Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Анна Владимировна Гусева

Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_obrashchenie_5_klass.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: «Обращение»

Цель: познакомить с обращением и обучить правилам постановки знаков препинания при них.

Задачи:

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки нахождения обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

Развивающая:

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся.

Воспитательная:

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в паре.

Тип урока:  объяснение новых знаний

Методы работы: объяснение, наблюдение, сравнение, обобщение.

Виды работ: работа с карточками, работа с учебником, схематизация, работа в парах, самостоятельная работа.

Материал к уроку: ИКТ-средства (компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки)

Ход урока:

Дата (записать в тетрадь)

1.Настрой на занятие…

Ребята оцените свое настроение, выбрав цвет на слайде (слайд с цветами). Поднятием руки за красный цвет, или др.

2.Вводная беседа.

На доске спроецированы предложения:

Соседка,  перестань срамиться.

Спой, светик, не стыдись!

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

Послушай-ка, дружище!

-Прочитайте эти предложения выразительно. Назовите басню.  (Слон и Моська, Ворона и Лисица, Кукушка и Петух, Осел и Соловей). Кто автор басен? Назовите героев басни. Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В каком падеже?

-Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой? Какое существительное вы использовали в качестве обращения?

В разговорной или письменной речи мы часто называем тех, к кому обращаемся.  Такие слова называются ОБРАЩЕНИЯМИ.  Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? Тему записать в тетрадь. Знакомство с целями урока (слайд).

3. Объяснение нового материала:

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.  (см.Правило, с.81).  Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Т.е. интонация на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза. В русском языке когда-то был особый, звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Например, что тебе надобно, старче? Отче наш… В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это все следы звательного падежа.

Роль обращений. Обращения могут состоять из 1 слова или иметь при себе пояснительные слова (милый кум). Давайте найдем такие обращения в предложениях.

У обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику, а также и о самих собеседниках. В обращениях могут проявляться чувства. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Как относится Шавка к Моське? Лиса к Вороне? Кукушка к Петуху? Осел к соловью?  Не случайно Крылов использует в баснях обращения. Обращения – это один из способов олицетворения.  

-Какими частями речи выражены обращения? (Сущ в И.п.). Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? (Подлежащее). Поэтому иногда мы  можем перепутать их с подлежащим, поэтому нужно быть внимательнее. (Подлежащее – производитель действия).  Обращение можно заменить подлежащим.  Попробуем заменить обращение в наших предложениях на подлежащее. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Соседка, перестань срамиться. - Соседка перестанет срамиться.

Спой, светик, не стыдись! Светик споет, не стыдясь.

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! – Как милый Петушок поет громко, важно!

Послушай-ка, дружище! Дружище послушает.

В этих предложениях те же самые слова играют роль подлежащего. Но интонация предложений совершенно другая.

- Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это. Что изменилось?

Перестань срамиться.

Спой, не стыдись!

Как поешь ты громко, важно!

Послушай-ка!

(Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)

Знаки препинания при обращении.

А теперь давайте посмотрим на каком месте в предложении стоит обращение и составим схемы этих предложений.

Соседка,  перестань срамиться. [ О,…].

Спой, светик, не стыдись!      [ …,О,…]!

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!       […,О, …]!

Послушай-ка, дружище!      [ …, О]!

То есть, мы видим, что обращение может стоять на любом месте в предложении. Что вы еще заметили в этих предложениях? (Обращение всегда выделяется запятыми, несмотря на то, в каком месте находится в предложении.) Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются 

  • Иногда обращение может произноситься с восклицательной интонацией. Тогда после него ставится восклицательный знак. Например:    Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! (Кукушка и Петух).

4.Физкультминутка

5.Закрепление

Дифференцированная работа  по карточкам.

Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор: Составьте схему.

  • Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
  • Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА. Обратите внимание, что  «пожалуйста» (вежливое, этикетное слово) выделяется на письме запятыми.

Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в паре.  Назовите басни.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! («Демьянова уха»)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»).

Дополнительное упражнение (устно).

Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами
1) О!   ...
2) ... , О, ...
3) О, ...
4) ... ,О
5) ... ,О!

6. Итоги урока

Закончите предложения на карточках.

Обращение – это ...
 Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...

(2-3 человека зачитывают свои работы).

Домашнее задание:

  • Найти в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова обращения. Выписать эти предложения, составить их схемы.
  • §.41, с.81.  упр.213.

Выставление оценок.

Оцените свое настроение, выбрав рисунок (слайд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока объяснения и закрепления материала по теме "Обращение" для 5 класса

Данная разработка ориентирована на использование материла на уроках по развитию речи по теме "Обращение" в  5 классе (программа Л.А. Ладыженской), 2014 г....