Разработка урока русского языка в 6 классе "Наш старый знакомый - глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Лизякина Ирина Константиновна

Продолжить формирование у обучающихся представления о глаголе и  его грамматических признаках.

Формирование умения отличать глагол от других частей речи.

Развивать способность у обучающихся решать учебно-познавательные  и учебно-практические задачи.

Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока.

Цель:   создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Глагол179 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока русского языка

        Автор: Лизякина Ирина Константиновна,

          учитель МБОУ Сосновская СШ№2, п.Сосновское Нижегородской области.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Наш старый знакомый — глагол

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Продолжить формирование у обучающихся представления о глаголе и  его грамматических признаках.

Формирование умения отличать глагол от других частей речи.

Развивать способность у обучающихся решать учебно-познавательные  и учебно-практические задачи.

Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока.

1.Развитие способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией, умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных  источников, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических  задач;

2. Развитие у обучающихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы; умение сотрудничать с учителем;

3. Коррекция зрительных восприятий на основе упражнений в различении и узнавании слов

4. Упражнения на развитие памяти, мышления.

5. Развитие навыков смыслового чтения.

Получат возможность научиться объяснять самому себе, «что во мне хорошо, что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Воспитание мотивации к учению.

Овладение умениями и новыми компетенциями;

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, уважать себя и верить в успех.

Развивать умение грамотно выражать свои мысли.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Глагол

Вид используемых на уроке средств

Раздаточный материал, рабочие листы;  интерактивная доска + компьютер, документ — камера; плетеная корзина (для создания «корзины идей»)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ   СТРУКТУРА  УРОКА.

Цель:   создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала). Организационный момент

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Актуализация имеющихся знаний; пробуждение у обучающихся интереса к получению новой информации.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Формулировка темы урока,  целей, задач.

Методы обучения

Ребус - Задание, настраивающие учащегося на диалог с текстом (

«З — П — И» (знаю — помню — интересно)- задание вставить пропущенные буквы, кто автор строк. -  Задания, развивающие внимание к слову, ключевым словам, на восстановление деформированного текста (третий тип заданий)

Форма организации деятельности обучающихся

Деление на группы, выбор капитана; работа в группах.

Функции/роль учителя на данном этапе

Слушание ответов обучающихся, корректировка выводов. Сообщение необходимых заданий. Стимулирование деятельности. Штурманы проставляют баллы в бортовой журнал.

Основные виды деятельности обучающихся

обучающиеся отвечают на вопросы учителя,  и обучающихся, разгадывают ребус (РЛ №1), выполняют задание (РЛ №2) после чего записывают тему урока.

ЭТАП 2.  Стадия осмысления  (организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Поддержание  активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Длительность этапа

20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Сбор и анализ информации по теме. Выполнение заданий по ходу «путешествия» на рабочих листах и в тетради (взаимопроверка).

Оценка содержания и формы текста, рефлексия (Задания, настраивающие на диалог с текстом, рефлексию)

Методы обучения

1. Поиск информации («уже знаю», ресурсы сети Интернет, учебник, словари).

2. Групповой.

3. Индивидуальный.

4. Взаимпопроверка.

Средства  для реализации данного вида учебной деятельности

Учебник, доступный Интернет,  словари, интерактивная доска; корзина (может быть заменена на схематичную на доске, идеи прикрепляются к ней магнитами); документ — камера.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах и/или в парах внутри группы, индивидуально (капитаны)

Функции/роль учителя на данном этапе

Предлагает найти или вспомнить учебный материал, помогает оформить свои мысли

Основные виды деятельности

1. Ученики читают материал, отбирают нужное, записывают, обсуждают, а затем складывают в «корзину идей» - 4 минуты. Отбор содержимого — 2 минуты.

2. Выполнение дифференцированных  заданий (конкурс капитанов) — лингвистическая задача:

РЛ №3. Буловой линт тресело гужмит ланную гашу. — 5 минут (параллельно с заданием групп).

3. Группы выполняют задание РЛ №4 (деление слов по признакам). Ответы доказывают и сравнивают с доской. - 4 минуты.

Обсуждение ответов капитанов 2 минуты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — 2 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=-6zfjESxMgI (сайт инфоурок).

4.  Группы работают с заданием РЛ №5 (признаки глаголов) и с заданием РЛ №6.(Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом) — 6 мин. Оценка содержания и формы текста, рефлексия (Задания, настраивающие на диалог с текстом, рефлексию)

ЭТАП 3. Стадия рефлексии. (проверка полученных знаний, коррекция)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка новых целей

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Организация учебной деятельности обучающихся по изготовлению учебного продукта (учитель),  изготовление учебного продукта на основе предъявленного (учащиеся)

Методы обучения

Метод реификации (от англ. reity – материализовать).

Синквейн (задание на развитие творческого воображения)

Средства для реализации данного вида учебной деятельности

Раздаточный материал,  учебник, интерактивная доска  

Форма организации деятельности обучающихся

В группах

Функции/роль учителя на данном этапе

 Мотивирует каждого ученика на создание синквейна, работает с детьми, у которых «боязнь белого листа»)

Основные виды деятельности

Ученики сочиняют свои синквейны[1].

Представитель от команд защищает свой проект.

ЭТАП 4. Подведение итогов урока, подсчет баллов, опрос — понравился ли урок, объяснение выполнения домашнего задания. Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класса.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам.  (Оценка содержания и формы текста, рефлексия (Задания, настраивающие на диалог с текстом, рефлексию)

Домашнее задание  на развитие активности творческого воображения (второй тип заданий)

Ученики оценивают себя (выставляют на облачках настроения балл), затем капитан рядом ставит свою оценку. Сравниваем. Подводим итог.

Получают домашнее задание с комментариями (сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Ход урока.

1. Организационный момент (2 мин.). Приветствие. Деление на группы, выбор капитанов, назвать команду.

2.Стадия вызова.

На интерактивной доске и на стол каждой группы дается ребус (РЛ №1). Нужно отгадать страну (Морфология).

Пользуясь методом «толстых и тонких вопросов», вводим обучающихся в курс дела.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и одноклассников

Делается вывод: Морфология. Это...  

Учитель раздает РЛ №2. Задание: прочитать, вставить пропущенные слова. Сделать вывод: какие слова необходимо вставить в текст.

___________ — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.______ может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении ____________ выступают в качестве сказуемого.

          Делается вывод, в тетрадь записывается тема.

  • Стадия осмысления.

Какая цель урока? ( ставят для себя, озвучивают)

Предлагается найти информацию по теме урока. Ребята предлагают найти информацию в разных источниках.

Полученную информацию учащиеся еще раз обдумывают  и готовят три варианта от группы в общую корзину идей.

Упражнение на развитие мышления.

Капитаны получают лингвистическую задачу.

          Задание для капитанов — найти в предложении глагол, записать его признаки.

РЛ №3. Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

Итак, капитаны работают на отдельных столиках, на это задание у них 2 минуты. А мы с вами зайдем в гости к многоуважаемому глаголу. Посмотрите, он приготовил нам очередное задание!

РЛ №4 и на слайде.

На доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по 1-2 свои  примера.

Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.  Приступаем!

Ну что ж, время выделенное для заданий капитанам, вышло. Просим капитанов выступить с помощью документ — камеры. Молодцы, капитаны!

А сейчас выслушаем ваши команды.

Итак, вы справились с заданием.

Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы — скоро мы подплываем к Заливу Ошибок, здесь нас могут ожидать испытания, чтобы их преодолеть, мы должны набраться сил! Итак, небольшая физкультминутка с нашим другом.

Штурманы, посмотрите,  в бинокли, мы идем верным курсом? Залив Ошибок нас не закружил? 1 штурман: вижу препятствие, считаю, что его нужно устранить!

Итак ребята, Даны три группы глаголов, нужно в каждой группе выделить лишнее слово и объяснить, почему.

РЛ№5. Даны три группы глаголов, нужно в каждой группе выделить лишнее слово и объяснить, почему.

возвратиться                               выскочить                          пить

бежать                                         копать                                 пилить

рассеяться                                   поливать                             таять

Проверка.

- По какому принципу вы находили ответ?

1 группа слов– по суффиксу  –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность)

2 группа слов –  по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).

3 группа  слов –по виду глагола (какие виды  имеет глагол?)

Итак, мы выбрались из  пучины ошибок, команды зарабатывают свои баллы.

И  продолжаем. Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями. И снова с нами на связи Глагол. Просит разобраться в картах следования РЛ №6.

Развивать навык самоконтроля

Самостоятельно: сверка с образцом учителя. Оценить самим работу.

РЛ №6.Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.

 

держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь, вытр…шь, рису…м.

На выполнение этого задания я даю вам 3 минутки.

Меняемся листочками, проверяем. Внимание на доску.  Выставляем баллы, передаем листочек снова группе. Уважаемый глагол, большинство ребят успешно справились с заданием.

Рефлексия.

Ребята, мы с вами неплохо поработали, но наш урок подходит к концу, и мы будем прощаться с многоуважаемым глаголом, а в благодарность за науку   я предлагаю составить синквейн о глаголе. Эти синквейны мы вышлем в кают — компании нашего корабля на память о путешествии. Итак, приступаем, не забываем о правилах составления синквейна, они на слайде.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

За такие прекрасные работы я предлагаю всем командам записать 5 баллов в свой журнал! Уважаемые боцманы подсчитывают итоги. Прошу огласить результаты.

Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

VIII. Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

 А  сейчас всех вас попрошу поднять сигнальные карточки. понравился ли вам урок. Красная — очень понравился, желтая — я мог бы работать и лучше, белая -— было скучно, неинтересно.  И если у вас есть какие — то пожелания и предложения прошу их сказать.

 

Приложения

№1 Рабочий лист №1

Ответ: МОРФОЛОГИЯ

№2 Рабочий лист №2

Задание: прочитать, вставить пропущенные  слова. Сделать вывод: какие слова необходимо вставить в текст.  На основании вывода в тетрадь записывается тема.

_____________ — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? __________может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении ___________ выступают в качестве сказуемого.

№3 Рабочий лист №3

Задание для капитанов — найти в предложении глагол, записать его признаки.

РЛ №3. Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

№4 Рабочий лист №4

РЛ №4 и на слайде.

На доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Добавьте в каждую группу  по 1-2   примера.   Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.  

Варианты ответов: глаголы (глаголы инфинитивы и глаголы 2 лица ед.числа)  и существительные (3 скл и множ числа) ; написание с ь или без ь.

№5 Рабочий лист №5

 Даны три группы глаголов, нужно в каждой группе выделить лишнее слово и объяснить, почему.

возвратиться                               выскочить                          пить       (возвратиться –возвр. или пить – совер.вид.)

бежать                                         копать                                 пилить   (пилить – глагол 2 спр.)

рассеяться                                   поливать                             таять (рассеяться – возвр. или вид - совершенный)

№6 Рабочий лист №6

Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.

Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь, вытр…шь, рису…м.

держИтся , жалЕЕт, рубИт, строИт, клеИт, лечИт, веЕт, сеЕт, строИмся, пишЕм, помоЕшь, вытрЕшь, рисуЕм.

Синквейн команды «Прилагательные»

Глагол

Необходимый, развитый

Помогает, строит, уточняет

Без глагола никуда!

Действие

Синквейн команды «Местоимения»

Глагол

Помогающий, быстрый

Двигает, говорит, показывает

Помогает понять речь другого человека.

Действие.

Синквейн команды «Числительные»

Глагол

Применяемый, нужный,

Держит, осуществляет, изменяется

Обозначает действие предмета.

Действие.

Синквейн команды  «Существительные»

Глагол

Совершенствующий, реальный

Уточняет, обозначает, видоизменяется.

Бывает 1 и 2 спряжения.

Действие.

        


[1]        Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Времена глагола"

Данная разработка применяется при изучении раздела «Глагол как часть речи» и  направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся: умение определять время глагола, различать грамматиче...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока:                        ...

Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема "Наш старый знакомый - глагол"

Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».Задачи:Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.Закрепить теоретический материал на...