Конспект по теме "Термины и профессионализмы" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект по русскому языку  по теме "Термины и профессионализмы" (6 класс) по учебнику Рыбченковой Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_terminy_konspekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № _______________

Учитель _____________

Дата__________________

Тема: «Термины и профессионализмы»

Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах и терминах

Задачи:                                                                                                                       предметные:  формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;

метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи;  развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.

личностные:  воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса  к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале.

Приветствуют.                    Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Орфографический практикум (стр.90)

Диалектизмы, неологизм, территория, общеупотребительные слова, народные говоры, художественные произведения.

Запись в словарные тетради

  1. Актуализация опорных знаний

Воспроизведите схему «ЛЕКСИКА». Прокомментируйте.

Продолжите фразу:

  1. Историзмы - это…
  2. Архаизмы - это…
  3. Неологизмы - это…
  4. Диалектизмы – это…

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

  1. Мотивация УД.

К…мбуз, штанга,  м..ляр, н..тюрморт,  штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы.

Все ли  значения слов вам понятны?

Часто ли вы слышите их в речи?

Действительно, эти слова ограничены  в употреблении.

Вы заметили, что эти слова  используют люди определенных профессий.

Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

Читают, анализируют, осмысливают.

(Ответы: нет, только у людей разных профессий).

Спрогнозируйте тему  урока, поставьте цель, определите задачи.

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой.

  К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.

Например, у компьютерщиков:

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows

фать, материнка - материнская плата

чайник - начинающий пользователь

глюк - некорректная работа оборудования

пентюх - Pentium

квак - игра Quake(Куэйк)

лазарь - лазерный принтер

  1.         Физкультминутка

Один учащийся проводит разминку

Делают разминку.

  1. Работа над темой.

Давайте пофантазируем и определим профессию по профессионализмам.

а)  фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание  — ... ;

б)  апачи, капштейн, ловитор, перш  — ... ;

в)  каюта, якорь, корма, иллюминатор  — ... ;

г)  трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура  — ... .

Д л я  с п р а в о к: строитель, моряк, цирковой артист, шофёр.

Конспектируют слова в тетрадь.

  1. Закрепление материала.

ТЕРМИНЫ - слова, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий.

Работа с учебником  - прочитать теоретический материал на стр.90 и 91.

Выполнение упр. 172 (устно).

Главная мысль текста – необходимость составления словарей и изучения новых слов профессиональной лексики.

Облетать – испытать новый самолёт в воздухе.

Необлётанная машина – новая, непривычная машина.

Дробь – сигнал прекращения работы.

Лабух – жаргонное название музыканта.

Выполнение упражнения 173.

Речь идёт о привычке говорить на языке моряков, употреблять профессиональную морскую лексику.

Беседка – висячее сиденье на корабле.

Кошка – маленький шлюпочный якорь.

Трап – лестница.

Банка – скамейка.

Камбуз – кухня.

Выполнение упражнения 174.

1 – физика.

2 – химия.

3 – биология.

4 – языкознание (руссктй язык)

5 – информатика.

Коллективная работа.

Выписывают слова, определяют принадлежность.

Выписать профессионализмы.

Записать названия наук.

  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке?                                                 2.Понятен ли вам новый материал?                                            3. В чем вы не совсем разобрались?                                            4. Какие вопросы по теме у вас остались?                                       5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:


  1. Домашнее задание

Упр.176, правило.

Запись в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English").  ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...