Морфологические признаки имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Петрова Елена Ильинична

Конспект урока повторения и углубления знаний по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_6_klass_imya_prilagatelnoe.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

ЭПИГРАФ   К   УРОКУ:

Я – часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!                  О.  Головко


Тема

Морфологические признаки имени прилагательного
Цели:

  1. обучающая: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении
  2. развивающая: формировать навыки нахождения прилагательных, определения его грамматических признаков, различения качественных, относительных и притяжательных по из лексическим и грамматическим признакам
  3. воспитательная: прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании

Оборудование: учебник, презентация

Формы и методы работы: «Мозговой штурм»,  

Тип урока:  

ХОД  УРОКА

I.Организация учебной деятельности

 Сообщение темы, целей и задач урока

Здравствуйте, ребята! А какой у нас сегодня день? (осенний, пасмурный, хмурый, чудесный….)

А какие сегодня мы? (красивые, пригожие, спокойные, веселые, активные)

А какие у нас гости? (вежливые, счастливые, добрые, умные…)

А какое у нас настроение? (приподнятое, хорошее, замечательное…)

А как называются эти чудесные слова-признаки, которые помогают   описать любое явление, любой предмет? Имя прилагательное. А что это такое, имя прилагательное? ( дают определение) Значит, говорить мы будем на уроке о чем? Об имени прилагательном. Откроем наши тетрадки, запишем сегодняшнее число и тему урока. Слайд №1

II. Актуализация опорных знаний.  Мотивация учебной деятельности 

Задание 1 Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

Однажды в страну Морфологию (что за страна и кто там живет?) Слайд № 2 явилась злая-презлая  фея и украла все-все  прилагательные, какие жили в той стране.  Смотрит Мальвина  в знакомое стихотворение    и не может узнать!  Вот посмотрите: (записано на доске) Прочитай, ….

Скользя по ……….. снегу,

Друг……., предадимся бегу

……………………… коня

И навестим поля…..,

         Леса, недавно столь…..,

         И берег, …..для меня.

Друзья,  вы узнали стихотворение? Вам оно нравится в таком виде? Почему? (здесь нет самых ярких слов – прилагательных). Как вы назвали прилагательные? Значит, все-таки  с прилагательные очень нужны? Почему?  Используйте эпиграф к уроку (они делают речь ярче, точнее, выразительнее)

Так какую цель сегодня поставим перед собой? Повторить все об имени прилагательном. У вас на партах лежат листочки, прочитайте, что там написано (Карта успеха) Каждый  правильный ответ – это  ваш успех,  отмечайте его  плюсом.

Чем больше плюсов, тем выше оценка

 А теперь давайте поможем Мальвине восстановить стихотворение

У доски работает Ксюша, а остальные в тетрадках.

Проверяем. Поменяйтесь тетрадками (взаимопроверка).  Слайд №4

Ксюша читает. У кого нет ошибок? Не забудьте поставить плюсики.

Вопрос Ксюше: почему Мальвина обособила «Друг милый», с двух сторон поставила запятые?

А кто помнит все  стихотворение наизусть?

 V. Работа по теме урока

Задание 2. Работа в паре.

Ребята, я получила записку, а не могу ее прочитать. Помогите мне разобраться в написанном. Внимание на экран.  Слайд №5

МилЫЙ мама, я дарю тебе меднАЯ  браслет и  новЫЙ платье. Жду в ответ  крепкАЯ поцелуя»

- В чем ошибка? Как исправить?  (Прилагательные поставить   в том же роде, числе, падеже, что и существительные) То есть  прилагательные  согласовать с именами существительными.  

Посоветуйтесь с соседом и запишите правильный вариант. Определите морфологические признаки прилагательных  и существительных (р, ч, п.).  Слайд №

Задание 3 в карточках:

         Согласуйте существительное и прилагательное  в нужном падеже. Выделите окончания, определите падеж имен прилагательных
1 группа: в ( тёмное) небе, за (густой) лесом, после (летний) отдыха,
2 группа: с (весёлые) товарищами, (холодный)  ветром,  к (спокойное) морю

3 группа: За (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева,

4 группа:  над (цветочная) поляной, средь (стройные) берез, в (лунное) сиянии

        Проверка: один из них встает и объясняет. Слайд №

 ВЫВОД:  прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Задание 4  Устный ответ Слайд  

-Посмотрите  на экран и скажите: что это за домики и кто в них живет.

-На какие разряды делятся прилагательные? (качественные, относительные, притяжательные)

Как отличить качественные прилагательные?  (читают по словарю)Слайд

Работа со слайдом. Посмотрите на экран и прочитайте. Что нового узнали? Еще какими признаками, кроме названных вами,  обладают качественные прилагательные? Дополните ваш словарик.

Что знаем об относительных прилагательных?

Что обозначают притяжательные прилагательные?

Задание 5  Работа в паре  Слайд  

 Запишите в 3 колонки:  каменный дом, вчерашняя газета, мамино кружево, грустный  взгляд,

лисий хвост, тихий шорох, соловьиная  песня, темная туча,  городской автобус.

Проверка. Слайд №

Задание 6. Работа в группах

Выполнение упражнения 201 по учебнику 1 группа выписывает и комментирует качественные прилагательные, 2 группа  - относительные, 3 группа  - притяжательные прилагательные

Качественные

Душистый  (душистее –  пропущена буква и:  жи-ши  пиши через и)

Тяжелый  - тяжелее ( в корне пишем я, проверочное слово-тяжесть, после шипящего пишем    е , можно подобрать слово с чередующимся гласным в корне)

Узкий – уже ( пишем з, проверочное слово узок)

Далекий – дальше (пишем а , проверочное слово даль)

Горячий –

Молодой – моложе ( проверочные слова молод)

Румяный – румянее

Дешевый – дешевле (проверочное слово дешево)

Беловатый (пров слово белый)

Относительные

Деревянный – (проверочное слово дерево)

Вчерашний – (нельзя проверить)

Осенний

Металлический ( запомнить)

Плаваельный

Притяжательные

Сестрин

Волчья (пасть)

Заячий

Отцов

Проверка: комментируем по цепочке

Задание 7. Устный ответ

Пользуясь таблицей,  расскажите о степенях сравнения прилагательных.

Задание 8 Работа в паре. Устно

Задание по слайду.  Найдите  прилагательные в превосходной степени.

  1. Нежнейшая
  2. Великолепная
  3. Самая нежная
  4. Чудесная
  5. Прекрасная
  6. Царица цветов

Задание 9  Устный ответ

Выполним упражнение 204 (по учебнику)

Задание 10  Письменно в группе 

Запишите предложения, исправив ошибки.

1.Волга ширее  Дона. 

2. С наступлением весны дни становятся длиньше. 

3. Нет ничего красивше природы родного уголка.

4. Альбом дешевше чем краски.

5.Брат слабже сестры.

Задание 11  Устный ответ По слайду

Образуйте краткие формы прилагательных. Медвежий

Пригожий

Казачий

Кипучий

Могучий

Жгучий

Ребячий

Птичий

Горячий

Задание 12 Обобщающее задание Устные ответы

Проверим ,  дружите ли вы с прилагательным. Подвести итоги нам поможет волшебный сундучок, который всем, кто ответит на его вопрос, дарит пятерки. Пожалуйста, выходите, отвечайте , получайте пятерки

Вопросы:

Что называется именем прилагательным?

Как вы понимаете выражение прилагательное согласуется с именами существительными?

Как определяется правописание окончаний имен прилагательных

На какие разряды делятся имена прилагательные

Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения?

Какие прилагательные обозначают свойство, качество, которое может быть у предмета в большей или меньшей степени?

Какие прилагательные указывают на отношение предмета к другому предмету или признаку ( по материалу, месту, времени, назначению?)

Какие прилагательные указывают на принадлежность предмета лицу или животному?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Какие постоянные  морфологические признаки имеет прилагательное? (кач, отн, прит)

Какие непостоянные морф признаки имеет прилагательное? ( род, число, падеж)

Домашнее задание: СПИСЫВАЕМ

Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Настроенье каково?

-ВО!

- Все такого мнения?

Все без исключения?

Пришла пора подсчитать ваши плюсы и оценить.  Заполните карту успеха. В графе самооценка поставьте себе оценку

 

 Карта успеха.

Фамилия учащегося

____________

____________

Устный ответ (дал правильный ответ)

Работа в группе

Твоя самооценка

Принимал активное участие в поиске решения

Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам

Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний

 

 «Лист самоконтроля».  Ведется на протяжении всего урока.

         

Фамилия, имя ученика

Вид  задания        

Отметка

 Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...

Морфологические признаки имени существительного

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс,  в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

Морфологические признаки имени прилагательного

Урок предназаначен для учащихся 6 класса, занимающихся  по УМК М,М.Разумовской. В конспекте урока рассмотрены основные морфологические признаки имени прилагательного, роль прилагательных в речи....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Русский язык 5 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»

Русский язык5 классОбобщение по теме «Имя  прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»...