Рабочая программа (кружок)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Зоя Михайловна Бужлакова

Рабочая программа (кружок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx405.91 КБ

Предварительный просмотр:



C:\Users\USER\Documents\Scanned Documents\Рисунок (126).jpg


                                     Пояснительная записка

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность  занятий по синтаксису.

Предлагаемая программа  занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Основная цель  занятий:

формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.

Занятия кружка выполняют следующие функции:

-обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

-диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

-познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

-развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

-стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.

Программа рассчитана на 34 часа занятий.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари

Учащийся получит возможность научиться:

  • построению основных синтаксических единиц;
  • использовать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
  • применять основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Синтаксис как раздел науки о языке - 1 ч

Что изучает синтаксис?

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,

В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)

2.«А всё-таки она хорошая!»

Русская пунктуация как система – 4 ч

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

«Это непростое простое предложение»

3.Простое предложение как синтаксическая единица- 2 ч

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

Кто из главных членов предложения главнее?

4. Главные члены предложения-2 ч

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?

В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Бывают ли обстоятельственные определения?

5.Второстепенные члены предложения - 3 ч

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).

Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).

Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?

Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?

6. Односоставные предложения. Неполные предложения – 2 ч

В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?

Чем может осложняться простое предложение?

7. Осложнённое простое предложение - 2 ч

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

8.Однородные члены предложения - 2 ч

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

Что такое обособление?

9. Обособленные члены предложения- 2 ч

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

В чем разница между уточнением и пояснением?

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

Чем отличаются вставные конструкции от вводных?

10. Вводные слова, словосочетания, предложения- 2 ч

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»

11. Обращение – 2 ч

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

«Камень преткновения»

12.  Конструкции с как - 2 ч

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

13. От простого к сложному (Сложное предложение) – 4 ч

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

Кто говорит?

14. Чужая речь – 2 ч

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

Что нам стоит текст построить!

15. Текст как синтаксическая единица- 3 ч

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.

Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

выдающихся учёных-лингвистов;

уметь:

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

Тематическое планирование

№ п. п.

Тема

Количество часов

1.

Синтаксис как раздел науки о языке

1

2.

«А всё-таки она хорошая!»

(Русская пунктуация как система)

4

3.

Простое предложение как синтаксическая единица

2

4.

Главные члены предложения.

2

5..

Второстепенные члены предложения

3

6.

Односоставные предложения. Неполные предложения.

2

7.

Осложненное простое предложение.

2

8.

Однородные члены предложения.

2

9.

Обособленные члены предложения.

2

10.

Вводные слова, словосочетания, предложения.

2

11.

Обращение

2

12.

13.

14

Конструкции с как …

От простого к сложному. Сложные предложения

Чужая речь

2

4

2

15.

Текст как синтаксическая единица

3


35 часов

Рекомендуемая литература

1.Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 7–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.

2.Валгина Н. С. Русский язык: Русская пунктуация: принципы и назначение. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1979.

3.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудные вопросы пунктуации. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1983.

4. Озерская В.П. Русский язык: Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. / Озерская В.П – М., Просвещение, 1982

5.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Кружок немецкого языка во 2 классе "Немецкие праздники"

Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учётом возрастных особенностей второклассников. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Р...

Рабочая программа кружок "Цветоводство"

кружок предназначен для юных цветоводов. проводится 1ч в неделю...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...