Простое и сложное предложение (конспект и презентация)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Материал содержит подробный конспект по теме "Простое и сложное предложение", а также презентацию к уроку. Может быть использован как в качестве изучения нового материала, так и закрепления изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent.k_uroku-praktikumu.ppt718.5 КБ
Microsoft Office document icon urok-praktikum_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

СХЕМА-ПАМЯТКА «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ»

Слайд 3

СХЕМА-ПАМЯТКА «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ»

Слайд 4

БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ИГРАТЬ. Быть дома нельзя идти играть. Быть дома нельзя идти играть. , ,

Слайд 5

I . ВЫБРАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2. Сложные предложения – это предложения с однородными членами. 3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

Слайд 6

II . ВЫБРАТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ 1. С помощью обобщающих слов. 2. С помощью союзов. 3. С помощью порядка слов.

Слайд 7

III . ВЫБРАТЬ СХЕМУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. [- =], [- =]. 2. [- =]. 3. [- =, =,].

Слайд 8

IV . НАЙДИТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. 2.Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают. 3.Сверху моросит мелкий и холодный дождик

Слайд 9

ОТВЕТЫ I – 3 II – 2 III – 1 IV – 2

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - Параграф 46, правила на с.92; - с.94, упр.225



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская школа-интернат (среднего) общего образования»

Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Простые и сложные предложения»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мухамедханова Филия Салихьяновна

Урок-практикум по русскому языку

5 класс

«Закрепление по теме простые и сложные предложения»

Форма работы: комбинированная (фронтальная, парная); урок-практикум

 

Цели урока: закрепить понятие о сложном предложении; выработать умение различать простое и сложное предложение в тексте; отработать навыки письменной речи; знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных

Задачи урока:1.Обучающая: формировать умения и навыки по определению простого и сложного предложения; закрепить представления о видах предложения; отработать умения по выявлению средств связи в предложении; 2. Развивающая: развить устную и письменную связную речь; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся; 3.Воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок-закрепление.

Оборудование: учебник русского языка для 5-го класса, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., презентация, карточки, мультимедийный проектор, ПК, экран, презентация.

Ход урока

№ этапа

Этап

Примечания

I

Оргмомент

 (тетради, РМ: листочки, карточки Жердева)

II

Повторение пройденного материала

  1. Индивидуальное задание

- списать предложения, обозначить грамматическую основу, определить простое оно или сложное, составить схемы.

  1. Фронтальный опрос:
  1. Что такое предложение?
  2. Какие члены входят в состав грамматической основы?
  3. На какие два вида делится предложение?
  4. Чем отличается простое предложение от сложного?
  5. По средствам связи на какие группы делится сложное предложение?
  6. Что называется бессоюзным сложным предложением?

  1. Рассказ по схеме

- а теперь по своим ответам расскажите о простом и сложном предложении по схеме-памятке

 

Стр.33, № 28 (без разборов)

Устно

Слайд 2-3

III

IV

Закрепление

  1. Практическая работа

  1. Работа с предложениями

1.Дождь кончился.

2.Дети пошли в парк

- выделить грамматическую основу в предложениях

- определить вид предложения (пр\сл)

- составить их схемы

- составить из них 3 слож. предложения по следующим схемам:

А) [- =], [- =]

 Б) [- =], и [- =]

 В) [Когда - =], [- =]

- выделить в союзном предложении средства связи

- расставить ЗП

  1. Занимательная лингвистика
  1. Какой вид знака препинания ставится в СП? (запятая)
  2. Какова роль запятой в предложении? (разделяет части СП)
  3. Как нужно прочитать предложение, если мы видим запятую? (с паузой)

- Помимо разделения, запятая ещё может выполнять смыслоразличительную роль. Рассмотрим это на примере:

Быть дома нельзя идти играть

Поставьте запятую и посмотрите, какие по смыслу предложения получатся

 - таким образом запятая может выполнять и грамматическую роль – разделяет простые в составе сложного – и смыслоразличительную

Обобщение и контроль

  1. Итоговый фронтальный опрос

- что мы сегодня делали на уроке?

- что нового узнали?

  1. Мини-тест с взаимопроверкой

- выполнить работу, проверить у соседа по парте, поставить оценку:

«4»-без ошибок

«3»-1 ошибка

«2»-2 и более ошибок

Тест
I.
Выбрать определение сложного предложения.

  • Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
  • Сложные предложения - это предложения с однородными членами.
  • Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  • С помощью обобщающих слов.
  • С помощью союзов.
  • С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  • [–  =], [–  =].
  • [–  =].
  • .[–  =,  =,].

IV. Найти сложные предложения.

  • Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
  • Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
  • Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода. 

Ответы:

  1. 3
  2. 2
  3. 1
  4. 2
  5. 4

На доске – предложения

Проверка – на доске выходят по очереди

Слайд 4

Устно

Устно

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Домашнее задание:

- пар.46, упр.227

Список использованной литературы:

  1. Учебник русского языка для 5-го класса, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.-Просвещение,  2014
  2. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю/ Л.А.Жердева. – Новосибирск,2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"

Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...