Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Галина Владимировна Манина

Тема: Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Технология: развитие критического мышления

Цели урока:

     Образовательные:

  • углубить, обобщить и систематизировать знания о деловом стиле речи;
  • совершенствовать навыки стилистического анализа текстов.

     Развивающие:

  • развивать умения выделять главные признаки и делать обобщающие выводы;
  • развивать логическое мышление, речь обучающихся.

    Воспитательные:       

  • формировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
  • способствовать социализации личности.

     Методы обучения: наглядные, словесные, практические; частично-поисковые; самостоятельная работа; метод создания ситуаций апперцепции ( внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие); метод создания благоприятного общения, метод убеждения обучающихся в значимости знаний; метод самоконтроля, перепутанные логические цепочки, толстые и тонкие вопросы.

     Межпредметные связи: обществознание

Обеспечение занятия: технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

     Наглядные пособия: электронная презентация, видеоролики мультфильмов, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Факультативное занятие29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив по русскому языку

Учитель: Манина Галина Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 5 А.

Тема: Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Технология: развитие критического мышления

Цели урока:

     Образовательные:

  • углубить, обобщить и систематизировать знания о деловом стиле речи;
  • совершенствовать навыки стилистического анализа текстов.

     Развивающие:

  • развивать умения выделять главные признаки и делать обобщающие выводы;
  • развивать логическое мышление, речь обучающихся.

    Воспитательные:        

  • формировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
  • способствовать социализации личности.

     Методы обучения: наглядные, словесные, практические; частично-поисковые; самостоятельная работа; метод создания ситуаций апперцепции ( внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие); метод создания благоприятного общения, метод убеждения обучающихся в значимости знаний; метод самоконтроля, перепутанные логические цепочки, толстые и тонкие вопросы.

     Межпредметные связи: обществознание

Обеспечение занятия: технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

     Наглядные пособия: электронная презентация, видеоролики мультфильмов, раздаточный материал.

Ход урока

I.  Организационный момент.

  1) Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению темы,  я хотела бы, чтобы Вы посмотрели сценку.

Сценка

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе – 
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать – 
Права у всех равны.

- Почему именно с этого стихотворения мы начали  наше занятие?

- А где , ребята, мы можем узнать о своих правах?( Декларация прав ребёнка,   Конвенция о правах ребёнка, Конституция, Семейный кодекс ).

-Как можно одним словом назвать всё это?(Документы)

-Какой стиль обслуживает эту сферу деятельности?(Деловой стиль)

-  Сегодня предметом нашего внимания  будет деловой стиль.

- Я вам напомню, что такое стиль речи.

Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.

- Определите цель  занятия. ( Углубить, обобщить и систематизировать знания о деловом стиле речи; совершенствовать навыки стилистического анализа текстов).

Запись даты и темы.

- Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

I. Изучение нового материала.

1) Работа с таблицей.

Перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:

Цель

Сфера применения (использования)

Особенности стиля

Жанры

(Типы документов)

Лексика

(Устойчивые обороты)

А также опорные карточки с определённым содержанием:

Информация

Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг

Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование

Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление

В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.

- Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на доске)

- Вы, наверное, заметили, что для официально-делового стиля характерно использование  устойчивых стандартных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная, исполнительная, сфере делопроизводства.

     II Закрепление нового материала

2) Работа с текстом.

- Перед вами текст.

     

    КОНСТИТУЦИЯ РФ

 

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

       КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Задания по группам:

1 группа –  найти лексические признаки.

2 группа – найти морфологическим признаки.

3 группа – найти синтаксическим признаки.

Примерные ответы  первой группы:

Лексические признаки:1) языковые штампы : за исключением случаев.  

2) родовое понятие: родители, семья, обязанность, учреждение, предприятие

3) профессиональная терминология: образование, право, воспитание, обязанность.

В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях.  Лексика предельно обобщена. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям.

Примерные ответы  второй группы:

 Морфологические признаки:

1) существительные;

2) отглагольные существительные  (воспитание, проживание, образование);

3) инфинитивы: (должны заботиться,  жить и воспитываться, получить );

Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла.

Примерные ответы  третьей группы:

       К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:

1) употребление простых предложений с однородными членами:  обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.

Каждый грамотный человек должен уместно использовать те или иные языковые средства, знать закрепленные нормы словоупотребления.

-О каких важных и значимых правах идёт речь в тексте?

(О праве на образование, семью, жизнь)

3. Психологический тренинг

-Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

3) Видеоролики мультфильмов

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении каких прав говорится в мультфильме?

Слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Золушка», «Гадкий утёнок», «Сказка о царе Салтане», «Цветик-семицветик»).

-Не забывайте, что у вас есть не только права, но и обязанности.

4) Финк-райт-раунд

«Права и обязанности» (финк-райт-раунд – «подумай- запиши- обсуди):

распределить в два столбика: 1-й- права, 2-й- обязанности:

1.      бесплатное образование

2.      активность в приобретении знаний

3.      уважать мнение всех учащихся и учителей

4.      удобное рабочее место

5.      посещать школу в предназначенное для этого время

6.      защита личной собственности

7.      посещение школьных мероприятий

8.      не пропускать занятия без уважительных причин

9.      вести себя корректно на переменах и уроках

10.   деловое сотрудничество с учителем

11.   соблюдать ПДД , а также технику безопасности

12.   беречь школьное имущество

(ОТВЕТЫ: Права: 1,2,4,6,7,10 Обязанности: 3,5,8,9,11,12)

5) Письменная работа

 -Проверим на практике, как вы усвоили языковые особенности делового стиля.

Запишите несколько прав, которыми должен обладать обучающийся 5 класса .

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

 Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

 После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

III. Итог.

- То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин “Официально-деловой стиль”.

Вопросы для повторения:

- Назовите основную цель официально-делового стиля?

- Какова сфера применения данного стиля?

- В чём особенности официально-делового стиля?

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  Я имею право быть чёрным и белым.

  Я имею право быть ловким и смелым.

  Ты имеешь право иметь своё имя.

  Ты имеешь право быть просто любимым.

  Мы имеем право на всём белом свете.

  Мы имеем право! Мы – дети!

Рефлексия: зажмите руку в кулак и… 
v кому было интересно – разогните мизинец 
v кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный 
v кто хорошо работал – средний 
v кто помогал работе в группе – указательный 
v кому урок понравился - большой 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.

В презентации содержится материал для изучения темы "Публицистический стиль"....

Характеристика текста: сфера применения , функция речи, характерные для стиля языковые и речевые средства.

Работа в группах. Понятие текста (качество, тема), стили текста, стилистические средства....

рекламное объявление как вид текста публицистического стиля; его структура и языковые особенности

Данная  презетнация может быть использована на уроках русского языка в разделах " Стилистика", " Лингвистика текста", " Культура речи...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Методическая разработка по теме "Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования".

Разработка уроков для студентов СПО, обучающихся  профессии «Автомеханик». Цель: показать методику применения межпредметных связей на уроках русского языка....

Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности.(Презентация к открытому факультативному занятию)

Факультатив по русскому языку.Тема: Деловой стиль. Задачи. Сфера применения. Языковые особенности.Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыковТехнология: развитие критического мышленияЦели ур...

Официально-деловой стиль. Стилеобразующие факторы и языковые особенности.

Официально- деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений, которая охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную от...