Применение графической наглядности при обучении орфографии
статья по русскому языку

В статье раскрывается  опыт работы учителя руссского языка по использованию графической наглядности при обучении орфографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии

   Орфография связана со всеми видами речевой деятельности: с аудированием, говорением, письмом, чтением. Все виды речевой деятельности так или иначе являются опорой орфографической памяти пишущего.

   Основной целью работы по орфографии в школе  является формирование у детей следующих умений: 1) обнаруживать орфограммы в написанном слове (орфографическая зоркость), 2) правильно писать слова с изученными видами орфограмм; 3) обосновывать выбор орфограмм; 4) находить и исправлять орфографические ошибки. В процессе развития этих умений участвуют все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, моторная, речедвигательная. Особую роль при этом играет зрительная память, которая опирается на зрение – важнейший физиологический источник информации, через который, как известно, человек получает 90% информации о мире, в котором живёт. По наблюдениям психологов, в каждом коллективе случайно объединенных людей (а школьный класс является таковым) у 70% его членов ведущей является зрительная орфографическая память. Зрительное запоминание – мощный фактор обучения правописанию.

    Зрением воспринимаются как всё письменное слово целиком, так и условия выбора той или иной орфограммы. В зависимости от этих двух объектов восприятия существуют две формы зрительной наглядности, активизирующие зрительную память: обозначение орфограммы и обозначение условий выбора орфограмм. В обоих случаях зрительная наглядность выступает в виде особых графических средств.

  Определенную обучающую  роль имеет зрительное восприятие слова до записи без каких-либо дополнительных графических средств. Влияние зрения усиливатеся, если включаются графические факторы, выделяющие орфограмму в слове. В качестве графических средств выступают размер буквы, их цветовое выделение, обозначение морфемы с усваиваемой орфограммой, табличное расположение слов с орфограммой в той или иной морфеме, схематическое изображение алгоритма действий при объяснении орфограммы.

   Большой размер буквы, выделяя орфограмму (например, наслАждение), даёт дополнительную опору глазу для запоминания правильного написания. Этот же прием помогает запомнить орфоэпические нормы при работе над ударением в слове.

   Выделение в словах орфограмм цветом – тоже сильный зрительный фактор. Работа с цветными карандашами, ручками или маркерами увлекает детей, и несмотря на некоторое замедление учебного процесса, успешный результат компенсирует эти временные затраты. Цветом пользуется и учитель: это может быть цветной мел или презентация с цветопередачей информации.

   Повышается эффективность работы при вертикальном расположении слов с изучаемой орфограммой в той или иной части слова, особенно в корне слова. Например:

         слад-кий

         слад-енький

        слад-ость

  на-слажд-ение

   Обоснованием выбора орфограммы учащиеся занимаются постоянно: и при обучении применению правила, и в процессе его самостоятельного применения, и при контроле за правильным написанием слов с изученными орфограммами.

    Обучение применению нового правила включает ряд мыслительных действий учащихся с написанным словом: нахождение орфограммы, ее подчеркивание, устное перечисление условий ее выбора, их графическое обозначение. Для этой цели используется списывание без пропусков букв. Проводится работа с графическими обозначениями и при списывании слов с пропусками орфограмм. Их вставка заставляет учащихся проделать мыслительную операцию: выбрать из возможных написаний одно правильное в соответствии с теми условиями, которые действуют в данном слове. Так, ученик, встретившись с пропуском буквы в слове издавн… , стоит перед проблемой выбора буквы о или а . Выбор орфограммы осуществляется по следующему алгоритму поиска. Необходимо определить:

  1. тип написания (орфограмма-буква или небуква); в данном случае буква;
  2. место, где находится орфограмма ( в морфеме – буква, между морфемами – небуквенное написание); в данном случае в суффиксе, т.к. орфограмма – буква;
  3. часть речи. Для орфограмм-букв в приставках и корнях часть речи устанавливается только для приставки не-. В данном случае орфограмма-буква находится в суффиксе, следовательно, нужно установить часть речи – наречие.

Следующая часть алгоритма – поиск фонетических, структурных, семантических или синтаксических условий выбора. Выбор буквы о или а связан со структурой исходного слова; издавн… - это с давнего времени; в исходном слове – прилагательном давний нет приставки из-, значит, она использована одновременно вместе с суффиксом для образования наречия издавн…; следовательно, на месте пропуска должна быть орфограмма буква а: издавна.

   Графические обозначения условий выбора орфограмм используются и при написании диктантов. В этом случае работа над изучаемой орфограммой начинается с мыслительного поиска по опознавательным признакам точки применения орфографического правила (т.е. предвидение орфограммы).В данном случае опознавательным признаком является безударность гласной конца наречия. Процесс выбора орфограммы и графическая фиксация условий реализуется по тому же алгоритму.

   Одним из важнейших упражнений по орфографии является орфографический разбор. Он заключается в обнаружении орфограмм в слове и в обосновании их выбора. Орфографический разбор может быть полным или частичным. Полный орфографический разбор заключается в указании и обосновании выбора всех орфограмм в данном слове; частичный – в указании и обосновании отдельных орфограмм, например, буквенных (в приставке, суффиксе) или небуквенных (между корнями, корнем и суффиксом и т.п.)

    Орфографический разбор может быть устным или письменным.

    Устный орфографический разбор используется при написании предупредительных и объяснительных диктантов, при списывании с подготовкой. Письменный орфографический  разбор – это указание орфограмм и условий их выбора с помощью графических средств.

   Графические средства также используются и при объяснении ошибок, что позволяет значительно сэкономить время на уроке и исправить гораздо большее количество ошибок. Вместе с тем графическое объяснение должно сопровождаться словесным: у каждого вида объяснений, помимо общего, есть свои собственные цели, забывать о которых не следует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

Методическая разработка "Применение графических приемов представления учебной информации в рамках производственного обучения"

В представленной презентации дано описание графических приемов изучения учебного материала и применение их на уроках производственного обучения в рамках начального профессионального образования....

Из опыта работы. Наглядный пример применения дидактических принципов в обучении.

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Применение условно-графической наглядности на уроках истории

Наглядность   - один из ведущих принципов обучения.  Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предмето...

Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.

Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения...

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им пред...