Главные вкладки
Методическая разработка урока "Обращение. Знаки препинания с обращением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка может использоваться как для проведения открытых уроков, так и для проведения обычного рабочего урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. С. Фатеева
Разработала учитель русского языка и литературы
Крыкун Ольга Александровна
село Красногвардейское 2022 год
ТЕМА: ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смещения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом ресевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего;
метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net ; http://www.zavuch.info ; http://www.intergu.ru ; http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html .
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Основные понятия: обращение.
Организационная структура (сценарий урока)
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Вступительное слово учителя: буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи… Недаром же хорошую речь называют музыкальной. (К. Станиславский).
Учащиеся слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная форма организации взаимодействия.
2 этап. Актуализация и пробное учебное действие.
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках. (Работа проводилась тремя творческими группами). Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями.
Учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы других. Строят понятные для партнера высказывания.
Групповая форма организации взаимодействия.
Промежуточный контроль: устные ответы.
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Эвристическая беседа, рассказ учителя.
- Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми).
- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей не приятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж, что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не постое это искусство – обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
- Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и другие).
Учащиеся формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Задают вопросы для уточнения информации.
Формы организации взаимодействия: групповая, индивидуальная.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения.
4 этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы.
- Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах – фотографии по теме заданной ситуации).
- Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.
1.Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3).
2.На каждой перемене случаются баталии между мальчишками. (Слайд 4).
3.Разговор с мамой даже у маленького человека вызывает массу положительных эмоций. (Слайд 5).
4.Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6).
5.Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь именно ей приходится думать и переживать буквально о каждом из вас. (Слайд 7).
6.А сколько еще добрых и хороших людей самых разных профессий встречаем мы ежедневно. (Слайд 8-12).
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
5 этап. Творческая практическая деятельность.
Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.
- Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон.
Почтальон. У меня сегодня много
Писем в сумке на боку.
Из Анапы, Таганрога,
Краснодара и Баку.
- Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь.
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
Промежуточный контроль: устные ответы, письменные работы.
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений на основе текста учебника, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам).
7 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
- Посмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:
1.Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения?
2.Сколько слов может включать обращение? (Обращение может состоять как из одного слова, так и из нескольких).
3.Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа).
4.В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной речи).
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Заключительная беседа по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.
Промежуточный контроль: листы обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

