Лингвистический турнир
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Игра для учащихся 10 -11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок в рамках Дня открытых дверей

Интеллектуальный марафон «Знатоки русского языка»

                                                                                        Подготовила Ефимова Е. В.

29.04. 2017

Тема урока: Лингвистический турнир «Знатоки русского языка».

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.

Цели обучения русскому языку определяются через

- лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока, презентация, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

  Русский народ создал русский язык – яркий, как

                                                            радуга после весеннего  ливня, меткий,

                                                               как стрелы, певучий и богатый, задушевный,

                                                                  как    песня над колыбелью. Что такое Родина?

                                                                  Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

1. Организационный момент.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

- Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

  • Как вы понимаете  слова известного русского писателя?

2) Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимся.

  • А вот как написал о русском языке С. Абдулла, узбекский поэт.
  • Если ты хочешь судьбу переспорить,
  • Если ты ищешь отрады цветник.
  • Если нуждаешься в твердой опоре,-
  • Выучи русский язык.!
  • Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык- это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть- ума прикупить», «Без языка как без рук». А мы с вами начинаем интеллектуально- познавательную игру «Лингвистический турнир знатоков». Сегодня здесь присутствует две команды игроков. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД,

-  Итак, вперед.

  1. Работа по теме урока.

Разминка да- нет.

- Я задаю вопросы, а вы поднимаете карточку ДА или НЕТ. За правильный ответ 1 балл.(МАКС. 5 БАЛЛОВ)

- Морфология изучает морфемный состав слова (НЕТ)

- Деепричастие имеет признаки глагола и прилагательного (НЕТ)

-  В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН (ДА)

- Метафора- синтаксическое средство выразительности. (НЕТ)

- Антитеза- это противопоставление понятий (ДА)

  • Орфоэпический марафон (МАКС. 10 баллов, за каждую ошибку -1)

- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.  На слайде слова, на столах листы  с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах и в зависимости от места ударения разделить эти слова на 3 группы.

ЗакУпорить, тОрты, одолжИть, Иконопись, опОшлить, слИвовый, по средАм (дни недели), пЕрчить, договОр, облегчИть.

-Проверим себя.

ТОрты                              ЗакУпорить                                   одолжИть

Иконопись                       опОшлить                                       договОр

слИвовый                 по средАм (дни недели)                      облегчИть

пЕрчить

  • Ох уж эти ошибки!

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

     4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных)

-Проверим. МАКС. 4

  • Употребление паронимов  (МАКС.4)

            В каком варианте ответа   вместо одеть необходимо употребить надеть.                                                                                       

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Устно объясните разницу в лексическом значении паронимов.

  • Синтаксические нормы. (МАКС. 4)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Ожидая начала спектакля,

1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе.

2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение.

3. программка перелистывалась Соней снова и снова.

4. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.

  • Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). (МАКС 4)

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

- Ну и конечно грамотная речь невозможна без знания орфографии.

  • МАКС 1 балл.
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Каме(1 )ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
  • 1) 1,2                   2) 1,2,3        3)  2,3        4) 1,3

МАКС 1 балл
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)  запр..гать,  ск..льзить,  м..рской (прибой)
2) ум..рать,  пров..ряющий,  прод..вать
3)  п..ровой,  к…ллекция,  л…нгвистика
4) бл..стать,  вет..ранский,  прод..вая

  • Работа с текстом.
  • (1) Наш язык- это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3) Учиться хорошей, спокойной. интелличентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4) Но …... это трудно- это надо. (5) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
  • 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста.

(2 )

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении:

а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз

3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?

(1,5)

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора — мы то, что мы говорим.

3. Итог урока.

- Что же нужно для того, чтобы быть действительно культурным человеком?

-А в чем же секрет грамотной речи?

  • Спасибо за урок.

 ДЛЯ ЖЮРИ.

  1. Разминка

нет

нет

да

нет

да

  1. Орфоэпический марафон.

ТОрты                              ЗакУпорить                                   одолжИть

Иконопись                       опОшлить                                       договОр

слИвовый                 по средАм (дни недели)                      облегчИть

пЕрчить

  1. Ох уж эти ошибки!

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).

3. Чтобы быть грамотным и иметь большой жаргон слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных)

НАДЕТЬ или ОДЕТЬ

(1. )

ОЖИДАЯ НАЧАЛА СПЕКТАКЛЯ

(1)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОШИБКОЙ

(2)

  1. Орфографическая минутка

(2)

(1)

  1. 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста.

(2 )

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении:

а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз

3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?

(1,5)

                Оценочный лист.

Разминка

Орфоэпический марафон

Ох уж эти ошибки

Орфографическая минутка

Работа с текстом

Команда ______

Команда_______

 Оценочный лист.

Разминка

Орфоэпический марафон

Ох уж эти ошибки

Орфографическая минутка

Работа с текстом

Команда ______

Команда_______

1. Орфоэпический марафон

Закупорить, торты, одолжить, иконопись, опошлить, сливовый, по средам (дни недели), перчить, договор, облегчить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

  • Ох уж эти ошибки!

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.____________________________________________
  2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа ___________________________________________________
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. _____________________________________________________

  1. Родители хотели устроить праздник более пышнее._____________________________________________________________________________________________________________

Употребление паронимов  (МАКС.4)

            В каком варианте ответа   вместо одеть необходимо употребить надеть.                                                                                       

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Устно объясните разницу в лексическом значении паронимов.

___________________________________________________________________

  • Синтаксические нормы. (МАКС. 4)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Ожидая начала спектакля,

1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе.

2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение.

3. программка перелистывалась Соней снова и снова.

  1. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.

____________________________________________________________________

  • Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). (МАКС 4)

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

  • Ну и конечно грамотная речь невозможна без знания орфографии.

____________________________________________________________

  • МАКС 1 балл.
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Каме(1 )ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
  • 1) 1,2                   2) 1,2,3        3)  2,3        4) 1,3
  • _______________________________________________________________

МАКС 1 балл
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)  запр..гать,  ск..льзить,  м..рской (прибой)
2) ум..рать,  пров..ряющий,  прод..вать
3)  п..ровой,  к…ллекция,  л…нгвистика
4) бл..стать,  вет..ранский,  прод..вал

  • _________________________________________________________
  • Работа с текстом.
  • (1) Наш язык- это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3) Учиться хорошей, спокойной. интелличентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4) Но …... это трудно- это надо. (5) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
  • 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста.

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении:

а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз

3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- игра в 11 классе Лингвистический турнир

Слайд 2

Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,как стрелы, певучий и богатый, задушевный,как песня над колыбелью. Что такое Родина?Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой

Слайд 3

Орфоэпический марафон Закупорить, торты, одолжить, иконопись, опошлить, сливовый, по средам (дни недели), перчить, договор, облегчить.

Слайд 4

Проверим! Орфоэпический марафон т О рты зак У порить одолж И ть И конопись оп О шлить догов О р сл И вовый по сред А м (дни недели) облегч И ть п Е рчить

Слайд 5

Ох уж эти ошибки! 1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Слайд 6

Проверим! Ох уж эти ошибки! 1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. ( употребление лишнего слова). 2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ). 3. Чтобы быть грамотным и иметь большой жаргон слов, надо много читать ( употребление слова в несвойственном ему значении ). 4. Родители хотели устроить праздник более пышнее . ( неправильное образование форм прилагательных )

Слайд 7

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Слайд 8

Проверим! В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся надеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Слайд 9

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Ожидая начала спектакля , 1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе. 2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение. 3. программка перелистывалась Соней снова и снова. 4. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.

Слайд 10

Проверим! Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Ожидая начала спектакля , 1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе. 2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение. 3. программка перелистывалась Соней снова и снова. 4. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.

Слайд 11

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче. 2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта. 3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене. 4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Слайд 12

Проверим! Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче. 2) Жители города ожидали (чего?) и надеялись (на что?) на мирное разрешение конфликта. 3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене. 4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Слайд 13

Орфографическая минутка В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Каме(1 )ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда. 1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3

Слайд 14

Проверим! Орфографическая минутка В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Каме НН ый дом, отдела НН ый внутри деревя НН ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда. 1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3

Слайд 15

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) запр..гать, ск..льзить, м..рской (прибой) 2) ум..рать, пров..ряющий, прод..вать 3) п..ровой, к…ллекция, л…нгвистика 4) бл..стать, вет..ранский, прод..вая

Слайд 16

Проверим! В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) запр Я гать-запр Я г, ск О льзить- ск О льзко, м О рской - м О ре(прибой) 2) ум..рать, пров..ряющий, прод..вать 3) п..ровой, к…ллекция, л…нгвистика 4) бл..стать, вет..ранский, прод..вая

Слайд 17

Работа с текстом (1) Наш язык- это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3) Учиться хорошей, спокойной. интелличентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4) Но …... это трудно- это надо. (5) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Слайд 18

Работа с текстом 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста. 2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении: а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз 3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?

Слайд 19

Проверим! 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста. (2 ) 2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении: а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз 3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым? (1,5)

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"

Сценарий и презентация внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка - игра "Лингвистический турнир"...

Сценарий мероприятия "Лингвистический турнир"

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы для 7 - 8 классов....

Лингвистический турнир

Предлагаю вашему вниманию внеклассное мероприятие, которое я проводила в рамках школьной недели русского языка. Я проводила его в форме брейн-ринга между тремя шестёрками знатоков: 9 кл., 10 кл, 11кл....

Лингвистический турнир в 5 классе по теме "Слово и его составляющие"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  в 5 классе поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, словообразованию....

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Презентация Лингвистический турнир "Игры со словами"

Эта презентация является слайдовым сопровождением внеклассного мероприятия по русскому языку, которое можно провести в рамках Недели русского языка  с учащимися 5 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....