Применение современных педагогических технологий - залог успешного результата
статья по русскому языку

Ипкаева Раиля Хафизовна

Актуальность темы заключается в том, что современная система образования, требует внедрения новых педагогических технологий, для того чтобы, молодое поколение самостоятельно реагировало на вызовы современности.

Ключевые слова: педагогические технологии, миссия, рыночные условия, системы ценностей, профессиональная позиция, образовательные потребности, поликультурный класс, репродуктор знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6.06.2020.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ипкаева Р.Х.,

преподаватель русского языка и литературы

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Доклад

 на тему:

«Применение современных  педагогических технологий - залог успешного результата»

Саранск 2020

Актуальность темы заключается в том, что современная система образования, требует внедрения новых педагогических технологий, для того чтобы, молодое поколение самостоятельно реагировало на вызовы современности.

Ключевые слова: педагогические технологии, миссия, рыночные условия, системы ценностей, профессиональная позиция, образовательные потребности, поликультурный класс, репродуктор знаний.

 «Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить», - сказал Путин, выступая с посланием Федеральному собранию. Он отметил, что начальная школа в России уже признана международными экспертами одной из лучших в мире. Также глава государства предложил усовершенствовать систему профессиональной ориентации. По его словам, одним из основных конкурентных преимуществ являются знания, технологии. "Нужна нормативная база для беспилотных и цифровых технологий", - отметил президент России.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжелые времена. Порой внедрения новшеств происходит на неподготовленной почве, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить студентов добывать информацию, понимать ее и применять на практике.

       Миссия образования состоит в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, а значит, и в том, чтобы научить сегодняшних детей и подростков самостоятельно реагировать на вызовы современности. В содержании понятия "вызов", которое рассматривается как "требование явиться куда-либо, призыв к борьбе или состязанию, поступок, оцениваемый как объявление борьбы или оскорбление общепринятых норм. Таким образом, когда систему образования призывают "ответить на вызовы времени", ее побуждают продемонстрировать реакцию нападения. На что "нападать", как сориентироваться в вызовах, предъявляемых образованию? Что представляет собой пространство этих вызовов?

     Образование стремительно превратилось в полноправного участника рынка. Практически все образовательные организации в настоящий момент строят свою деятельность в рыночных условиях, требующих конкурентоспособности в количестве и качестве услуг, предоставляемых условий, привлеченных средств, кадрах и т.д. Если образовательное учреждение имеет низкую конкурентоспособность, путь известен: оптимизация, присоединение к другому учреждению, в худшем случае - ликвидация. Очевидно, что включение в рынок сопровождается серьезными проблемами:

1. Изменение системы ценностей. Ценности педагогической деятельности исторически и до сих пор связаны с содержанием образования - учебной дисциплины (если речь идет об обучении) и личности (если мы говорим о воспитании) - но не с  зарабатыванием  денег и получением прибыли.

2. Определение  результата деятельности работника образования. Ранее эта проблема не была настолько острой, поскольку образование рассматривалось во многом как служение, направленное на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, человека-творца. Исторически становление российского педагога происходило в контексте ценностей гуманизма и патриотизма, сочетавших в себе ориентацию на интересы общества и государства, собственная профессиональная позиция и деятельность воспринимались учителем как служение этим интересам, как форма духовной деятельности. Поэтому образование относится к сфере культуры, которая "состоит из ядра в виде системы ценностей и защитного пояса, содержательно-смысловым наполнителем которого являются... традиции" [4, с. 22 - 25].

Необходимость сохранения ценностей, обеспечивающих стабильность общественного устройства, с одной стороны, обусловливает высокое сопротивление предлагаемым изменениям, а с другой - вполне оправдывает консервативность отечественного образования и его институтов [5; 6].

     Каким должен быть современный преподаватель и какие умения нужны ему в современном  мире?

1. Преподаватель сегодня должен эффективно реагировать на образовательные потребности учащегося, уметь эффективно организовывать процесс обучения и управлять им, использовать ИКТ для обучения, гибко оценивать полученные образовательные результаты.

2. Он должен уметь преподавать в поликультурном классе и интегрировать детей со специальными потребностями.

3. Востребованным сегодня является умение дать профессиональный совет, консультацию родителям, устанавливать партнерские отношения не только с ними, но и с другими субъектами образовательного процесса и заинтересованными в нем организациями.

4. На уровне образовательного учреждения, серьезным требованием к нему является умение работать в команде, планировать не только свою работу, но и участвовать в планировании работы всего образовательного учреждения.

     Ответом на вызовы современности, считаю применение на уроках (занятиях) русского языка и литературы новых педагогических технологий.

        Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластёнин).

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии

а)технология дифференцированного

б)технология концентрированного обучения

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения
  2. Технология эвристического обучения
  3. Диалоговые технологии
  4. Игровые технологии
  5. Информационно-коммуникационные технологии

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

   Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Основная цель в моей работе  – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку  студентов.

В своей педагогической деятельности успешно применяю современные педагогические технологии (РКЧМ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий),   реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

   Считаю, что уроки литературы   должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видео- сопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее  мультимедийными  возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы. Так, при изучении  творчества  Пушкина  студенты с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, арию Онегина; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность прослушать романс «Я помню чудное мгновенье».

     Оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Например, при изучении творчества Ф.М.Достоевского показываю фрагменты художественного фильма «Преступление и наказание».

   Намного интереснее становятся уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя не в форме традиционных лекций, а в виде виртуальной экскурсии. Большой интерес вызывает у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова (в Тарханы), Шукшина (в Сростки), Л.Толстого (в Ясную Поляну). Фото- и видео-объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества.

    Конечно, в современном  колледже  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого студента   запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Список использованной литературы

1. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint в проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе / Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. №5

2. Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования / Минск: Красико-Принт, 2015.

3. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.

4.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные  технологии обучения. Инстр. Профессионального образования.- М.,1995

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935 - 1940.

 6. Словарь русского языка: / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2017. 1200 с.