Разработка урока русского языка в 5 классе "Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лизякина Ирина Константиновна

Тема

Предложение.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Дать понятие о  предложении.

Задачи урока

1. Ознакомление обучающихся с предложением как единицей речи.

2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов.                                                            

3. Воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

4. Контролировать произношение обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями, развивать слухо-зрительное и слуховое восприятие фраз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предложение78.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Лизякина Ирина Константиновна

Место работы: МБОУ Сосновская средняя школа  №2  п. Сосновское Нижегородской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет : русский язык

Класс: 5 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

№ п/п

36

предмет

Русский язык

класс

Тема

Предложение.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Дать понятие о  предложении.

Задачи урока

1. Ознакомление обучающихся с предложением как единицей речи.

2. Развитие навыка языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов.        

3. Воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

4. Контролировать произношение обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями, развивать слухо-зрительное и слуховое восприятие фраз.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение видеть признаки предложения, составлять предложения, правильно интонировать предложения, находить грамматическую основу предложения, определять границы предложения и его отличия от других  языковых единиц.

Метапредметные

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила). 

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net 

http://www.zavuch.info 

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htm l

http://festival.1september.ru/subjects 

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник «Русский язык. 5 класс»   / М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, опорные таблички; конверт с буквами.

Основные понятия

Грамматическая основа

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?        

Примечание: материал отмеченный скобками [  ], отрабатывается на слух.

Ход у р о к а

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Работа с дежурным звуком.

Приветствие. Настрой на предстоящую работу.

Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха.

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок русского языка.

-  Покажите своё настроение на начало урока:

- [Как вы меня слышите?]. [Оля]?,  [Рамазан]? и т.д.

- [Какой  дежурный звук?]  [Ш]

- Все вместе произнесём дежурный звук.

- Говорите на уроке хорошо, громко, следите за ударением. Внимательно слушайте! Запоминайте! Активно на уроке отвечайте!

- Сегодня на уроке вы будете собирать баллы, а в конце урока будет вам выставлена оценка (показать обучающимся таблицу).

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

1.

Домашнее задание

2.

Составление правила.

3.

Составление предложения из слов.

4.

Нахождение грамматической основы предложения.

5.

Произношение

Общее количество баллов

Оценка

11-12 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

4 балла и меньше – «2»

- За произношение вы тоже будете получать баллы – 1 или 0.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность                 к уроку. Приветствуют учителя. 

Показывают смайлики.

- Я слышу хорошо.

Воспринимают речь учителя, друг друга.

Участвуют в беседе с учителем.

II. Проверка домашнего задания

- [Какое было домашнее задание?]

Слайд 1

Индивидуальные карточки для разбора словосочетаний

6 вариантов, в каждом по 3 словосочетания. Задача обучающихся – переписать словосочетания, выполнить разбор: указать главное слово и зависимое, какими частями речи выражены; установить смысловую и грамматическую связи.

Карточка № 1

Разобрать словосочетания: интересное задание, идти к другу, слушать внимательно.

Карточка № 4

Разобрать словосочетания: городской парк, написать письмо, читать правильно.

Карточка № 2

Разобрать словосочетания: школьный звонок, говорить с врачом, повернуть направо.

Карточка № 5

Разобрать словосочетания: весёлая песенка, рисовать на доске, отвечать правильно.

Карточка № 3

Разобрать словосочетания: верный друг, играть       с собакой, смотреть вправо.

Карточка № 6

Разобрать словосочетания: деревянный дом, смотреть фильм, жить дружно.

Ответы к карточкам

                  к кому?

               Х                                                                                              

ИДТИ                 ДРУГ                                                         

           

               гл.         +      сущ. с предлогом

        какое?

       

                                                            Х                                                                                              

ИНТЕРЕСН                  ЗАДАНИЕ

                                         

           прил.         +                 сущ.

                        как?

               Х                                                                                              

СЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО                                                         

           

               гл.         +           наречие

Критерии оценивания 1 словосочетания:

Указали главное слово – 1 балл

Поставили вопрос – 1 балл

Указали части  речи – 1 балл

Выделили средства грамматической связи- 1 балл.

Общее количество баллов: 12 

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

- [Вы справились с заданием?]

- [Где возникли затруднения?]

- Что необходимо повторить, чтобы не допускать больше ошибок? 

Выставляют баллы в таблицу.

Проверяют выполнение домашней работы (взаимопроверка).

 

III. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- [Какой раздел мы сейчас изучаем?]

- Вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

- Составьте из букв слово, и вы узнаете, какую тему будем изучать.

Работа в группах: «Составление слова из букв»

П  Р  Е  Д  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е

- Какое слово у вас получилось?

Слайд 2

- Вместе произнесём слово.

ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИ-Е

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-  _____, [прочитай слово].

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями)

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Слайд 3

КОЗ «классического типа»

Компетенция: информационная, коммуникативная.

Аспекты компетенций: информационная – обработка информации; коммуникативная – продуктивная коммуникация.

Стимул: Помогите Коле составить правило.

Задачная формулировка: Из рассказа о предложении составьте определение, что такое предложение.

Источник информации: (на партах лежат тексты, групповая работа).

          Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены  предложения – это  грамматическая  основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Бланк для выполнения задания:

          Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова  в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .

Инструмент проверки:

1. Определение: Предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

2. Ключ выполнения:

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

          Ученики работают в группах. После работы каждая группа представляет своё определение и проводит защиту, почему именно так звучит данное понятие.

Выставляют баллы в таблицу.

Берут карточки и составляют в группе слово. Читают вместе слово.

Делают соответствующие записи в тетради.

III. Физминутка (упражнения с массажными мячиками)

Слайды 4-5

Рекомендует детям правильно и точно выполнять упражнения при помощи массажных мячиков.

Выполняют  упражнения.

IV. Выявление места и причины затруднения

Слайд 4

- На столах у вас лежат карточки  с заданиями. Выберите себе задание и выполните его.

- Составьте предложения из слов.

Дима

над, высоко, поднялось, солнце, землёй.

Оля

землю, снежинки, на, падают, белые.

Рамазан

в, лесу, весело, щебечут, птицы.

- Прочитайте предложение, которое вы составили.

- Запишите составленное предложение на доске.

- Что мы сейчас делали?

- Ты сделал всё правильно или были ошибки?

– Ты написал всё сам или с чьей-то помощью?

- Подчеркни грамматическую основу предложения.

- Какой вывод можно сделать? (Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения).

Выставляют баллы в таблицу.

Если останется время!

Самостоятельная работа на определение границ предложений в тексте и нахождении грамматической основы предложений.

Задание. Прочитайте текст. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

     Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

Разбирают вместе с учителем тексты в форме диалога.

V. Рефлексия учебной деятельности  на уроке (итог урока)

- Что такое предложение?

- Какие знаки могут стоять в конце предложения?

«Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Я

Научился

Расстроился

Получил радость

Удивился

Ничего не понял

Выставление оценок за работу на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

  Проводят самооценку.

VI. Домашнее задание

Слайд 9

Проводит инструктаж домашнего задания.

На выбор:

  1. Упражнение 141, стр. 68.
  2. Выполнить карточку.

        Проверяет запись домашнего задания в дневнике.

Слайд 10

Знакомятся с заданиями,                       высказывают своё понимание (непонимание), записывают в дневник домашнее задание.

             

   

Карточка № 1

Разобрать словосочетания: интересное задание, идти к другу, слушать внимательно.

Карточка № 4

Разобрать словосочетания: городской парк, написать письмо, читать правильно.

Карточка № 2

Разобрать словосочетания: школьный звонок, говорить с врачом, повернуть направо.

Карточка № 5

Разобрать словосочетания: весёлая песенка, рисовать на доске, отвечать правильно.

Карточка № 3

Разобрать словосочетания: верный друг, играть       с собакой, смотреть вправо.

Карточка № 6

Разобрать словосочетания: деревянный дом, смотреть фильм, жить дружно.

Текст

          Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены  предложения – это  грамматическая  основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Текст

          Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены  предложения – это  грамматическая  основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Текст

          Ученики пятого класса на уроке русского языка поняли, что предложение – это слова, которые выражают законченную мысль. Они назвали ещё очень важные признаки предложения: слова в предложении связаны по смыслу. Главные члены  предложения – это  грамматическая  основа предложения. Внимательные ученики уже давно заметили, что в конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. Учительница напомнила, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Составь правило

          Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова  в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .

Составь правило

          Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова  в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .

Составь правило

          Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова  в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .

Составь правило

          Предложение – это слова, _________________________________________________. Слова  в предложении _____________________________________ . В конце предложения обычно ставится _______________________, __________________________ или _________________________ .

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Всё выполнено правильно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 баллов

3 балла

1 балл

над, высоко, поднялось, солнце, землёй

________________________________________________________________________

землю, снежинки, на, падают, белые.

________________________________________________________________________

в, весело, птицы, лесу,  щебечут.

________________________________________________________________________

Хрустальная, столе, на, стоит, ваза.

________________________________________________________________________

пришла, новую, в, девочка, школу.

________________________________________________________________________

вырастили, уроке, ребята, цветок, биологии, на.

________________________________________________________________________

«Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Я

Научился

Расстроился

Получил радость

Удивился

Ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...