Морфологические признаки имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок предназаначен для учащихся 6 класса, занимающихся по УМК М,М.Разумовской. В конспекте урока рассмотрены основные морфологические признаки имени прилагательного, роль прилагательных в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_priznaki_prilagatelnogo_1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №50»
Канчуровой Галины Борисовны
на тему:
«Морфологические признаки имени прилагательного». Слайд-1
Тип урока: совершенствование умений и навыков. Слайд-2
Цель: Обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков прилагательного; формировать умение делать полный морфологический разбор имени прилагательного по плану.
Задачи урока:
- Создать благоприятную атмосферу заинтересованности.
- Способствовать формированию умения в постановке цели урока
- научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию в тексте;
- тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать
- Развивать навыки использования в речи имена прилагательные.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать творческие способности.
- Развивать интерес к учебнику, умения извлекать нужную информацию.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе
Дидактическое обеспечение:
- Компьютер с колонками.
- Проектор.
- А.А. Рылова «Цветистый луг»
- Стихотворение. И. А. Бунина «Листопад»
- Карточки-задания для работы в парах.
- Учебник М.М. Разумовской С.И. Львова... «Русский язык 6 класс»
- Петр Ильич Чайковский симфония «Времена года» (Лето)
Формирование УУД.
Познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из текстов; делать выводы; обобщать и классифицировать.
Личностные УУД: развивать умение высказывать свое мнение, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствие с поставленными задачами; оформлять свои речи в устной форме.
Оборудование: учебник М.М. Разумовской «Русский язык, 6 класс», карточки с заданием, слайды, оценочные листы, репродукция картины А.А. Рылова «Цветистый луг»
Ход урока.
1.Организационный момент. (Определение целей урока)
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Вижу, настроение хорошее. Надеюсь, на уроке поработаем хорошо.
2.Актуализация знаний.
1)Комплексный анализ текста. (Стихотворение И. А. Бунина)
(Работа в парах по тексту стихотворения Ивана Алексеевича Бунина Листопад». Текст распечатан и лежит на каждой парте)
-расставьте знаки препинания и объясните расстановку.
-объясните правописание изученных орфорграмм.
Слайд-3
-Читаем выразительно!
Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слайд-4
Словарная работа. Определите лексическое значение слов:
Эпитет- образное, художественное определение (выражается чаще всего прилагательным).
Багряный: густо-красный, кровавого цвета.
Пестрый: пятнистый, разноцветный.
-Какую картину представляете вы, слушая это стихотворение?
(автор описывает лес в осеннее время года)
-Слова какой речи использует автор для создания этой картины?
(…поэт использует имена прилагательные)
Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?
+красоту леса, красоту осени.
-Определите стиль текста и тип речи?
(+художественный, описание)
-какие эпитеты-прилагательные использует автор?
- С какой целью использует автор имена прилагательные?
+они точнее назвать предметы, делают нашу речь красивее…
И поэтому мы должны чаще в своей речи употреблять имена прилагательные
-перейдем к теме урока…
Тема урока не написана на доске. Вам нужно определить ее самостоятельно. Какова же тема сегодняшнего урока? ( О чем пойдет речь на уроке?)
(Число и тему записываем в тетради)
Морфологические признаки имени прилагательных
Цель нашего урока: повторить лексические, синтаксические и морфологические
признаки прилагательных.
3. Систематизация знаний учащихся.
1)Вспомним, что мы уже знаем о прилагательных. Для этого обратимся к учебнику (упр.199, стр.81)
2)Закрепим наши знания на практике, выполним упр. 200-письменно.
-Читаем условия упр.200…
-Вспомним, что обозначают качественные прилагательные, относительные и притяжательные?
(качественные- качество предмета и имеют следующие признаки: степени сравнения-легкий-легче. Образуются путем повтора: легкий-легкий, сочетаются со словом очень: очень легкий, имеют краткую форму: легок. См. учебник ,условие упр.200
Душистый деревянный сестрин
Тяжелый вчерашний волчья(пасть)
Узкий осенний лебединый
Далекий металлический заячий
Беловатый плавательный отцов
Молодой
Румяный
Дешевый
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
4.Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз. два. три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели- встали, встали- сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
5. Закрепление полученных знаний (углубление изученного…)
1)А теперь вспомним, как образуются степени сравнения имен прилагательных
Для этого выполним упр. 201- устно.
2)Творческая работа.
Слайд-7
Работа по картине А.А. Рылова «Цветистый луг»
Знаменитый русский художник Аркадий Рылов написал уникальную картину «Цветистый луг» в 1916 году.
-Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию картины Рылова «Цветистый луг».
-Какое время года изображено на картине?
+Раннее лето.
-Что изображено на картине?
Используя имена прилагательные, составьте 5-6 предложений.
(+…на картине изображен яркий, зеленый луг. Большую его часть занимают луговые травы. Среди трав художник изобразил луговые цветы: белые ромашки, голубые васильки, колокольчики. В конце луга- маленькая березовая роща. А на горизонте виднеется большой лес.
Над лугом раскинулось чистое, безоблачное небо. По голубому небу плывут бело-розовые облака.
-Какова роль прилагательных при описании этой картины?
+С помощью прилагательных можно ярко и образно описать предмет.
+конечно же, имена прилагательные, они называют предметы более конкретно…делают нашу речь выразительнее и красивее
Слайд-8
6.Игра «А как у Пушкина» (запасной вариант)
(работа в парах)
- У вас на партах распечатанный текст стихотворений А.С. Пушкина, но без прилагательных.
Ваша задача, вспомнить текст стихотворения и восстановить прилагательные.
Мороз и солнце день -------
Еще ты дремлешь, друг ----- (Зимнее утро)
Буря мглою небо кроет
Вихри ------ крутя (Зимний вечер)
Сижу за решеткой в темнице ------
Вскормленный в неволе орел ----- (Узник)
Подруга дней моих --------
Голубка ------ моя (Няне)
-(-Ребята сверяют свою работу с авторским текстом).
Мороз и солнце день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный (Зимнее утро)
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя (Зимний вечер)
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой (Узник)
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя (Няне)
-Как изменился текст?
+текст стал образнее…ярче
7.Итак, подведем итог. Что мы повторили о прилагательном?
Для этого сделаем морфологический разбор прилагательного: зеленый (луг)
В этом нам поможет памятка на стр. учебника 314.
1.Зеленый (какой?) луг-прилагательное.
2.Н.Ф.-зеленый
3.П.М.П.: качественное.
4.НМП: полная форма, ед.ч., м.р.,И.п.
5.Луг (какой?) зеленый---определение.
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что на уроке вам было интересно.
8.Рефлексия (подведение итогов)
Поставьте в оценочных листах степень своего участия в работе на уроке в баллах.
(Заполнение карты-самооценки)
Слайд-9
Карта-самооценки.
Класс:
Ф.И.
Баллы:
Слайд-10
9. Задание на дом:
Упр. 204-письменно, 205-устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"
Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...
Морфологические признаки имени существительного
Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс, в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"
Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...
Морфологические признаки имени прилагательного
Конспект урока повторения и углубления знаний по теме "Имя прилагательное"...
Русский язык 5 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»
Русский язык5 классОбобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»...