технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_slog_5_klass_russkiy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Учитель Лосевская Дарья Сергеевна

Тема:         Звук и слог*. Деление слова на слоги и

                для переноса. Фонетический разбор.

Тип урока. Уроки развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/р: самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.

М/п: пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

6ЛР: делить слова на слоги и переносить со строки на строку, различать эти процессы, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, производить фонетический разбор.

8ЛР: развивать чувство языка на основе игр со словами, языковых трансформаций.

* Материал учитель может разбить на два урока по своему усмотрению.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

– Какие вы знаете словарные игры, строящиеся на законах языка? (Метаграммы, «перевод» наоборот и др.)

1. – Расшифруйте метаграмму:

Я в горах расту обычно,

Крепок я, боюсь огня;

И комод, и шкаф отличный

Можно сделать из меня.

У на А перемените,

И тогда, коль захотите,

Я с водой стоять могу.

С Ы пасусь я на лугу.

                (Бук, бак, бык.)

С С на дереве расту,

С Ж по дереву ползу.

                (Сук, жук.)

2. – Попробуйте «перевести» на русский язык фразу: Ф дрофе зител гуснечиг.

– Придумайте и обсудите аналогичные примеры в парах.

– Какая особенность русских звуков обыгрывается в этих «переводах»?

3. Беседа с опорой на домашнее задание.

– Какая наука изучает обозначения звуков на письме?

– Какие соотношения возможны между буквами и звуками в русском языке?

– Приведите примеры из домашнего задания (упр. 24), где букве не соответствует звук, где буква обозначает один звук. В каких случаях такое возможно?

П. – Прочитайте самостоятельно подобранные предложения с ь и ъ.

– Предложите к ним задания.

Класс выполняет задания, подготовленные учениками.

Личностные результаты

1. Интерес к изучению русского языка.

2. Умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, её богатые возможности.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

III. Мотивирующее введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.

1. Чтение  учеником стихотворения

М. Либина «Про гонцов­молодцов». 

– Определите, какой закон языка обыгрывается в стихотворении.

– Сформулируйте тему урока. Откройте учебник и уточните формулировку.

– Как вы думаете, почему слог изучается после звука?

– Какой раздел языка изучает звуки речи? (Фонетика.)

2. Осмысление темы урока, планирование деятельности.

Упр. 27.

Самостоятельное чтение текста с установкой:

а) – Ответьте на главный вопрос упражнения. б) – Свяжите полученную информацию с темой урока.

Упр. 28.

– Как вы поняли, что такое папирус? В каком ещё значении употребляется в русском языке это слово?

Выполнение задания после текста упражнения и формулирование вывода об особенностях русского ударения.

– На основе выполненных заданий составьте план работы на уроке.

Регулятивные УУД

1. Осознавать мотив деятельности.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Определять последовательность действий (составлять план).

4. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

IV. Постановка учебной проблемы.

Работа по учебнику под рубрикой «Определяем основной вопрос урока».

(Использовать материал предметного диска – проблемная ситуация,  урок 5–6.)

Учитель предлагает записать слова в тетрадях и выполнить деление на слоги и для переноса, а затем сравнить результаты.

Ученики фиксируют расхождение мнений при делении на слоги и для переноса слов клюква, брусника. (Если расхождения мнений не было, учитель предлагает свою версию: клю/ква, бру/сни/ка.)

– Почему именно в словах клюква и брусника возникли разногласия, оказались возможны такие варианты? (Рядом находятся два согласных звука.)

– Приведите другие примеры, где деление на слоги может вызвать затруднение. (Речка, узкий, сестра.)

– Сформулируйте проблему.  (Чем отличаются деление слов на слоги и перенос со строки на строку? Как правильно разделить слова на слоги и для переноса?)

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над особенностями слогов в русском языке.

(Использовать материал предметного диска – открытие новых знаний к §3.)

а) Слова представлены на слайде:

1) дома, голова, солома;

2) кровать, пример, проезд;

3) строгость, спрос, стройка;

4) всплеснуть, вздремнуть, взгляд, встреча.

– Разбейте на слоги и сравните.

– Объясните, по какому принципу слова разбиты на четыре группы (П. Можно предложить ученикам самим систематизировать слова):

1) до/ма, го/ло/ва, со/ло/ма;

2) кро/вать, при/мер, про/езд;

3) стро/гость, спрос, строй/ка;

4) вспле/снуть, вздре/мнуть, взгляд, встре/ча.

– Обратите внимание на количество согласных звуков в составе слога (1, 2, 3, 4), а также на общее количество звуков в слоге. Сделайте вывод об особенностях состава слогов в русском языке.

б) – Понаблюдайте, как разбиты слова на слоги (можно представить на слайде), и сделайте вывод об особенностях слогоделения при стечении согласных.

ве/тка                вер/ба

дру/жба                пол/ка

не/сти                стан/ция

2. Упр. 29 – развитие умений читательской деятельности при работе с учебно­научным текстом.

– Найдите ответ на вопрос, как правильно разделить слова на слоги, прочитав  текст в рамке.

Чтение про себя (самопроверка) и ответ на поставленный вопрос.

1) Озаглавливание.

2) Нахождение «важных» мыслей (опора на композиционное строение текста).

3) Формулирование (запись вопросов), подбор примеров.

4) Пересказ с опорой на план.

5) Ответ на основной вопрос урока (после текста в рамке).

3. Упр. 30 – наблюдение над переносом слов со строки на строку и формулирование предварительных выводов об особенностях переноса.

4. Просмотровое чтение текста в рамке о правилах переноса и сравнение с предвари-тельными выводами, поиск сходства и различия.

Вопросы на углубление понимания после текста в рамке:

– Правила переноса – это закон языка или правило письма?

– В каком разделе языка изучаются правила письма? (Орфография.)

– Как правильно разделить на слоги слово сестра? а перенести? Почему?

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами «гибкого» чтения, т.е. перестраивать стратегию чтения в зависимости от целевой установки.

2. Выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости.

2. Осуществлять речевой самоконтроль.

VI. Развитие учебно­языковых умений.

Н. 1. – Выпишите из упр. 27 слова с самым большим количеством слогов и разделите их на слоги. (Не/о/бхо/ди/мость, о/сла/бе/ва/ет, ра/спа/да/е/тся, ра/зде/лё/нны/е: возможен вариант: лён/ны/е.)

2. Упр. 31 – развивается умение делить слова на слоги, определять характер слогов (ударные, безударные), выполнять фонетический разбор слова.

Самостоятельное выполнение по заданиям учебника.

Фонетический разбор слова его по схеме в упражнении.

П. 1. Диктант «наоборот». Слова нужно записать, предварительно разделив их на слоги и поменяв слоги местами: навес, шарик, кайма, порка, жало, ельник, атом, казна, лунка, тополь.

Запись: весна, рикша, макай, капор, ложа, никель, тома, наказ, к[а]лун, п[а]льто.

– В каких словах вы заметили «ошибку»? (Слово казна нужно разделить ка/зна,  поэтому получается знака, а не наказ, для слов лунка и тополь предлагается не орфографическая, а фонетическая (в транскрипции) запись.)

– Дайте толкование незнакомых слов.

– Подчеркните орфограммы­буквы.

– Назовите слова, в которых поменялся слоговый состав (атом, ельник).

2. Наблюдение над ролью слогов в поэтической речи.

– Прочитайте «Мышкину считалку» В. Левина и подсчитайте, сколько слогов в каждой строчке. (Использовать материал предметного диска – стихотворение к §3.)

Раз, два, три, четыре,

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нём одна дыра,

Значит, ...

– Выберите последнюю строчку стихотворения:

… мало в нём нутра.

… вкусным был вчера.

… толстая кора.

… съели повара.

… есть его пора.

– Объясните, почему подходит каждое предложенное окончание (авторское окончание – второе).

– Почему нельзя закончить стихотворение строчкой значит, очень любит сыр детвора, хотя слова дыра – детвора рифмуются?

– Сделайте вывод о роли слогов в поэтической речи.

– Что было новым, интересным на уроке?

– Попробуйте оценить себя, опираясь на алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать?

2. Удалось ли получить результат?

3. Всё выполнено полностью верно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Каков был уровень задания?

6. Определи уровень успешности и оценку, которую ты себе поставишь.

Примечание: с данным алгоритмом ученики знакомы из начальной школы, поэтому следует лишь напомнить основные положения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материла.

2. Самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения и письма.

ТОУУ

VII. Итог урока.

1. – Назовите ключевые слова урока и сравните их с ключевыми словами темы. Ответьте на основной вопрос урока.

2.  Исправьте фонетические ошибки, которые допустил писатель, назвав своих героев «зеркальными» именами: Оля – Яло, друг – Гурд, попугай – Ягупоп.

([ол,а] – алё, [друк] – курд, [папугай] – ягупап.)

VIII. Домашнее задание.

Н. Упр. 32.

П. – Подберите предложение с многосложными словами из учебника истории для 5­го класса. Покажите возможности деления слов на слоги и для переноса в этих предложениях. Произведите фонетический разбор одного из слов (на выбор).

Познавательные УУД

Самостоятельно вести поиск информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...