Урок "Не с причастиями".
презентация к уроку по русскому языку (6, 7 класс)

Кулебякина Анна Валерьевна

Данная презентация будет полезна при подготовке к  уроку по теме  "Не с причастиями" (6 или 7 класс).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро «Байкал»

Слайд 2

Объясните правописание н, нн в суффиксах причастий, отымённых и отглагольных прилагательных: пойма( н,Нн ) ый в озере- копчё ( н,нн ) ый омуль- сушё (н, нн ) ый под навесом- прода ( н,нн ) на рынке- необыкнове ( н,нн ) ый -

Слайд 3

пойма Нн ый в озере полное причастие ( соверш.вид ) копч ён ый омуль отглаг . прилагательное суш ённ ый под навесом причастие (зависимое слово) прода н на рынке краткое причастие обыкнов енн ый отымённое прилагательное 5- нет ошибок 4-одна ошибка 3-две ошибки 2-более трёх ошибок Взаимопроверка

Слайд 4

не роскошь, а средство передвижения немолодой человек небрежный почерк недруг ненастье это не сорока Проверка домашнего задания

Слайд 6

Понаблюдаем негодовать негодующая не поймать непойманная нерпа не изученная мною не поймана не нарисованная, а сфотографированная ещё непойманная нерпа ещё не пойманная отцом нерпа

Слайд 7

Тема урока «слитное и раздельное Правописание не с причастиями»

Слайд 8

Знать : познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь: научиться применять правило на практике, различать приставку НЕ- и частицу НЕ .

Слайд 9

ЗНАКОМИМСЯ с ПРАВИЛОМ «правописание НЕ с причастиями»

Слайд 10

НЕ п ишется слитно с причастиями Причастие без НЕ не употребляется: недоумевающий. Полное причастие без пояснительных (зависимых) слов : непойманный омуль Если нет противопоставления с союзом А : неуслышанная история. 4. Если перед причастием стоят наречия меры и степени : ещё, очень, совсем, почти, весьма, отчасти, довольно, гораздо, совершенно, абсолютно, чрезвычайно и др. Совсем неуставший, ещё нерастопленный 5. Если краткое причастие употреблено в значении прилагательного: Ложь неприкрыта (=очевидна). Если причастие употреблено в значении существительного: Неуспевающие в классе (кто?) пришли на зачёт. НЕ п ишется раздельно с причастиями 1 . К раткое причастие: не убраны, дверь не прикрыта 2. Полное причастие при наличии пояснительных (зависимых) слов: еще не уставший от отдыха . 3. Полное причастие при наличии противопоставления с союзом А : не нарисованная, а увиденная нерпа 4. Есть ярко выраженное отрицание: он не отдохнувший, книга не прочитанная

Слайд 11

Объясните написание НЕ с причастием Берег не прибран А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие. 2. Ничем не нарушаемая тишина А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие. 3. Непойманный омуль А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ; Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов 4. НЕ приехавшие вовремя на отдых А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие . 5. Ненавидящий холод А ) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ; Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов.

Слайд 12

ОТВЕТЫ Берег не прибран А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие . 2. Ничем не нарушаемая тишина А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие . 3. Непойманный омуль А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ; Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов 4. НЕ приехавшие вовремя на отдых А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие . 5. Ненавидящий холод А ) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ; Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов.

Слайд 13

АЛГОРИТМ «Правописание НЕ с причастиями». 1. Употребляется причастие без НЕ ? НЕТ ДА Пиши СЛИТНО НЕДОУМЕВАЮЩИЙ 2. Это краткое причастие ? ДА Пиши РАЗДЕЛЬНО Поле НЕ распахано НЕТ 3. Есть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А ? ДА Пиши РАЗДЕЛЬНО НЕТ 4. Есть зависимые слова ? ДА Пиши РАЗДЕЛЬНО НЕТ Пиши СЛИТНО е щё неспетая песня 5. Есть ярко выраженное отрицание ? НЕ приехавший с вечера ДА Пиши РАЗДЕЛЬНО Кабинет не убранный НЕТ 6 . Наречия МЕРЫ и СТЕПЕНИ без зависимых слов ? ДА НЕТ Пиши РАЗДЕЛЬНО Ещё не спетая мною

Слайд 14

Объяснить правописание с НЕ Эта окраска позволяет в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти (не)замеченными. Байкал загадочен, потому что (не) изучен до конца. (Не) перестающий удивлять своей красотой Байкал манит к себе большое количество туристов. Огромные волны, ещё (не) скованные морозом, шлифуют камни.

Слайд 15

ПРОВЕРЯЕМ Эта окраска позволяет в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незамеченными. Байкал загадочен, потому что не изучен до конца. Не перестающий удивлять своей красотой Байкал манит к себе большое количество туристов. Огромные волны , ещё нескованные морозом , шлифуют камни.

Слайд 16

НЕ п ишется слитно с причастиями Причастие без НЕ не употребляется: недоумевающий. Полное причастие без пояснительных (зависимых) слов : непойманный омуль Если нет противопоставления с союзом А : неуслышанная история. 4. Если перед причастием стоят наречия меры и степени : ещё, очень, совсем, почти, весьма, отчасти, довольно, гораздо, совершенно, абсолютно, чрезвычайно и др. Совсем неуставший, ещё нерастопленный 5. Если краткое причастие употреблено в значении прилагательного: Ложь неприкрыта (=очевидна). Если причастие употреблено в значении существительного: Неуспевающие в классе (кто?) пришли на зачёт. НЕ п ишется раздельно с причастиями 1 . К раткое причастие: не убраны, дверь не прикрыта 2. Полное причастие при наличии пояснительных (зависимых) слов: еще не уставший от отдыха . 3. Полное причастие при наличии противопоставления с союзом А : не нарисованная, а увиденная нерпа 4. Есть ярко выраженное отрицание: он не отдохнувший, книга не прочитанная

Слайд 17

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор) Выучить правило (всем) 1) упражнение 462. или 2) Составить 5 предложений на тему « Э кологические проблемы Б айкала», используя причастия с не.

Слайд 19

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

ФИ_______________

ПОЙМА(Н,НН) ЫЙ В ОЗЕРЕ-
КОПЧЁ(Н,НН) ЫЙ ОМУЛЬ-
СУШЁ(Н, НН)ЫЙ ПОД НАВЕСОМ-
ПРОДА(Н,НН) НА РЫНКЕ-
НЕОБЫКНОВЕ(Н,НН) ЫЙ
-

Объяснить правописание с НЕ

Эта окраска позволяет в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти (не)замеченными на снегу.

Байкал загадочен, потому что  (не) изучен до конца.

 (Не) перестающий  удивлять своей красотой  Байкал манит к себе большое количество туристов.

Огромные волны, ещё (не) скованные морозом, шлифуют камни.

Объяснить правописание с НЕ

Эта окраска позволяет в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти (не)замеченными на снегу.

Байкал загадочен, потому что  (не) изучен до конца.

 (Не) перестающий  удивлять своей красотой  Байкал манит к себе большое количество туристов.

Огромные волны, ещё (не) скованные морозом, шлифуют камни.

Объяснить правописание с НЕ

Эта окраска позволяет в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти (не)замеченными на снегу.

Байкал загадочен, потому что  (не) изучен до конца.

 (Не) перестающий  удивлять своей красотой  Байкал манит к себе большое количество туристов.

Огромные волны, ещё (не) скованные морозом, шлифуют камни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...