План-конспект урока: "Словосочетание" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Биче-оол Алдынай Сарыг-ооловна

Тема: «Словосочетание»

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании

Задачи урока:

образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;

развивающая: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему)

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie.docx573.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание»

Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании

Задачи урока:

образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;

развивающая: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему)

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1.  Психологическая подготовка к уроку:

- Ребята, давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Предлагаю вам сдуть хмурого, скучного …человека, а весёлого, счастливого, внимательного, активного…сжать в кулачок и не отпустить. Он нам ох как ещё пригодится. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Стадия вызова.

-  Для того, чтобы овладеть любым языком нужно уметь правильно произносить звуки, из которых строятся слова, уметь составлять словосочетания, предложения. Нужно научиться уместно употреблять слова, расставлять в предложениях знаки препинания. Ведь, как вы знаете, от правильно расставленных знаков препинания зависит весь смысл предложения. Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1.Наука о строении словосочетаний и предложений. (Синтаксис)9 букв

2.Группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (предложение)11 букв

3.Главный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается 1 чертой (Подлежащее)10 букв

4.Главные члены предложения – это грамматическая ----предложения (Основа) 6 букв

По вертикали:

5.Главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) 9 букв

6.Правила употребления знаков препинания изучает …….Пунктуация.10 букв

7.Единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки. (Слово) 5 букв

- Молодцы, отлично справились!

- На экране вы видите фотографию с изображением реки Енисей.

C:\Users\БАС\Downloads\832b208f-67ed-11e5-980b-e39bc5ea62a2_original.jpg

- Что вы видите на фотографии? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: река Енисей, берег, горы, вода, деревья.)

- Что вы можете сказать о том, какая Енисей, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: широкая река, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, многочисленные деревья и т. д.)

- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о реке, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится о реке, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

- Итак, определим тему и цели урока. (Словосочетание) Молодцы! Давайте теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Словосочетание». Предлагаю вспоминает все, что вы знаете по теме и записать свои мысли в таблицу:

Таблица "ЗХУ".

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

Ребята, заполните первые две колонки. Третью заполняйте сведениями во время урока.

На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

III. Стадия осмысления.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы:  «Найди пару». Рассмотрите таблицу. Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Удивительный

Книгу

Учиться

Для книг

Листать

День

Полка  

Долго

Идти

хорошо

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

СЪЕСТЬ, ГРУША

ВИСЕТЬ, ЕЛЬ

ГРУСТИТЬ, БАБУШКА

СОСТОВАЯ, ЛЕС

ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания и распределите в два столбика.

 ЧЕРЕЗ БОЛОТО, РАННИЙ РАССВЕТ, БЕЛАЯ БЕРЕЗА, ТЕПЛЫЙ И СУХОЙ, СОЛНЦЕ ВСТАЕТ, ПРИХОДИЛ НА УРОК, ИЗ-ЗА РОЩИ.

Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать, что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

Вывод 1 группы:

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

Вывод 2 группы:

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги, устанавливая грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА, СОЧЕТАНИЕ СЛОВ С ПРЕДЛОГАМИ И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.

Составление кластера. 

Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.

Предлоги могут использоваться для связи слов.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова

Словосочетаниями не являются: 

1. Сочетание подлежащего и сказуемого;

2. Однородные члены предложения;

3. Сочетание служебных частей речи, вспомогательных слов с самостоятельными частями речи.

3.Физкультминутка

Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать.

Вот какие дружные,

Крепкие и нужные.

Потрите эти пальчики.

Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.

Работа в парах.

Задание даётся на листочках по вариантам. Выбери только сочетания слов, которые являются словосочетаниями, запиши их номера.

В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.

1. Мы перебрались.

2. Через овраг.

3. Лесной овраг.

4. Перебрались и вышли.

5.К небольшой речке.

6. Вышли к речке.

1. Летом и осенью.

2. Белки сушат.

3. Сушат летом.

4. Сушат осенью.

5. Сушат шляпки.

6. Шляпки грибов.

7. Запасливые белки.

ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!

Проверь!

В -1.\ 3, 5, 6.\

В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/

- Что было трудным?

- Что удалось?

VI. Рефлексия

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Вернитесь к таблице и записывайте в третьей графе то, что узнали.  

Учитель предлагает оценить свои результаты.

ОЦЕНИ СЕБЯ!

Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.

    Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.

Я считаю, что было трудно на уроке.  

VII. Домашнее задание

1.Выучить информационный текст

2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 – по выбору любые 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....