Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Татьяна Александровна Сапожникова

             Конспект  урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Урок разработан в рамках текстоориентированного подхода к преподаванию русского языка, соответствует основным принципам личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку в 5 классе.

                              Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель деятельности учителя: актуализировать знания об имени прилагательном как части речи, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.

Тип урока: проблемно - развивающий урок.

Вид урока: урок повторения и обобщения ранее изученного материала об имени прилагательном.

Форма урока: комбинированная.

В задачи урока входит: 1) повторить и обобщить материал об имени прилагательном как части речи; 2) повторить материал о его словоизменительных категориях (род, число, падеж), закрепить представление об их несамостоятельном характере в современном русском языке; 3) повторить сведения о синтаксической роли имен прилагательных в предложении; 4) развивать коммуникативные умения и навыки учащихся в процессе коллективной работы.

Формируемые УУД: 1) личностные (формирование самоопределения и смыслоообразования); 2) регулятивные (целеполагание, планирование учебной деятельности на уроке, прогнозирование ее результатов, оценка, саморегуляция); 3) познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Образовательные технологии: урок разработан в рамках текстоориентированного подхода к преподаванию русского языка, соответствует основным принципам личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Формы, методы и приемы работы на уроке: репродуктивная беседа, фронтальный опрос, метод ассоциаций, выразительное чтение, словесное рисование, продуктивная работа творческого характера, коллективная, индивидуальная, парная формы работы.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, комплекты рабочих карточек, макет «дерева знаний».

Основные понятия: имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.

Содержание урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня прекрасное весеннее утро, светит солнышко. Оно улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Ребята, все мы очень любим музыку. Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. (На фоне музыки слайды о весне известных художников; учитель читает стихотворение):

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

           И ручьи по оврагам шумят.

И. С. Никитин «Весна»

- Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок со стихотворения?   Какое сейчас время года? Весна – время года, когда все в  природе просыпается после зимнего сна. Настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Это время года воспето и в живописи, и в музыке, и в стихах. Композиторам удается передать настроение природы, весны через музыкальные звуки, художники используют для этого свет и яркие краски, поэты – художественное слово.

- А что значит весна для вас? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (Ответы учащихся).

- Продолжите следующее предложение:

Весна в моем представлении (какая?)…….. (учащиеся приводят ряд прилагательных).

Прочитайте текст. (В тексте пропущены прилагательные, они даны в словах для справок)

                                                      Весна пришла.

Наступила (долгожданная) весна. Всё радуется её приходу. (Весеннее) солнышко посылает на землю свои (тёплые) и (ласковые) лучи. На (голубом) небе появились (лёгкие пушистые) облака. Дует (свежий лёгкий) ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались подснежники с (синими) глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их (весёлый) крик. Весна - это моё (любимое) время года!

- Как вы думаете, что могло бы украсить текст, сделать его более ярким, впечатляющим? Чего не хватает в тексте? (имен прилагательных).

- Давайте прочитаем текст, вставив подходящие по смыслу слова из слов для справок (весеннее, долгожданная, теплые, голубом, ласковые, легкие, весёлый, синими, любимое)

- На какие вопросы отвечают слова, пропущенные в тексте? (Какая? Какое? Какие?)

-Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока (имя прилагательное как часть речи).

- А какие цели мы поставим перед собой? Что мы должны знать и уметь? (Знать: что такое имя прилагательное, его грамматические признаки; синтаксическая роль в предложении. Уметь: находить имена прилагательные; определять грамматические признаки; определять синтаксическую роль в предложении).

- Запишите тему урока: Имя прилагательное.

Учитель (пока дети записывают тему): На материале словосочетаний, предложений и текстов о весне мы повторим сегодня знания по теме «Имя прилагательное», его общем значении, морфологические признаки имён прилагательных и их синтаксическую роль, обратим внимание на роль прилагательных в речи.

– Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну с помощью листочков, которые будут распускаться на нашем «дереве знаний», на котором будут фиксироваться те сведения об именах прилагательных, которые мы с вами повторим и почерпнем на уроке.

- Ребята, а как вы думаете, почему у этой части речи такое название?

- К чему оно прилагается? (относится?) Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». 

- Кто его вечный спутник? (существительное.) Почему? (существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета).

- Запишите любое понравившееся вам предложение из текста и подчеркните прилагательные.

- Итак, давайте, подытожим, что мы с вами узнали. Что такое имя прилагательное? (признак предмета, вопросы, согласуется с существительным).

– Ну вот! Наше дерево начало «расти»! Теперь обратимся к грамматическим категориям имени прилагательного. Какие грамматические категории имени прилагательного вы знаете? Как изменяются имена прилагательные в современном русском языке? (Род, число, падеж).

А теперь я предлагаю Вам побыть немного в роли редакторов. Прочитайте сочинение мальчика Миши, и попробуйте исправить ошибки в употреблении имен прилагательных.

Над полями светит яркий солнце. На деревьях надулись душистая почки. По дереву клювом забарабанил трудолюбивое дятел. Над поляной вспорхнула пестрые бабочка.

-Как вы думаете, почему Миша допустил ошибки?

- Как мы можем помочь Мише?

-Измените окончания имен прилагательных, чтобы получились правильные предложения.

- Что должно помочь в работе? (вопрос)

-Исправьте ошибки в работе Миши.

Выборочное письмо. - Запишите в тетрадь только словосочетания существительное + прилагательное и выделите у прилагательных окончания.

- Как вы думаете, почему окончания прилагательных оказались разными?

-Определим род у существительных.

- От чего зависит род имени прилагательного? (от существительных)

- Как же можно определить род у имени прилагательного?

-Как вы думаете можно ли определить род у прилагательного «душистые»?

- Нет, у прилагательных во множественном числе род не определяется. Давайте проверим: существительное почки – жен.рода, тогда к прилагательному мы должны задать вопрос «какая?» И у нас получится словосочетание «душистая почки».

-Красивое словосочетание?

Давайте сделаем вывод: имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе, падеже. И наше дерево продолжает расти (клеим листок: род, число, падеж)

Физкультминутка.

- Выполним упр.573. Один ученик у доски с карточкой (выполнить синтаксический разбор предложения Над полями светит яркое солнце).

Клеим листочки на дерево

-Ребята, а теперь откроем учебники на с.85 и прочитаем правило, сверим его с нашим деревом знаний.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам побыть настоящими художниками и дорисовать нашу весеннюю картину. Кто желает к доске? (работа с лучиками).

Загадки: Самый первый, самый нежный, чистый, маленький … (подснежник).

Белые горошки на зеленой ножке (ландыш).

- А чего еще не хватает на нашей картине? (трава, ручеек, птички).

Синквейн «Весна».

1.Весна.

2. Молодая, цветущая.

3. Журчит, расцветает, поёт.

4. Будит природу ото сна.

5. «Утро природы»

Рефлексия.

- Теперь я знаю, что…

- Теперь я знаю, как…

- Теперь я знаю зачем…

- Я знаю…

Домашнее задание вы найдете на своих листочках.

  1. Выучить правило на стр.85.
  2. На выбор:
  1. написать сочинение-миниатюру «Если бы не было прилагательных»;
  2. составить кроссворд по теме «Имя прилагательное».

Наш урок подошёл к концу. Вы активно поработали. А сейчас я предлагаю вам  каждому записать одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд,  характеризует сегодняшний урок. Какой он, наш сегодняшний урок? (Ученики записывают прилагательные). Чтение «оценочных» прилагательных «по цепочке» в группах.

Учитель: На этой радостной ноте мы закончим наш урок. Спасибо вам за  работу. Я  довольна, что  урок вам понравился. Надеюсь, что сегодня каждый из вас чувствовал себя нужным и полезным на уроке, каждый  раскрылся в меру своих возможностей. Мне было приятно видеть ваши улыбающиеся лица, ваши умные глаза. Я думаю, что это радостное, весеннее, замечательное настроение останется у вас на весь день, и вы сможете подарить его окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...