Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык   Класс 5       Урок   1   ФИО учителя  Харчевникова Наталья Сергеевна

Тема: Язык и языкознание

План 1) Организационный момент. Постановка учебной задачи.

           2) Актуализация знаний и умений, приобретённых в начальной школе. Проблемный диалог.

           3) Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

           4) Рефлексия. Домашнее задание.

Материал к уроку:  раздаточный материал, презентация.

Планируемые результаты

Личностные —  определять потребности в освоении учебной темы;

Метапредметные

Познавательные —  Определять значение и смысл термина; строить рассуждения, выводы, доказательства;  классифицировать и обобщать информацию;  создавать «информационную конструкцию», восстанавливать её.

Коммуникативные —  Адекватно отвечать на поставленный вопрос; участвовать в диалоге; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - Определять лично значимую цель в рамках учебной темы; планировать свою деятельность.

Предметные

  • осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.
  • получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Этап урока

Деятельность учащихся

Задания для учащихся на этапах урока

1. Организация начала урока. Постановка учебной задачи.

  • Чтение предисловия к учебнику.
  • Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Делают вывод.
  • Размышляют.
  • определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Записывают тему в тетради
  • Беседа по материалу учебника (с. 3 и с.155).
  • Давайте начнем наш первый урок со смешных картинок.
  • Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (язык)
  • Что означает слово «язык»? (размышления учащихся)
  •  Давайте посмотрим определение из словаря (РМ1) 1. подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени5. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка)
  • О каком значении этого слова мы будем говорить сегодня на уроке? ( размышления учащихся) .
  • Обратимся к эпиграфу урока.
  • Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

 Ты волен и плавен, Как Волга и Ладога,

 Как наши равнины, широк и велик,

 Живой, как родник,

 Многоцветный, как радуга,

 Звучащий, как музыка, русский язык.

  • Работа с эпиграфом.
  • О чем идет речь в данном эпиграфе?
  • Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?
  • Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?
  • Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?
  • Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

  • Подберите  синоним к слову «знать» (ведать, быть знакомым, находиться в курсе чего-либо)
  • Что оно означает?
  • Какой частью речи является слово «знать»?
  • Образуйте от него существительное. (знание)
  • Что получится, если объединить слова «язык» и «знание»?
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и языкознании)
  • Запишите тему урока.
  • Сформулируйте цель урока.

2. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых учащимися в начальной школе.

  • Найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной мысли.
  • работают в парах и индивидуально
  • Давайте прочитаем материал учебника на с.4
  •  Запись в тетради: Язык — система знаков и обозначений и средство человеческого общения. Языкознание – наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития.
  • Работа с упражнением 2 (обратиться к советам помощника), 3.
  • Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы 4, обсудите их в парах и дайте ответ.

3. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах

  • Ученики отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, используют справочную литературу, работают в парах и индивидуально

  • Попробуйте ответить на мои вопросы, не используя речь (мимика, жесты)
  • Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?
  • Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать (РМ2).
  • Перед вами текст сказки (цель: прочитать сказку)

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…

  • Что дальше? Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему? Ваши размышления.
  • А теперь послушайте продолжение сказки: Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.
  • Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.

4. Рефлексия. Домашнее задание.

  • Обобщают информацию
  • Отвечают на предложенные учителем вопросы

  •  Вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?
  • Расскажите, что такое языкознание.

Домашнее задание: 1. Выучить определение языкознание. 2. Устно упражнение 4.

РМ 1

Язык.  (1подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени5. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка)

РМ 2

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...