Вводные и вставные конструкции
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Этот материал может помочь учителю в подготовке к уроку на тему :"Ввоные слова и предложения, вставные конструкции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova_i_predlozheniya.vstavnye_konstruktsii.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1.Тема урока: ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.

3. 11 Класс.

4. Урок изучения нового материала.

5. Урок исследование.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: расширить и углубить знания о вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.

Содержательная цель: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний о вводных словах и предложениях, вставных конструкциях на письме.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Простое осложненное предложение», межпредметная связь с уроком литературы.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

Давайте запишем дату нашего доброго дня.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Сегодня добрый день, потому что на улице хорошая погода.

Сегодня добрый день, поэтому у меня хорошее настроение.

Сегодня добрый день, значит, у меня все получится.

(Записывают в тетрадях число и «классная работа»)

Личностные, коммуникативные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

(5 минут)

3. Актуализация знаний

(5 минут)

Урок мы начнём с орфоэпической пятиминутки. (На слайде представлен тест, учащимся нужно занести варианты правильных ответов себе в тетрадь, после выполнения теста ученики проверяют тест по эталону, выведенному на слайде и ставят себе оценки)

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1 1) ДавнИшний; 2) цепОчка; 3) зАнял; 4) мусоропрОвод.

2 1) НанЯвшийся; 2) квАртал; 3) зАтемно; 4) прИбыло.

3 1) ПрИняли; 2) недУг; 3) ворвАлась; 4) граждАнство.

4 1) ЧерпАть; 2) дефИс; 3) донЕльзя; 4) кремЕнь.

5 1) ЦемЕнт; 2) прИнятый; 3) новостЕй; 4) накрЕнит.

6 1) НамЕрение; 2) бОроду; 3) кормЯщий; 4) довЕрху.

7 1) ДоговорЕнность; 2) нАчавший; 3) навЕрх; 4) докраснА.

8 1) НЕнависть; 2) налИвший; 3) стОляр; 4) жилОсь.

9 1) принУдить; 2) отрОчество; 3) убыстрИть; 4) крАны.

10 1) КрасивЕе; 2) ободрИшься; 3) сирОты; 4) ненадОлго.

А сейчас приступим к изучению новой темы урока: «Вводные слова и предложения, вставные конструкции».

Ответы на тест:

1 – 4

2 – 2

3 – 3

4 – 1

5 – 4

6 – 4

7 – 2

8 – 3

9 – 2

10 – 1

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Изучение нового материала

(15 минут)

Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания:

  • не являются членами предложения
  • грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению:

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное  дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности,  возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами , будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

То, что  вводные слова и сочетания выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. 
Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения?

Не путай:

  1. К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. 
    К счастью
     – вводное слово, выделяется запятой.
  2. Посуда бьётся к счастью
    К счастью
     – дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью. 

Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении  без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно. 

Внимание:

Вводными словами не бывают слова: 
вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почтиедва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременновот, ведь, всё-таки, вродеобязательно, исключительнопо решению, по предложениюпо постановлению, в довершение, в конечном счете и др. подобные.

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова.
Примеры: Я думаю, он приедет завтра. (
я думаю = по-моему)

Как и вводные слова, вводные предложения выражают разные значения.
Например:

Я думаю (полагаю, считаю, уверен, ...) – степень достоверности, уверенности.

Как известно (как сообщили по радио, как сообщили в СМИ, как сказано в докладе и т.п.) – источник информации.

Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно: запятыми, реже – тире.

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

  1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Он – этого никто не ожидал - позвонил только через год.

(цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения)

Пётр – ты уже слышал об этом?- уехал в Китай.

(цель высказывания предложения, содержащего вставную конструкцию, - сообщение, цель вставной конструкции – вопрос)

  1. Вставные конструкции имеют свой спектр значений: они содержат дополнительные замечания, комментарии, разъяснения или служат средством активизации внимания собеседника:

Он – ты слушаешь меня или нет? – позвонил только через год.

(активизация внимания собеседника)

  1. Вставные конструкции имеют структуру самостоятельного предложения. Это могут быть как простые, так и сложные предложения.

В деревне (я имею в виду деревню, ближайшую к нашему дачному посёлку) был большой пруд.

(в данном примере и предложение, и вставная конструкция имеют структуру простого предложения, но структура вставной конструкции осложнена обособленным определением)

В устной речи они выделяются интонационно, а в письменной – пунктуационно: посредством скобок или тире.

Примеры:

Наконец – как я об этом мечтал! – я закончил школу и поступил в университет.

И вот бывшие одноклассники (вы представляете?) встретились через пятьдесят лет!

(записывают группы вводных слов и отличительные черты вставных конструкций)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Выполним первое упражнение, выходя по одному по цепочке к доске. Найдите вводные слова, сочетания и предложения в отрывках из произведений Б. и А. Стругацких. Определите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Надо признаться это меня ошеломило. 2. Кстати копирование документов запрещено. 3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий. 8. Это скорее всего меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка точнее не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно. Это вполне вероятно. 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина значит это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее не понял а почувствовал. А ещё точнее заподозрил. Всё это обилие бумаг вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне кроме может быть ещё нескольких имен и огромного количества вопросов не имеющих никакого отношения к делу. 10. Бoльшую часть бумаг составляли документы написанные как я понял рукой самого Абалкина. Во-первых это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых был в папке ещё один документ отчёт об операции на планете Гигант. Операция впрочем была на мой взгляд пустяковая.

Упражнение 2. Выделите в предложениях вставные конструкции. Расставьте недостающие знаки препинания. (упражнение на слайде)

1. Да и наконец нельзя же в твои годы с твоей наружностью Аратов опустил глаза и махнул рукою – да, да, с твоей наружностью, так чуждаться общества, света! (Тургенев). 2. Крики: «Bis! Браво!» раздавались кругом, но она бросила быстрый взгляд на Аратова, который не кричал и не хлопал ему не особенно понравилось её пение слегка поклонилась и ушла (Тургенев). 3. И не то чтобы он дулся на Аратова за неудачу своей рекомендации добряк на это не способен но он очевидно, нашёл некоторое занятие, которое поглощало всё его время (Тургенев). 4. Бедный старик не мог надивиться на Петеньку так он называл сына (Достоевский). 5. Насчёт фигуры лекарь с улыбкой взглянул на себя также кажется нечем хвастаться (Тургенев). 6. Проехав какие-то австрийские войска Ростов заметил, что следующая за тем часть линии это была гвардия уже вступила в дело (Л. Толстой). 7. – Господа, – сказал он голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного. – Господа, к чему пустые споры! (Лермонтов). 8. Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и собирать бабочек (Аксаков). 9. А где старая так он обыкновенно называл жену свою? (Гоголь). 10. Издеваться над ним и ещё в официальной газете нехорошо – и даже неблагоразумно (Пушкин).

Надо признаться, это меня ошеломило. 2. Кстати, копирование документов запрещено. 3. Конечно же, он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и, мягко выражаясь, нелепым (и связывает именные части сказуемых – представляется странным и нелепым, поэтому отделяется от вводного сочетания мягко выражаясь). Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал (однако – противительный союз, можно заменить на но). 4. Как я и ожидал, в папке не было ничего, кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я, разумеется, вовремя спохватился. 5. Впрочем, надо сказать, в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью, мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит, шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который, как известно, ложится спать с петухами. 7. А ведь я его, пожалуй, помню! Все звали его (кроме Комова, конечно) Лёвушка-рёвушка, или просто Рёвушка, но не потому, разумеется, что он был плакса, а потому что голос у него был зычный, взрёвывающий. 8. Это, скорее всего, меня не касается. Но я должен знать, куда он может пойти? По-моему, к маме идти в таком состоянии непристойно. Он не похож на сопляка, точнее – не должен быть похож. Учитель? Наставник? Это возможно. Это вполне вероятно. 9. Раз шеф не объяснил мне, почему надо искать Абалкина, значит, это не имеет значения. И тут же я понял ещё одну вещь. Вернее, не понял, а почувствовал. А ещё точнее – заподозрил. Всё это обилие бумаг, вся эта пожелтевшая писанина ничего не даст мне, кроме, может быть, ещё нескольких имен и огромного количества вопросов, не имеющих никакого отношения к делу. 10. Бóльшую часть бумаг составляли документы, написанные, как я понял, рукой самого Абалкина. Во-первых, это был отчёт об участии в операции «Мёртвый мир» на планете Надежда. Во-вторых, был в папке ещё один документ – отчёт об операции на планете Гигант. Операция, впрочем, была, на мой взгляд, пустяковая.

1. Да и, наконец, нельзя же в твои годы, с твоей наружностью (Аратов опустил глаза и махнул рукою) – да, да, с твоей наружностью, так чуждаться общества, света! 2. Крики: «Bis! Браво!» раздавались кругом, но она бросила быстрый взгляд на Аратова, который не кричал и не хлопал – ему не особенно понравилось её пение, – слегка поклонилась и ушла (постановка тире вместо скобок факультативна; после вставной конструкции ставится не только тире, но и запятая, поскольку запятая разделяет однородные сказуемые в главном предложении: она бросила взгляд на Аратова, слегка поклонилась). 3. И не то чтобы он дулся на Аратова за неудачу своей рекомендации – добряк на это не способен, – но он, очевидно, нашёл некоторое занятие, которое поглощало всё его время (постановка тире вместо скобок факультативна; после вставной конструкции ставится не только тире, но и запятая – перед противительным союзом но; очевидно – вводное слово). 4. Бедный старик не мог надивиться на Петеньку (так он называл сына). 5. Насчет фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться (кажется – вводное слово). 6. Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело. 7. –Господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – Господа, к чему пустые споры! 8. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать её) ловить и собирать бабочек. 9. А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)? 10. Издеваться над ним (и ещё в официальной газете) нехорошо – и даже неблагоразумно (постановка тире перед и факультативна).

Коммуникативные,

регулятивные, познавательные

4.Подведение итогов урока,

рефлексия, информация о домашнем задании

(3 минут)

Ребята, устно приведите примеры предложений с вводными словами, предложениями, вставными конструкциями.

Ребята, как вы сами оцениваете, насколько хорошо усвоена вами наша новая тема? Как вы думаете, эта тема важна для вас в дальнейшем? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: решить четвертый тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/.

 (приводят примеры)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Урок по русскому языку для 8 класса.Закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями».

На уроке используется групповая, индивидуальная  работа,  работа в паре,  фронтальный опрос. Урок построен по учебнику Бархударова....

Тематическая работа по теме "«Обособленные члены предложения. Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, оформление чужой речи».(в формате Статград, 2015) 8 КЛАСС

Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями".

Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции (2 урок).Цель: 1) Продолжить работу над обработкой умений распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, прав...