«Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ. «Шаги по лестнице успеха». (Ловушки ЕГЭ).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Токарская Валентина Александровна

Экзамен  по русскому языку в 9-ом и  11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к  ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе с тестовыми технологиями в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagi_po_lestnitse_ege_2.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Я думаю, моё выступление будет более полезным для учителей молодых!

Экзамен  по русскому языку в 9-ом и  11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к  ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это  не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, так как количество часов не соответствует объёму и сложности изучаемого учебного материала, уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, всё меньше детей читающих. (орфоэпические,  стилистические нормы русского языка)  

      Конечно,  все это   пугает и  учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 –го, так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена, каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся  справиться с заданиями на экзамене.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ.  При довольно небольшом  количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение многих разделов на практике бывает крайне сложным, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

         Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

 Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания.  Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от  подобных.

   В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать   аналогичные  задания из частей А и В.  Например:

  • Составьте шесть-семь вариантов А3, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
  • Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок.

     Таким образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

     На самом деле  в  учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

В процессе практической подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку обнаружила, что зачастую найти правильный вариант ответа помогает даже не знание правил, а умение работать со структурой задания, поэтому стержнем  при подготовке к ЕГЭ явилась простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения, схемы. Изучив литературу  по данному вопросу в сети Интернет, в учебно-методических пособиях, стала активно использовать новые принципы и подходы при подготовке к ЕГЭ.

Справочное пособие Надежды Вениаминовны Смирновой «ЕГЭ без проблем» создано с целью оказания учебно-методической помощи учащимся и преподавателям общеобразовательных и средне – специальных учебных заведений в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Пособие помогает сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию у учащихся, развивает навык структурного анализа заданий частей А, В и С вариантов ЕГЭ. Пособие построено в соответствии с логикой работы по выполнению заданий варианта ЕГЭ. В основной части представлен учебный материал в сжатой, удобной для восприятия форме: алгоритмы, таблицы, схемы, практикум для каждого из заданий частей А и В, рекомендации по выполнению задания С.

Приложения предлагают классификацию ошибок (фактические, логические, речевые, этические), сопровождающуюся примерами, варианты репетиционного ЕГЭ. Особую значимость и ценность пособие представляет с методологической точки зрения. Смирнова Н.В., в полной мере владея инновационной технологией минимизации учебного материала и алгоритмизации действий учащихся при решении лингвистических задач, показывает реальные пути к достижению успеха, так как позволяет экономить время  выполнения заданий ЕГЭ. А это очень важно!!! Метод выполнения заданий, заключается в следующем: алгоритм настраивает на пошаговое решение задач, далее в сжатой форме систематизирован теоретический материал. Особое внимание уделяется провокационным моментам. К отдельным заданиям даются комментарии, акцентирующие внимание на сложных случаях. Практикум состоит из разнотипных заданий. В приложении имеются ключи к ним. Такой способ разработки содержания пособия помогает реализовать основной замысел автора - помощь в достижении успеха.

Пособие написано в доступной для учащихся диалоговой форме. Практические задания носят деятельностный характер и помогают сформировать общеучебные навыки у учащихся к выпускному классу.

Данная работа, считаю, будет востребована. В настоящее время учащиеся испытывают серьёзные трудности как при освоении учебного материала по русскому языку, так и чисто в психологическом плане. Пособие помогает выпускнику преодолеть страх перед новой формой государственной итоговой аттестации.

Думаю, пособие будет интересно не только учащимся, но и учителям - словесникам, т.к. может оказать значительную помощь в их практической деятельности.

  Сборник  представляет собой справочник  ЕГЭ, где собран и обобщён материал по каждому заданию части А и В. Ничего нового, просто материалы собраны в соответствии с заданиями ЕГЭ, это удобно: не надо «рыться» в разных справочниках, да и ученикам не так страшно, объём небольшой.

Распределив пошагово работу с заданием,  предлагаю вам увидеть, что за секунды можно выполнить задание, не «загружаясь» всем предложенным в нём материалом. Поэтому многие алгоритмы часто начинаются со слов «предложения не читай».

А вот что очень важно, так это выделить все ограничители в каждом задании. От этого зависит, всё ли вы предусмотрите при решении лингвистической задачи, не вынесете ли в бланк неверный ответ. Чтобы не было потом досадно за оплошность, подчеркните в задании ограничители:

• верно - неверно, правильно - ошибка,

• номера предложений, сложное - простое, предложение,- предложения

• буква (какая?),

• постановка запятой - отсутствие запятой,

• можно - нельзя,

• слово - слова, слитно - раздельно

Выполняя алгоритм задания, анализируйте варианты ответов на каждом шаге. Может быть, исключив противоположное по заданию, вы уже на первом шаге придёте к верному ответу. 

Вспомним ЗАДАНИЯ с 9-12 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? (ограничители подчеркните!)

1)  обог...щение, ср...щение, согл...шатъся

2)  рец…птура, ут...шение, цем...нтировать

3)  пок....затель, пл....вец, ост...новка

4)  з...рнща, ч...хотка, прод…лжение

 Первый шаг алгоритма :

1. Бегло просмотри слова во всех рядах, найди корни с чередованием. Вычеркни весь ряд, если в нём есть слово с чередующимся корнем.

Если в этом задании рассматривать каждое слово, можно потерять время или допустить ошибку. А вот если увидеть чередующиеся корни в 1 (-ращ-), 3 (-плов-), 4 (-зар-) рядах, то, вычеркнув эти ряды, вы начнёте работать с оставшимся - вторым.

Уже на первом шаге вы практически выполнили задание. И всё - таки подберите к каждому слову проверочное (рецепт, утешить, цемент), запишите эти проверочные слова и только тогда спокойно переносите в бланк ответов правильный вариант - 2.

Вспомним . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (ограничители выделены жирным шрифтом, но всё равно их подчеркните!) Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить порог (4) которой (5) сам он страшился.

1) 1,3,5        2) 2,4           3) 3              4) 3,5

Первый шаг алгоритма А25: 1). Предложение не читай. Вычеркни цифры вокруг союзного слова «которой» (союзное слово в косвенном падеже всегда стоит на расстоянии от определяемого существительного).

Вычёркиваем цифры 4,5. Анализируем предложенные варианты ответов: цифры 4,5 есть в 1,2,4-м вариантах. Значит, эти варианты неверные. Вычёркиваем их. Правильный ответ - 3. Всё! Задание выполнено.

С моей точки зрения, методика хороша только в том случае, если её может применить любой учитель. Технология минимизации учебного материала и алгоритмизации действий учащихся в решении лингвистических задач, предложенная Смирновой Н.В., позволяет работать эффективно.

Я советую учителям русского языка и литературы обратить серьёзное внимание на данное пособие, ведь все мы делаем одно большое дело - помогаем нашим ученикам добиться высоких результатов в государственной итоговой аттестации. А справочник «ЕГЭ без проблем» - реальный путь к успеху!

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый  учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Думаю, сегодня по результатам конференции будет создан банк практических работ по обмену опытом. Предлагаю следующие презентации: «Ловушки ЕГЭ», «Правописание Н и НН», «Орфоэпические запоминайки», «Подсказки на каждый день».

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению задания С9 на ЕГЭ по обществознанию

В данных методических рекомендациях представлен алгоритм выполнения задания С9 на ЕГЭ по обществознанию. Отражены основные требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе). Данный материал станет...

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине "Оборудование ПОП"

Основной задачей дисциплины  "Оборудование предприятий общественного питания" является изучение устройства машин, механизмов и аппаратов предприятий общественного питания, правил эксплуатации и т...

Методические рекомендации по выполнению заданий по литературе с развёрнутым ответом.

Как написать ответ на вопрос по литературе в формате ЕГЭ? Здесь даны рекомендации общего характера....

Методические рекомендации по выполнению задания № 29 ОГЭ по биологии

Методические рекомендации подготовили: Данилецкая Н.М., учитель МБОУ Платоновской СОШ, Семенова А.Н., учитель Зелёновского ф-ла МБО Платоновской СОШ, Чернова Л.Е., учитель Саюкинского ф...

Методические рекомендации по выполнению задания 26 ЕГЭ по обществознанию

Задание 26 объективно считается одним из самых сложных заданий Единого Государственного Экзамена по обществознанию. Выполнение этого задания требует от выпускников умения конкретизировать обществоведч...

Методические рекомендации по выполнению задания устной части ЕГЭ, раздел « Говорение»

Данные рекомендации содержат практические  советы в виде памятки  по подготовке задания 3  Егэ, устная часть, раздел Говорение...

Анализ типичных ошибок и методические рекомендации при выполнении заданий ВОШ 2021 (муниципальный этап)

Анализ типичных ошибок и методические рекомендации при выполнении заданий ВОШ 2021 (муниципальный этап)  предназначен учащимся для работы при  подготовки к  ВОШ....