"И началось погружение в мир письменной речи..." Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт.
статья по русскому языку

   Статья "И началось погружение в мир письменной речи..." Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт" опубликована в методическом журнале для учителей-словесников "Русский язык". Автор делится опытом, методическими находками, предлагает вниманию коллег творческие работы детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н, Липецкая обл.


«И началось погружение в мир письменной речи...»

Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт

     Вспоминаю первые годы работы в школе. Урок русского языка в шестом классе. Сочинение «Листопад». Долго готовилась к уроку: разрабатывала план, собирала дидактический материал, перечитала много литературы, делая выписки, готовила свое выступление – яркое, эмоциональное, призвав на помощь великих мастеров слова. Разработала конспект. И вот – урок, на который я принесла своим ученикам целый «портфель» подсказок, советов, опорных речевых конструкций. «Заполнила» собой добрую половину урока и, наконец выговорившись, довольная, говорю детям: «Приступаем к работе!».

     И началось погружение в мир письменной речи. Склонив головы над тетрадями, детишки старательно пишут. И только Таня П. сидит задумавшись. Проходит минута, другая... Я поглядываю на часы, наконец не выдерживаю: «Таня, а почему ты не пишешь?» – «Я думаю, как начать, я хочу найти такие слова, которые еще никто не говорил. Свои, не похожие ни на чьи».

     Я застыла, еще не осознав до конца, что ощутила в те минуты. Немного погодя Таня тоже склонилась над тетрадью, время от времени поднимая голову, вновь задумываясь. Кажется, она никого вокруг не замечает, погружена в свой мир. Девочка и звонка с урока не услышала. Все спешат сдать свои работы, Таня сдает последней.

     Класс опустел. У меня есть время посмотреть сочинения. Мне очень любопытно. Открываю одну работу – радуюсь: красиво, использовано много из того, что я принесла на урок. Читаю вторую работу, затем заглядываю в третью, уже бегло просматриваю остальные... О, все то же: те же слова, фразы, обороты. Почти нет речевых ошибок. Ярко, образно. Но – одинаково, узнаваемо. (А чего ждала?)

     Открываю работу Тани, читаю. Совершенно изумительное, ни на что не похожее сочинение! Улыбаюсь, счастливая, и с теплотой вспоминаю ее слова на уроке – ответ на мой вопрос. Вспоминаю и определение сочинения в словаре В.И.  Даля: «...самоё произведение – что произведено», а сочинить – значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силою воображения». Сегодня я не смогла создать условия для свободного самовыражения, для активной мыслительной деятельности. И вот результат моего неумения – почти все воспроизводили только что услышанное. А Татьяна – творила! Еще раз читаю ее работу. Да, эти строки писала рука начинающего художника, а не копииста. Самостоятельное, индивидуальное, неповторимое, необычайное сочинение. Божий дар! Да, безусловно. Но многие известные люди говорили, что уметь хорошо писать – это не только Божий дар. Умение писать дается упорным трудом. Чтобы научиться этому, необходимо овладеть определенными навыками. Решаю изучить опыт лучших учителей, профессионалов, чтобы помочь тем ученикам, которым этот дар свыше не дан.

     Сегодня делаю для себя первый важный вывод: слово мое на уроке должно быть экономным. Запоминающимся! Воодушевляющим! Это нелегко, но этому необходимо учиться. Не следует заполнять собой почти весь урок, «загораживая» учеников, книгу, иначе есть опасность «выговориться» и стать неинтересной. И тогда воодушевить детей на творчество, пробудить у них фантазию, желание самореализоваться не получится. И надо разработать такие упражнения, советы, которые будут стимулировать развитие творческих способностей детей, их желание изобретать, «творить умственно, производить духом, силою воображения», создавать свое, неповторимое, уникальное произведение.

     Понимая, насколько важен этот вид деятельности – учить писать сочинение, я с первого года работы в школе уделяю много внимания и времени развитию устной и письменной речи детей, оформляю книгу лучших творческих работ учеников.

     Из чего складывается моя кропотливая работа по обучению детей искусству писать сочинение? Вот некоторые правила общего характера.

     1) Во-первых, учу писать сочинения, в том числе и по литературе, с пятого (!) класса. Учу серьезно относиться к любой творческой работе. Стараюсь привить любовь к этой трудной, кропотливой и важной деятельности, вызвать интерес, используя для этого различные приемы.

     2) Понимая, насколько важен положительный эмоциональный настрой, не упускаю возможности ободрить ребят; говорю о том, что любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Стремлюсь поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый мог испытать благодатные «муки творчества», работая над собственным текстом.

     3) Осторожно подхожу к оценке сочинений самых маленьких, когда они только учатся выражать свои эмоции, впечатления словами. В этот период оценка может быть и «кнутом», и «пряником», в отличие от старших классов, где оценка в большей мере – измерительный инструмент.

     Не ориентируясь только на поиск недостатков, так как всем известно, что любой текст несовершенен и при желании минусы можно найти в любой работе, я бережно отношусь к тому, что создано учениками, в первую очередь отмечаю плюсы сочинения (закрепить в памяти детей моменты удачи очень важно). Стараюсь в каждой работе находить что-то интересное, самостоятельно открытое. Свое видение темы, проблемы, жизни. Всегда радуюсь и отмечаю в классе всякую свежую мысль.

     Отмечая достоинства, зачитывая вслух наиболее удачные обороты речи, мысли или все сочинение, указываю на недостатки работы, стараюсь объяснить, как избежать подобных ошибок в следующий раз.

     4) Учу детей быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими, стараться глубоко вникать в суть темы, ставить вопросы, которые послужат компасом к созданию текста.

     5) Учу собирать, обрабатывать и классифицировать живой языковой, литературный материал.

     Говоря о цитировании, напоминаю, что, во-первых, должен соблюдаться принцип меры, а во-вторых, цитата должна развивать мысль автора работы.

     6) Кропотливо, изо дня в день, из года в год учу языковому оформлению сочинения. Помогаю постичь закономерности построения текста.

     Учу быть взыскательными, советую избегать общих слов, искать слова и выражения наиболее точные, яркие, формулировать мысли четко и конкретно, поощряю стремление найти «свое».

     7) Большое внимание уделяю культуре письма, эстетике оформления работы.

     8) Формирую умения совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, замечать и устранять ошибки и недочеты в содержании и языковом оформлении работы.

     Обычно знакомлю учеников на одном из уроков с отрывком из книги Анатолия Мариенгофа «Бессмертная трилогия» (отрывок приведен в газете «Русский язык» № 24/2002. С. 2), в котором рассказывается о том, как редактировал первую фразу Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь, чтобы ребята почувствовали, как может после хорошего редактирования преобразиться, зазвучать текст. На уроках литературы по комедии «Ревизор», зачитывая первую фразу Городничего, мы всегда обращаем внимание на мастерство писателя: поражает чрезвычайная стремительность и емкость этой фразы. Наблюдаем: в ней всего 15 слов. А ведь в первой редакции было 78 слов! И далее анализируем, как Гоголь совершенствовал первоначальный текст.

     Говорю своим ученикам: «Чтобы научиться писать сочинения, надо их писать, надо много работать».

     9) Создаю и постоянно пополняю копилку упражнений, помогающих развивать творческие способности, совершенствовать речеведческие навыки. Например, такие:

– восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст; найдите лишнее предложение;
– подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста;
– восстановите нарушенный порядок частей и допишите подытоживающий вывод к данному тексту;
– прочитайте текст, найдите места, где пропущены доказательства обозначенных тезисов, выпишите необходимые доказательства;
– прочитайте предложения, определите характер речевой ошибки, внесите необходимые исправления;
– прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, тип и стиль; отметьте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для данного стиля речи; найдите «народные» лексические обороты и синтаксические конструкции;
– исправьте текст, решая речевые, синтаксические задачи (устранение повторов, неоправданное разъединение частей сложноподчиненных предложений, однообразие синтаксических конструкций и т.д.).

     Дидактический материал для подобных упражнений можно найти в художественной, публицистической литературе, а также в творческих работах учеников.

     10) Сочинение требует всесторонних знаний. Степень понимания – темы, проблемы, произведения – показатель общего развития человека, от понимания зависят содержательность творческих работ, самостоятельность суждений. Беседуя с учениками, советую им расширять свои знания в различных областях, читать художественную, научно-популярную, философскую литературу. Говорю: «Хотите хорошо писать – читайте классиков, не пропускайте ничего, все важно. Учите наизусть наиболее важные, яркие отрывки поэзии и прозы». Таким образом ухо маленького человека, по словам В.Г. Белинского, постепенно приучается к гармонии слова, а сердце переполняется чувством изящного.

     11) Напоминаю о том, что многого можно достичь добросовестным трудом, вместе с которым придут подлинный интерес, увлеченность работой, ясное представление о том, что хочешь сказать, уважение к собственному труду и твердое желание достичь положительного результата.

     Как правило, ребята с течением времени проникаются мыслью о серьезности данной работы. Естественным образом создается атмосфера в классе, когда все стихает, нет суеты, появляется возможность сосредоточиться.

     В работе учителя по развитию речевых навыков, творческих способностей ребенка большую роль играет оформление кабинета. Это может быть красочно оформленная газета с постоянно меняющимися рубриками. Например, в рубрике «клад» (классики – детям) могут появляться советы известных мастеров слова о том, как писать творческие работы. Так, например, однажды я принесла в помощь пишущим творческую работу – советы А.И. Куприна:

     Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: какой-то странный цвет или он как-то неловко вскрикнулОпиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази розу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.

     В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше.

     Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни...

     Изгони шаблонные выражения. Не пиши заплакал, а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

     Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят...

     Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживаясь с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения.

     Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись... в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы... Не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно.

     Ребята с интересом отнеслись к статье, кто-то сделал для себя выписки в специально заведенную тетрадь по развитию речи. А потом я решила еще раз обратиться к словам А.И. Куприна на уроках русского языка, провести комплексную работу с этим текстом, чтобы дети лучше запомнили ключевые, важные советы, использовали их при создании творческих работ.

     Познакомились также с советами К.Г. Паустовского:

     Главное... – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи... <...> Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.

     Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. (Из книги «Золотая роза»: «Первый рассказ»)

     В этой же рубрике – «Клад» – могут появляться интересные, особенно яркие, выразительные, необычные фразы, отрывки из поэтической речи и прозы великих мастеров слова. Этот материал приносит учитель, но и дети охотно включаются в поиски. Так обогащается речь учеников, оттачивается их эстетический вкус.

Продолжение следует

 

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки, Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. См. № 33/2004


«И началось погружение в мир письменной речи...»

Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт

Взаимоотношения с близкими людьми.

Книга о маме

     В программу по литературе 6–7-х классов включены тексты, которые помогают построить на уроках необходимый всем разговор о самом дорогом человеке – о маме. В сборниках упражнений по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой также имеется дидактический материал по этой теме. Использовав имеющийся материал и дополнив его собственными находками, можно разработать урок, который не только даст возможность задуматься над важнейшими вопросами: о своих взаимоотношениях с близкими людьми, ответственности за их спокойствие и благополучие, – но и подготовит к созданию творческой работы, оформленной в виде книги.

     Мои ученики имеют опыт работы над такой книгой. У каждого была свобода выбора: как «организовать» книгу, какой выбрать формат. Но общий разговор, конечно, необходим. Разговор, в ходе которого вырабатывается примерная программа, оказывает помощь тем, кто, например, не может сочинять стихи или рисовать. Когда заканчивается подготовительный этап, ученики с удовольствием включаются в творческую работу. Вот, например, как работал над созданием своей книги Мисюрёв Игорь, ученик шестого класса. На обложке книги крупными красивыми буквами написано название «ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК» и нарисована красивая алая роза. Фон – белый с голубым. Надо сказать, что в работе Игоря нет ничего случайного, тщательно продуман и цвет каждой страницы. В книге пять глав: «Радость», «Грусть», «Забота», «Памятный день в семье», «Сказка для мамы».

     Первая глава – «Радость» – оформлена в солнечных тонах, соответствующих теме и интонации повествования “.

     Что тебе доставляет самую большую радость?” – спросил однажды я у мамы. Мама задумалась на мгновение, а потом улыбнулась и сказала: “Общение с друзьями”. – “Кто же твои друзья?” – спросил я снова. “А разве ты не знаешь?” – вопросом на вопрос ответила мама.

     И в самом деле, разве я не знаю? Мамины друзья – это ее коллеги по работе, и ее ученики, с которыми она может обо всем поговорить, и мы с сестрой. С каким удовольствием слушает она мою сестру Наташу, когда та приезжает домой! Какой радостью светятся мамины глаза, когда она смотрит на свою дочь, от души радуется ее успехам, а потом хлопочет на кухне, чтобы накормить всех повкуснее. Мама любит хорошую шутку. Она так искренне и так заразительно смеется, что на глазах выступают слезы, и мы все невольно тоже начинаем смеяться. Мама радуется, когда вся семья собирается вместе и дома царят мир и согласие, – пишет Игорь.

     Вторая глава – «Грусть» – оформлена в унисон повествованию: в темно-серых тонах.

     Мама редко бывает грустной. Она может быть веселой, строгой, сердитой, даже разгневанной! Но грустной... И такую ее легко заметить. Приходит с работы тихая, задумчивая. И очень молчаливая. Не спросит: “Как дела? Как успехи в учебе?”. А сразу запирается и молчит. “Что случилось?” – спрашиваю ее. “Да так, сын, неприятности”, – отвечает мама. Этими неприятностями могут быть непонимание взрослых, неожиданные встречи.

     Но бывает грусть особого рода.

     Мама остро реагирует на смену времен года. Она радуется зиме, которая приходит на смену дождю и слякоти осени. Очень любит весну, когда воздух напоен особой свежестью. Особенно мама любит время, когда деревья окутывает зеленая дымка и вот-вот появятся клейкие листочки.

     Но осень... Осень вызывает у мамы пронзительную грусть. Грусть вызывают синее, но уже студеное небо, спелость желтых листьев, и свежесть упругих только что сорванных астр, и летучая седая паутина. Для мамы это время наступления печали.

     А самый грустный для мамы день – 31 января. Много лет назад в этот день умерла ее мама. Эту страшную потерю она ощущает постоянно, в этот день ей особенно больно.

     Для следующей странички – «Забота» – Игорь выбрал розовый цвет нежности, теплоты, любви.https://rus.1sept.ru/2004/35/4.gif

     Вы видели когда-нибудь маму беззаботной? Мне кажется, таких мам нет.
Вот и моя мама добрая, нежная, всегда в заботах. Чтобы в доме было тепло, чисто, уютно, ей приходится много работать. Зато какой радостью светятся ее глаза, когда она видит вокруг себя счастливые лица близких людей.
Мама заботится и о своих учениках, умеет внимательно выслушать собеседника и помочь, если эта помощь необходима.
Мама заботится обо мне. Хочет, чтобы я вырос добрым, отзывчивым человеком, чтобы нашел свое место в жизни. “Об этом нужно уже сейчас задумываться”, – говорит мама.

Следующая страничка книги – «Памятный день в семье». Для этой главы Игорь выбрал оранжевый цвет.

В моей семье спокойно мне,
Я чувствую ее защиту.

     Семья наша небольшая, но дружная. Мы всюду вместе. Будь то поход за грибами или работа по дому. Самая большая радость для нас – когда все родственники собираются под крышей нашего дома. Такое бывает редко. Но один раз в году это случается обязательно. О таком дне мне и хочется рассказать.
Бабушке 70 лет. Приехали в этот день поздравить бабушку с юбилеем ее сестра, брат, дети и внуки. Особая атмосфера радости царила в этот день в нашем доме. Радостно оттого, что мы все вместе, оттого, что бабушка жива. А мне весело еще и потому, что в доме в этот день праздничная суета, повсюду вкусные запахи, а еще – ожидание чуда. И чудо свершилось. Все собрались за праздничным столом. Каждый произносит свои слова поздравлений. А потом – песня. Исполняет ее бабушкина сестра тетя Нина задорно и радостно. И всех переполняет счастье, потому что все мы снова вместе, потому что после стольких страданий бабушка сидит с нами.
Много песен было спето за нашим столом. Так хотелось, чтобы этот праздник не кончался!
А праздником этим правит моя мама, гостеприимная хозяйка, умеющая любить, способная понимать.

Пятая страничка книги Игоря объединила многие цвета: оттенки коричневого, синего, зеленого, красного. И это не случайно. Прочитав ее содержание, вы поймете, почему здесь такое сочетание. Называется эта страничка «Сказка для мамы. Как призрак стал человеком».

«Однажды призрак пришел к Богу и говорит:
– Бог, я хочу быть живым.
– Это непросто, – ответил Бог. – Чтобы быть живым, ты должен сначала научиться думать, потом помнить, затем – чувствовать, осязать, видеть и слышать. Только тогда ты сможешь быть человеком.
– Как же я смогу это сделать? – спросил призрак.
– Поброди по миру, – ответил Бог, – и добудь где что сможешь.
Призрак пошел по тропинке через лес и встретил молодого человека, который в задумчивости сидел под деревом.
– Человек, – сказал призрак, – пожалуйста, помоги мне. Я хочу научиться думать.
– Для этого тебе нужен ум, – ответил человек.
– А не могу ли я взять твой? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал человек. Он отдал призраку свой ум и стал веселым и беззаботным.
– О Боже, помоги мне! – в страхе закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог. – Тот, кто умеет думать, иногда испытывает страх.
Призрак пошел дальше и пришел в деревню. Там он встретил одного старика.
– Старик, помоги мне. Я хочу научиться помнить.
– Чтобы помнить, тебе нужна память, – ответил старик.
– Можно мне взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал старик и отдал свою память, а сам стал счастливым.
Призрак посмотрел на дорогу, но не мог вспомнить, куда идти.
– О Боже, помоги мне! – закричал он.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: тот, кто помнит, может и забывать.
Призрак пошел дальше. У терновника он нашел плачущего мальчика.
– Пожалуйста, помоги мне, – сказал он мальчику. – Я тоже хочу чувствовать.
– Чтобы чувствовать, нужны чувства, – ответил мальчик.
– Можно взять твои? – спросил призрак.
– Конечно, – ответил мальчик и стал вновь веселым.
Призрак укололся о терновник и закричал от боли.
– О Боже, помоги мне!
– Иди дальше, – ответил Бог. – Кто может чувствовать, иногда чувствует боль.
Призрак пошел дальше и вышел к месту без деревьев и цветов и нашел человека, закрывающего свои глаза.
– Человек, помоги мне. Я хочу видеть.
– Для этого тебе нужны глаза.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и снова стал улыбаться.
– О Боже, помоги мне! Я вижу этот ужасный мир! – закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: ты будешь видеть не только красивое.
Призрак пошел к дому, где кто-то кричал. Он увидел человека, затыкающего уши.
– Пожалуйста. помоги мне. Я тоже хочу слышать.
– Для этого тебе нужны уши, – ответил человек.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и стал весел.
– О Боже, помоги мне! – закричал призрак. – Что это за печальные звуки?
– Иди дальше, – ответил Бог. – Ты будешь слышать не только смех.
Тогда призрак пошел дальше и увидел прекраснейшую женщину.
– О женщина, помоги мне, – сказал призрак. – Я умею думать, помнить, чувствовать, слышать и видеть, но я все еще не живой.
– Для этого тебе нужна жизнь, – ответила женщина.
– Можно взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, потому что я тебя люблю, – ответила женщина и умерла.
– О Боже! Помоги мне! – закричал человек в отчаянии.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и помни: те, кто живут, еще и умирают.
https://rus.1sept.ru/2004/35/6.gif

Каждый ученик создавал свою книгу о самом дорогом человеке, все работы неповторимы. Вот, например, содержание книги Погониной Татьяны, ученицы шестого класса: «Письмо для мамы», «Страничка вопросов – ответов», «Волшебные загадки», «Стихотворение для мамы». Вот какое стихотворение сочинила Таня:

МАМЕ

Ты на руках меня качала,
Когда младенцем я была.
Бывали дни – ты уезжала –
Я по тебе всегда скучала.
Ты книжки для меня читала
Спокойным голосом, внапев.
И словом добрым утешала,
Любя меня сильнее всех.
Ты в жизни сделала так много,
Прошла ты тысячи дорог,
Познала радость и тревогу
(И было много так тревог!).
Иду к тебе, моя родная,
Склоняю голову в любви,
Молю я: долго-долго, мама,
Со мною рядышком живи!
https://rus.1sept.ru/2004/35/5.gif

В старших классах ученики осмысливают подобную работу на новом уровне. Они размышляют о личной ответственности каждого молодого человека за судьбу и благополучие близких, о важности почитания не только своей мамы, но и уважения к любой Матери. Только тогда состоишься как человек.

Вот, например, страничка книги Языкова, ученика 11-го класса, «Поучение молодежи»:

Друзья мои! Прочитайте эти слова, примите в сердце свое, помните, и будет вам добро.
– Почитайте мать и отца!
– Будьте с ними мягки, вежливы и уступчивы.
– Чаще слово приветливое, доброе молвите, в общении имейте голос мягкий, ласковый.
– Остерегайтесь злых слов, ранящих нежное материнское сердце.
– Заглядывайте чаще в очи матери, ревностно следите за их ясным светом.
– Сторонитесь общества порочных, ибо заразителен бывает пример глупостей; не давайте порокам губить себя – не причиняйте боли любящему вас сердцу, дайте покой оку недремлющему.
– Берегитесь резких, жестоких, необдуманных поступков, сокращающих жизнь любящего тебя человека, берегите мать от сердечных волнений, переживаний.
– Проявляйте усердие в учении, прилежание в работе.
– Не приносите в дом тревог, огорчений, обид. Приносите в дом мир, покой и радость.
– Заботьтесь о своем здоровье, ибо родители всегда беспокоятся, когда дети болеют.
– Будьте добрыми детьми своих родителей, не раньте сердце матери своей неблагодарностью. Будьте добрыми и в мыслях, и в чувствах, и в словах, и в делах. Чувствуйте ответственность за благополучие родного человека.
– С уважением и почтением относитесь к чужим матерям, ибо тот, кто не умеет уважать чужую мать, не достоин своей.
– Заботьтесь о своем добром имени. С честью идите по жизни. Оберегайте душевный покой и счастье матери.

     Написать творческую работу о самом главном человеке в нашей жизни непросто. Один из моих учеников признался, что ему легче подготовить сочинение на любую тему, дать анализ стихотворения, нежели написать несколько строк о маме. Так действительно часто случается: мы можем красиво сказать о чем угодно, но с трудом находим точные, яркие, самые нужные слова, достойные наших мам. В такие минуты, убеждаюсь на собственном опыте, самое важное все-таки – быть «рядом» с учениками, чувствовать и предугадывать их трудности, растерянность, вселять в них уверенность: «Все получится, обязательно получится, надо только верить и работать с настроением». На таких уроках важно продумать все: и эмоциональный фон урока (оформление, музыкальное сопровождение, вдохновляющее слово учителя, фоторепортаж «Наши мамы», выставка репродукций картин известных художников, посвященных женщине), и личное участие (тактичное, ненавязчивое) в разработке проекта книги тех учеников, которые чувствуют свою беспомощность, отчаяние, одиночество.

     Для меня очень важен момент включения ребят в работу и поиски решения той или иной темы, проблемы. Поэтому черновики ребят представляют для меня особую ценность, я их бережно храню, время от времени перечитываю. По черновику можно проследить процесс оформления мысли, понять чувства пишущего.

    Позади двенадцать лет работы в школе, но с каждым годом труднее становится работать. Все больше понимаю, как еще много надо осознать самой, чтобы чему-нибудь хорошему научить детей. Искренне радуюсь каждой находке любимых учеников. С чувством удовлетворения отмечаю творческий и духовный рост многих ребят. Часто, читая лучшие творческие работы, думаю: «А я смогла бы?». Не важен для меня ответ. Действительно «счастлив учитель, чьи ученики переросли своего учителя».

 

Опубликовано: Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык», № 33, 2004; № 35, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”

Выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых пед...

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.

В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...