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это, подчеркнем основы.

Помоги мне, пожалуйста! Через неделю мы отправимся в поход. Ты пойдешь гулять? Мы ждем ваши отзывы о передаче.

— Что изменилось в предложениях? (Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)

— Прочитайте правило (с. 98).

2. Обсуждение вопросов.

По тому, как обращается человек к собеседникам, можно судить и о собеседниках, и о самом человеке. В обращении могут проявляться чувства:

Дорогая бабушка, поздравляю тебя! Что ты наделал, негодный мальчишка? Ты не устала, солнышко мое?

Важную роль обращения играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращения — один из способов олицетворения. Например, в “Сказке о мертвой царевне...” А.С. Пушкина королевич Елисей обращается к солнцу, к месяцу, к ветру, как к живым существам. Кстати, обращение к месяцу занимает целые две строки:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

— Вспомните другие примеры обращений из сказок Пушкина.

— Как в обращениях проявляются характеры героев: царевны, царицы, Елисея?

VI.Физкультминутка

- Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь. Глазки закрыли, тишину послушали.

V. Закрепление изученного материала

1. Интонационный тренинг с использованием упр. 213 (мини-конкурс между группами на лучшее исполнение сценки);

- упр. 214.

2. Пунктуационный тренинг по материалам упр. 215, 217.

Вывод:  как можно отличить обращение от подлежащего.

3. Мини-тест: уточнить, в каком из предложений нет обращения (знаки препинания не расставлены).

 -  Спой светик не стыдись! Во всех ты душенька нарядах хороша!  Вы не поможете мне справиться с моим несчастьем!

 -  Принеси мне свежую газету Света!  Пусть для вас сияет солнце!  Чудесно мы жили друзья на Тихом мысе!

V. Работа над нормами речевого этикета. 

1. Учащиеся выполняют задания упр. 218, 219, анализируя теоретические сведения на с. 100—101.

В словари заносятся «вежливые слова» здравствуйте, пожалуйста, до свидания, благодарю, спасибо, извините.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение?

- Дайте оценку нашей работе (выберите одну из предложенных карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом)

VII. Домашнее задание. Подготовить (в парах) мини-сценки «В магазине», «Визит к другу», «Как найти нужную улицу?», «Поздравление с Новым годом», «В библиотеке» (можно придумать свою ситуацию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка с презентацией в 5 классе по теме: "Предложения с обращениями"

Урок  - закрепление с элементами исследования. На уроке поставлены следующие цели:     1.Закрепить понятие «обращение».2.      Способствовать формированию умени...

Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"

Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...

Методическая разработка урока русского языка "Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения"

Данная методическая разработка объединяет две темы : "Обращения" и "Письмо", так как целесообразно, объясняя , что такое обращения, показать детям пример употребления обращений в п...