Отрицательные местоимения. Русский язык 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кузьменко Екатерина Владимировна

Цели:

Обучающая: усвоить, как образуются и изменяются отрицательные местоимения, научить распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения высказываться на определённую тему, формулировать свои суждения и отстаивать их.

Воспитывающая: закрепить навыки самостоятельной работы, добывать информацию, коллективно трудиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_klass_otritsatelnye_mestoimeniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отрицательные местоимения.

Цели:

Обучающая: усвоить, как образуются и изменяются отрицательные местоимения, научить распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения высказываться на определённую тему, формулировать свои суждения и отстаивать их.

Воспитывающая: закрепить навыки самостоятельной работы, добывать информацию, коллективно трудиться.

Оборудование урока: раздаточный материал, листы бумаги, маркеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.  Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь.

Мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа.

II. Повторение и систематизация изученного материала. Создание проблемной ситуации.

1. Организация наблюдения над материалом. 

Слово учителя. Я хочу, чтобы вы прочитали историю, которая произошла с пятиклассниками Костей, Настя и Стасом.

Собрались трое пятиклассников и стали спорить: «Кто лучше сказку расскажет?»
Костя начал:

– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто.   Однажды отправился он путешествовать и по нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему часть от найденного. Что оставил он себе?

А Настя говорит:

 – Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть .А у него что осталось?

Стас посмеялся и сказал:

– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.

– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

2. Эвристическая беседа.

Слово учителя. Интересная история произошла с пятиклассниками?

  • В чём суть спора?
  • А как вы думаете, чем нам интересен этот текст? (В нём много местоимений.)
  • Какую работу  по этому тексту можно провести? (Выписать местоимения и определить их разряд.)
  • А  с какой целью я даю вам это задание? (Повторить  разряды местоимений.)

3. Работа с текстом.

Слово учителя. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. Вспомните всё об этих местоимениях. (Проверка, на доску пишется данное задание.)

личные

возвратное

вопросительные

неопределённые

отрицательные

Он, я, него, вы, у кого

себе

Кто, что

Некто, нечто, кто-то, что-то, кого-то, некотором, некоего, каком-то, какой-то.

Никто, никого, никому,

Ничего, нечего, не о чем, не о ком, ни в каком.

  • Итак, осталась  последняя группа. Назовите эти местоимения. Как бы вы назвали этот разряд? (Отрицательные местоимения.) Почему так?

Обобщение  учителя. Вы совершенно верно определили  разряд этих местоимений. Они называются отрицательными, потому что выражают отрицание или отсутствие предмета или лица.  

III. Формулирование темы и запись в тетради.

Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Запись темы урока  в тетради  и на доске «Отрицательные местоимения и их правописание».

IV. Целеполагание. Итак, тема нашего урока «Отрицательные местоимения». А какую цель мы сегодня  поставим перед собой? Что нам необходимо знать об отрицательных местоимениях и чему мы  хотим научиться?

Знать

Уметь

Как образуются и изменяются отрицательные местоимения.

Правильно писать отрицательные местоимения.

V. Организация самостоятельных выводов учащихся.

Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на доску, в центре которой написано слово отрицательные местоимения. Как вы думаете, какую работу я вам сейчас предложу? (Правильно, составление кластера) и дальнейшее его комментирование. (Работа в группах.)

Проверка и оформление кластера на доске. Комментарий нескольких групп.

  • Обратить  внимание на  склонение по падежам. Просклонять устно  НИЧТО.

VI. Организация первичного узнавания и нахождения.

Слово учителя. Мы с вами познакомились с теоретическим материалом, а сейчас попробуем  найти их в тексте упражнения 425 (устно).

VII. Формирование и  отработка умений  находить отрицательные местоимения и правильно их писать.  

  1. Работа по карточкам. Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму и объяснить написание, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть отрицательные местоимения.

Карточка №1

1. Худо тому, кто (не) делает д…бра (н..)кому. 2. Пустые речи и слушать (н..)чего. 3. Г..ворит день до вечера а слушать (н..)чего. 4. Упрям..го (н..)чем  (н…) убедишь. 5. Худого человека (н…)чем (не)уважишь.

Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания.

Вывод: Когда в отрицательных местоимениях пишется НИ, когда НЕ? (Под ударение НЕ, без – НИ.)

       2. Игра  «Будь внимателен».

Слово учителя.  Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Будь внимателен».

Цель работы: правильно написать отрицательные местоимения. Взяв в одну руку табличку с предлогом, а в другую – с местоимением, показываю их классу. Учащиеся должны записать отрицательное местоимение с предлогом, составить с ним словосочетание. Например, в одной руке табличку с отрицательным местоимением НЕЧЕГО, в другой – ИЗ. Ребята записывают НЕ ИЗ ЧЕГО.

Таблички: НЕЧЕГО-ИЗ, НИКАКИЕ-ЗА, НЕКОМУ-К, НИКОГО-ДЛЯ, НЕЧЕМ-НА, НИЧТО-ВО, НЕКОГО-ОТ, НИКАКОЙ-С.

Запись в тетрадях.

  1. НЕ ИЗ ЧЕГО сделать
  2. НЕ К КОМУ пойти
  3. НЕ НА ЧЕМ уехать
  4. НЕ ОТ КОГО получать
  • НИ ЗА КАКИЕ деньги
  • НИ ДЛЯ КОГО не секрет
  • НИ ВО ЧТО не верить
  • НИ С КАКОЙ подругой не сравнить

Карточка-информатор.

НИ У КОГО нет и сомнения:
Частица, предлог, местоимение
Раздельно пишутся – в три слова.
Нет легче правила такого.

  1. Работа по карточкам. Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму и объяснить написание, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть отрицательные местоимения.

Карточка №2

1. Я не буду спорить (н…) (с) кем из вас. 2. Когда увлечёшься работой (н..) о (чём)  (не) хочется больше думать. 3. И муха плачет(?)ся на то что ей (Н…)кто (н…) (в)чём  никак помочь не хочет.  4. (Ни) (с) (кем) не считался и  без друзей остался. 5. (Ни) (о) (чём) не беспокоился  Никита.

Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания.

Вывод: Как пишутся отрицательные местоимения с предлогом? (В три слова.)

VIII. Слово учителя. Теперь давайте ещё раз вспомним всё об отрицательных местоимениях, а поможет нам в этом составленный кластер. Особое внимание обратим на правописание НЕ и НИ, это нам нужно для того, чтобы правильно выполнить тест.

Я думаю, что сейчас мы  готовы к  проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал.

IX. Контроль усвоения  знаний с последующей проверкой.

Тест

Е

И

Раскрой скобки

1

Н..чего рисковать

Н..чем не удивишь

Н..чего не видел

Не пригласил н..кого

Объединиться н… с кем

Н..что не раздражало

Сожалеть н…о чем

Н… у кого не узнавал

Н…  на кого рассчитывать

Н…кого винить

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тесты сдаются на проверку(оценка всему классу).

X. Проверка. Ключ 1е,2и,3и,4и,5е,6и,7е,8и,9е,10е.

Слово учителя. Давайте посмотрим у кого, что получилось. 1 ошибка – 5, 2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3.

XI. Рефлексия. Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте вспомним наши цели и, которые мы ставили в начале урока и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

 

Знать

Уметь

Как образуются и изменяются отрицательные местоимения

Правильно писать отрицательные местоимения

XII.Домашнее задание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. класс

Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основно...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...