Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка по теме "Морфемика" 5 класс. Урок обобщения материала. Подготовка к контрольной работе. Систематизация знаний учащихся 5 класса по теме. Отработка теории языкознания. Творческие задания по теме. На уроке применяются разные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме «Морфемика»

План-конспект урока-обобщения  по русскому языку в 5 классе

Цели урока

  1. Обучающая: повторить и обобщить знания  по теме «Морфемика», отработать навыки использования лингвистических знаний на практическом материале,  
  2. Развивающая: развитие навыков составления и умения использовать на уроках интеллект-карты,  интереса к теоретическим основам языкознания, развитие абстрактного и логического мышления.
  3.  Воспитательная: воспитание уважения к русскому языку, воспитание усидчивости и прилежания на уроке.

Оборудование:  учебник  «Русский язык 5 класс»  авторы:  Л.М.  Рыбченкова, О.М. Александрова  и др. М., «Просвещение» 2018г, интеллект-карты  учащихся, интерактивная доска, проектор,  презентация на тему «Морфемика. Обобщение»

Ход урока.

1. Организационный момент: учитель объявляет тему и цели урока.  

2. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок обобщения материала,  нам необходимо систематизировать наши знания по морфемике и научиться их использовать в нашей практической деятельности. Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий и упражнений, а также закончить оформление ваших интеллект-карт  по этой теме.

Начнем мы нашу работу с беседы о таком разделе лингвистики как морфемика.

 Беседа с учащимися:

Учитель.Что обозначает слово «морфемика», что изучает этот раздел лингвистики

 Ученики: Состав слова, части слова

Учитель. Каким  одним научным термином мы  называются части слова

Ученик. Все части слова имеют один термин «морфемы»

Работа с интеллект-картами. ( привлекаются учителем для более глубокого осмысления материала в ходе беседы)

Учитель. Какие основные образы вы использовали в интеллект-картах для символизации раздела морфемика?

Ученики. Образ дома, образ дерева, образ космического аппарата.

Учитель. Какая информация первого уровня существует в ваших картах  по морфемике?

Ученики. Названия морфем  - это первый уровень информации

Учитель. Давайте на интерактивной доске составим кластер составляющих слово морфем.

 Работа с интерактивной доской составление кластера морфем учащимися

Морфемы.

Основа слова,

 корень, приставка, суффикс  окончание

Учитель. Кластер составлен, названия морфем вспомнили: На основании интеллект- карты ответим на вопрос, чем отличается одно из морфем от остальных и какая это морфема.

Ученик. Окончание  отличается тем, что  это измененяемая часть слова  и  осуществляет связь слов  в словосочетаниях и предложениях.

Работа  с доской. Анализ содержания презентации по теме «Морфемика» (слайд №  2) 

Учитель. Перед вами определения морфемы окончания слова, что вы видите в определении  окончания нового, неизвестного вам.

Ученик. Окончание выражают грамматическое значение слова.

Ученики дополняют информацию интеллект-карт.

Учитель. Какие грамматические значения выражают окончания у разных частей речи?

Ученики. У существительных- число, падеж у прилагательных – род, число, падеж, у глаголов – лицо, число, род в прошедшем времени.

Учитель.  Можем ли определить по окончанию какая часть речи

Презентация. Слайд № 3

Учитель. 1. По окончаниям «ого»,  «его» определите, какая часть речи  слова и придумайте слова с такими окончаниями, выделите окончание в слове как морфему.

2. То же самое выполните с окончанием «о» и «а».

  1. Окончание  «ишь».  Привести примеры в тетрадях

Проверяются записи учеников, определяется, что окончание «ишь» может быть в глаголах только 2 спряжения.

Учитель.  Свои  выводы по морфеме «окончание» занесите в интеллек-карту.

Поговорим о следующей морфеме. Какая самая главная морфема в слове. Исходя из своих карт, что вы можете рассказать о ней.

Ученики. Главная морфема в слове  - корень. Корень содержит в себе основное лексическое значение всех родственных слов.  Корни служат для образования новых слов в языке.

Слайд № 4 .

Задание: от корней «вод» и «гор» образуйте слова.

Учитель. Какие слова у вас получились?

Ученики.  Гореть, пригорелый, горка, предгорье, вода, водянистый, водить, водитель. Здесь есть слова однокоренные, а есть не однокоренные слова.

Учитель.  Корни, имеющие одинаковое звучание, но разные лексические значения,  называются омонимичными. Эта информация для вас новая, занесите ее в интеллект-карту вторым уровнем информации о корнях.

Учитель. Какие морфемы мы еще не обсудили,  какая у вас есть еще информация  в интеллект-картах?

Ученики. Еще не обсудили морфемы: приставки и суффиксы.

Учитель.  Что общего имеют эти морфемы?

Ученики. Имеют добавочное лексическое значение и образуют новые слова, различаются местоположением: приставка стоит перед корнем, а суффикс  - после корня.

Физкультминутка

 Работа со слайдом № 5

 Задание:  письменно определить  лексическое значение у приставок в словах:

Влететь, прилететь, вылететь, улететь

 Ученики.

В – движение внутрь.

 Вы  - движение  наружу изнутри,

Пере - с места на место

При  - приближение.

У – удаление

Учитель делает вывод:   мы убедились, что приставка обладают дополнительным лексическим значением - поэтому она значимая.  То же самое мы можем сказать и о суффиксах.

Учитель. Как называется часть слова, состоящая из значимых морфем?

Ученики. Все значимые части слова без окончания образуют основу слова.

Слайд № 6

Задания на основе морфем, имеющихся на слайде  составить слова и предложения,

  1. Ближ  -ся - л – а – при.                 Приближался
  2.  Ый – без –н - жалост                    Безжалостный
  3.  Л – о – по- каза - сь                       Показалось
  4.  ышк   - солн - о                              Солнышко
  5. Н- бес – ый- шум.                           Бесшумный
  6.  Ся – уч- на – им   ть – бир – раз- а  а – слов.  

Научимся разбирать слова.

Учитель.  Проверяем получившие слова с теми, что появились на слайде. Самостоятельно выделяем все морфемы в словах и определяем в каждом слове их количество

Обобщение   и  реализация знаний по теме 

Учитель. Чтобы проверить, как мы усвоили тему «Морфемика», Выполним тест по  этой теме: учебник стр.56 задание 2.

Выполняется самостоятельно тест,  данный в  учебнике 7 мин.

Учитель. Проверяем правильность сделанного теста, сравнивая свои ответы с ответами,  выведенными на экран.  Слайд № 8

Выводы по уроку. Что мы вспомнили на уроке?  Что нового узнали на уроке? Какие задания вам были интересны?

Домашнее задание. Доработать интеллект-карты по итогам урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...