Морфологические признаки имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок предназаначен для учащихся 6 класса, занимающихся  по УМК М,М.Разумовской. В конспекте урока рассмотрены основные морфологические признаки имени прилагательного, роль прилагательных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfologicheskie_priznaki_prilagatelnogo_1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №50»

Канчуровой Галины Борисовны

на тему:

«Морфологические признаки имени прилагательного». Слайд-1

Тип урока: совершенствование умений и навыков. Слайд-2

Цель: Обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков прилагательного; формировать умение делать полный морфологический разбор имени прилагательного по плану.

Задачи урока:

  • Создать благоприятную атмосферу заинтересованности.
  • Способствовать формированию умения в постановке цели урока
  • научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию в тексте;
  • тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать
  • Развивать навыки использования в речи имена прилагательные.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать творческие способности.
  • Развивать интерес к учебнику, умения извлекать нужную информацию.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Проектор.
  3. А.А. Рылова «Цветистый луг»
  4. Стихотворение. И. А. Бунина «Листопад»
  5. Карточки-задания для работы в парах.
  6. Учебник М.М. Разумовской С.И. Львова... «Русский язык 6 класс»
  7. Петр Ильич Чайковский симфония «Времена года» (Лето)

Формирование УУД.

Познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из текстов; делать выводы; обобщать и классифицировать.

Личностные УУД: развивать умение высказывать свое мнение, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствие с поставленными задачами; оформлять свои речи в устной форме.

Оборудование: учебник М.М. Разумовской «Русский язык, 6 класс», карточки с заданием, слайды, оценочные листы, репродукция картины А.А. Рылова «Цветистый луг»

Ход урока.

1.Организационный момент. (Определение целей урока)

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Вижу, настроение хорошее. Надеюсь, на уроке поработаем хорошо.

2.Актуализация знаний.

1)Комплексный анализ текста. (Стихотворение И. А. Бунина)

(Работа в парах  по тексту стихотворения Ивана Алексеевича Бунина Листопад». Текст распечатан и лежит на каждой парте)

-расставьте знаки препинания и объясните расстановку.

-объясните  правописание изученных  орфорграмм.

Слайд-3

-Читаем выразительно!

Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной. 
Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют, 
А между кленами синеют 
То там, то здесь в листве сквозной 
Просветы в небо, что оконца. 
Лес пахнет дубом и сосной, 
За лето высох он от солнца, 
И Осень тихою вдовой 
Вступает в пестрый терем свой.

Слайд-4 

Словарная работа. Определите лексическое значение слов:

Эпитет- образное, художественное определение (выражается чаще всего прилагательным).

Багряный: густо-красный, кровавого цвета.

Пестрый: пятнистый, разноцветный.

 -Какую картину представляете вы, слушая это стихотворение?

(автор описывает лес в осеннее время года)

-Слова какой речи использует автор для создания этой картины?

(…поэт использует имена прилагательные)

Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?

+красоту леса, красоту осени.

-Определите стиль текста и тип речи?

(+художественный, описание)

-какие эпитеты-прилагательные использует автор?

- С какой целью использует автор имена прилагательные?

+они точнее назвать предметы, делают нашу речь красивее…

И поэтому мы должны чаще в своей речи употреблять имена прилагательные

-перейдем к теме урока…

Тема урока не написана на доске. Вам нужно определить ее самостоятельно. Какова же тема сегодняшнего урока? ( О чем пойдет речь на уроке?)

(Число и тему записываем в тетради) 

Морфологические признаки имени прилагательных

Цель нашего урока: повторить лексические, синтаксические и морфологические

признаки прилагательных. 

3. Систематизация знаний учащихся.

 1)Вспомним, что мы уже знаем о прилагательных. Для этого обратимся к учебнику (упр.199, стр.81)

2)Закрепим наши знания на практике, выполним упр. 200-письменно.

-Читаем условия упр.200…

-Вспомним, что обозначают качественные прилагательные, относительные и притяжательные?

(качественные- качество предмета и имеют следующие признаки: степени сравнения-легкий-легче. Образуются путем повтора: легкий-легкий, сочетаются со словом очень: очень легкий, имеют краткую форму: легок. См. учебник ,условие упр.200

Душистый                            деревянный                                  сестрин

Тяжелый                             вчерашний                                      волчья(пасть)

Узкий                                   осенний                                            лебединый

Далекий                             металлический                                заячий

Беловатый                        плавательный                                   отцов                                

Молодой                            

Румяный

Дешевый

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

                                                     

4.Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз. два. три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели- встали, встали- сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

5. Закрепление полученных знаний (углубление изученного…)

1)А теперь вспомним, как образуются степени  сравнения имен прилагательных

Для этого выполним упр. 201- устно.

2)Творческая работа.

Слайд-7

Работа по картине А.А. Рылова «Цветистый луг»

Знаменитый русский художник Аркадий Рылов написал уникальную картину «Цветистый луг» в 1916 году.

-Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию картины Рылова «Цветистый луг».

-Какое время года изображено на картине?

+Раннее лето.

-Что изображено на картине?

Используя имена прилагательные, составьте 5-6 предложений.

(+…на картине изображен яркий, зеленый луг. Большую его часть занимают луговые травы. Среди трав художник изобразил луговые цветы: белые ромашки, голубые васильки, колокольчики. В конце луга- маленькая березовая роща. А на горизонте виднеется большой лес.

      Над лугом раскинулось чистое, безоблачное небо. По голубому небу плывут бело-розовые облака.

-Какова роль прилагательных при описании этой картины?

+С помощью прилагательных можно ярко и образно описать предмет.

+конечно же,  имена прилагательные, они называют предметы более конкретно…делают нашу речь выразительнее и красивее

Слайд-8

6.Игра «А  как у Пушкина» (запасной вариант)

(работа в парах)

- У вас на партах распечатанный текст  стихотворений А.С. Пушкина, но без прилагательных.

Ваша задача, вспомнить текст  стихотворения и восстановить прилагательные.

Мороз и солнце день   -------

Еще ты дремлешь, друг -----  (Зимнее утро)

Буря мглою небо кроет

Вихри  ------  крутя  (Зимний вечер)

Сижу за решеткой в темнице ------

Вскормленный в неволе орел -----  (Узник)

Подруга дней моих --------

Голубка ------  моя (Няне)

-(-Ребята сверяют свою работу с авторским текстом).

Мороз и солнце день  чудесный 

Еще ты дремлешь, друг прелестный  (Зимнее утро)

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные  крутя  (Зимний вечер)

Сижу за решеткой в темнице сырой

Вскормленный в неволе орел молодой  (Узник)

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая  моя (Няне)

-Как изменился текст?

+текст стал образнее…ярче

7.Итак, подведем итог. Что мы повторили о прилагательном?

Для этого сделаем морфологический разбор прилагательного: зеленый (луг)

В этом нам поможет памятка на стр. учебника 314.

1.Зеленый (какой?) луг-прилагательное.

2.Н.Ф.-зеленый

3.П.М.П.: качественное.

4.НМП: полная форма,  ед.ч., м.р.,И.п.

5.Луг (какой?) зеленый---определение.

Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что на уроке вам было интересно.

8.Рефлексия (подведение итогов)

Поставьте в оценочных листах степень своего участия в работе на уроке в баллах.

(Заполнение карты-самооценки)

Слайд-9

Карта-самооценки.

Класс:

Ф.И.

Баллы:

Слайд-10

9. Задание на дом:

Упр. 204-письменно, 205-устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...

Морфологические признаки имени существительного

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс,  в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Морфологические признаки имени прилагательного

Конспект урока повторения и углубления знаний по теме "Имя прилагательное"...

Русский язык 5 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»

Русский язык5 классОбобщение по теме «Имя  прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»...