Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Написание НЕ с существительными".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елена Ивановна Овчинникова

Тема: Написание НЕ с существительными.

 

Цели урока:

1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;

2. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слов, закрепить новый материал при выполнении упражнений;

3. Способствовать развитию логического мышления, активности на уроке, самостоятель-ности;

4. Способствовать развитию интереса к русскому языку, чувства помощи своим одноклассникам, аккуратности и внимательности при выполнении упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока1020 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Елена Ивановна

Конспект

открытого урока по русскому языку

Тема: Написание НЕ с существительными.

Цели урока:

1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;

2. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слов, закрепить новый материал при выполнении упражнений;

3. Способствовать развитию логического мышления, активности на уроке, самостоятель-ности;

4. Способствовать развитию интереса к русскому языку, чувства помощи своим одноклассникам, аккуратности и внимательности при выполнении упражнений.

Оформление доски: число, тема урока, слова в столбик (кофе, жалюзи, растяпа, Сочи, леди), слово «улыбается» для морфемного разбора, слово «дружочек» для словообразовательного разбора, схема «НЕ с существительными» (приложение 1), номер выполняемого упражнения (упр. 238, стр. 96; упр. 242, стр. 97), домашнее задание (§ 43; упр.241, стр. 96).

Оборудование: рабочие тетради по русскому языку, ручки, простые карандаши, ластики, линейки, учебники по русскому языку, доска, алгоритм (приложение 2).

План:

1) организационный момент (1 мин.);

2) проверка домашнего задания (5 мин.);

3) лингвистическая разминка (5 мин.);

4) сообщение темы и цели урока (1 мин.);

5) объяснение нового материала (10 мин.);

6) формирование умений и навыков (13 мин.);

7) домашнее задание (2 мин.);

8) подведение итогов (3 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Устно проверяется морфологический разбор слов из данного предложения: Боль в висках и темени.

Боль - сущ., т.к. обозначает предмет. Н. ф. – боль. Нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.; И. п., ед. ч. В предложении является подлежащим: (Что?) боль.

Отвечавшему задаётся вопрос: Какие морфологические признаки имени существительного ты знаешь?

В висках – сущ., т. к. обозначает предмет. Н. ф. – висок. Нариц., неодуш., 2-е скл.; П. п., мн. ч. В предложении является дополнением: Боль (в чём?) в висках.

Отвечавшему задаётся вопрос: Какие морфологические признаки имени существительного ты знаешь?

Темени – сущ., т.к. обозначает предмет. Н.ф. – темя. Нариц., неодуш., ср. р., разносклоняемое существительное, имеет окончание 3-го скл.; П. п., ед. ч. В предложении является дополнением: Боль (в чём?) в темени.

Отвечавшему задаётся вопрос: В чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?

III. Лингвистическая разминка

У доски работают 3 ученика.

1. Расставить ударение и определить род написанных на доске имён существительных:

кόфе (м. р.), жалюзú (ср. р.), растя́па (общ. р.), Сόчи (м. р.), ле́ди (ж. р.).

2. Сделать морфемный разбор слова: улыбается.

3. Сделать словообразовательный разбор слова: дружочек         дружок (суф.).

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока «Написание НЕ с существительными». Сегодня на уроке вы узнаете, в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, а когда – раздельно.

V. Объяснение нового материала

 Учитель: В русском языке существует единое правило слитного написания НЕ с разными частями речи. Если слово без НЕ не употребляется, то слово любой части речи с НЕ пишется слитно. Напомните мне пожалуйста правило написания НЕ с глаголом. (НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда без НЕ не употребляется, например, нельзя, негодовать.)

Учитель: Это единое правило не обошло и имя существительное. Если существительное без НЕ не употребляется, то с НЕ пишется слитно.

Давайте немного отвлечёмся и поиграем в небольшую игру. Вам нужно определить к какому слову относится прочитанное мною лексическое значение. Слова написаны на доске. Слушайте внимательно:

 

1. Грубый невоспитанный человек. Кто это? (Невежа.)

2. Человек, которому не сидится на месте. Кто это? (Непоседа.)

3. Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

4. Неаккуратный человек. (Неряха.)

Учитель: Молодцы! Как эти существительные пишутся с НЕ? (Слитно.)

Учитель: Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет.)

Учитель: А теперь попробуйте сформулировать первое правило написания НЕ с сущес-твительными. (Если существительное без НЕ не употребляется, то с НЕ пишется слитно.)

Учитель: Правильно! (Учитель обращается к схеме на доске.) Это самое первое правило, которое вы должны запомнить. Но обратите внимание: в этом случае НЕ входит в состав корня. Выделим корни в угаданных нами словах (1 учащийся выходит к доске):

невежа, неряха, непоседа, недотёпа.

Учитель: Молодец! Присаживайся. Но есть ещё одно условие, при котором существительное с НЕ будет писаться слитно (учитель обращается к схеме на доске): когда мы можем заменить существительное с НЕ синонимом без НЕ. Подберём к словам «неправда», «несчастье», «недруг» синонимы без НЕ:

неправда (ложь), несчастье (горе), недруг (враг).

Учитель: Как пишутся эти существительные с НЕ? (Слитно.)

Учитель: Могут ли эти существительные употребляться без НЕ? (Да.)

Учитель: Тогда почему они пишутся с НЕ слитно? (Потому что эти существительные можно заменить синонимами без НЕ.)

Учитель: Правильно! Обратите внимание, что в этом случае НЕ будет приставкой, а не входить в состав корня. Выделим в этих словах приставки и корни (1 учащийся выходит к доске):

неправда, несчастье, недруг.

Учитель: Молодец! Присаживайся. Но, ребята, существует в русском языке одно единственное условие, при котором НЕ с существительными пишется раздельно: когда есть противопоставление с союзом а. Например, Не правда, а ложь. Если слово «неправда» мы сначала написали с НЕ слитно, т. к. его можно заменить синонимом, то сейчас  НЕ пишется с существительным раздельно, т. к. есть противопоставление с союзом а. В этом случае НЕ является частицей.

Откройте учебник на стр. 95. Прочитайте правило. (Учащиеся самостоятельно читают правило.)

Учитель: Когда НЕ пишется с существительными слитно?

Учитель: А когда раздельно?

Учитель: Обратите внимание на то, как обозначается данная орфограмма на письме.

Учитель: Чтобы определить, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными, можно использовать схему, записанную на доске, или алгоритм. (Учащимся раздаются алгоритмы.) Как с ним работать? (Учитель объясняет, как работать с алгоритмом.)

Учитель: При выполнении упражнений используйте тот способ, который вам более удобен. А сейчас немного поработаем.

VI. Формирование умений и навыков

1. Объяснительная диктовка (письменно, в тетрадях).

Образец: Ненастье – это слово без НЕ не употребляется, поэтому пишем слитно; НЕ входит в состав корня; корень ненасть-.

 Говорить не правду, а ложь.

Не внимание, а рассеянность.

Не говори неправду.

2. Упр. 238, стр. 96 (самостоятельно, в тетрадях).

Уточним задание: 1 вариант выписывает словосочетания с существительными, в которых НЕ- - приставка; 2 вариант – словосочетания, в которых НЕ- - часть корня.

3. Тренировочное упражнение (устно).

Задание: подобрать к данным существительным антонимы с НЕ:

излишек (недостаток), вера (неверие), любовь (ненависть).

4. Словарный диктант (письменно, в тетрадях).

Независимость характера, небрежность в костюме, неполадки в делах, нехватка времени, невнимание к человеку, преодолеть ненависть.

Задание: указать, в каких словах НЕ- - приставка, а в каких – часть корня.

5. Упр. 242, стр. 97 (устно).

VII. Домашнее задание

§ 43 (выучить правило); упр. 241, стр. 96.

Учитель объясняет задание домашнего упражнения.

VIII. Подведение итогов

Учитель: В каких случаях НЕ с существительными пишется слитно?

Учитель: А когда раздельно?

Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал. Я произношу слово, а вы говорите только: «слитно» или «раздельно».

Неразговорчивость (молчаливость), недуг (не уп.); Не буря будит лес, а буйный лес будит бурю.

Учитель: Молодцы! А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы получить отличные оценки на следующем уроке?

Приложение 1

НЕ с существительными.

1. невежа

    неряха                                 Слитно:                                           Раздельно:

    непоседа              1. Без НЕ не употребляется.                       Есть союз а.

    недотёпа                                                  

                                                                                                        Не_правда, а ложь.

2. неправда              2. Можно заменить

    несчастье             синонимом без НЕ.

    недруг              

Приложение 2 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...