Механизмы реализации смыслового чтения
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кузьмина Светлана Анатольевна

Представлен материал по теме "Смысловое чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanizmy_realizatsii_smyslovogo_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Механизмы реализации смыслового чтения

Механизмы чтения:

  1. Внутреннее проговаривание (при чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения);
  2. Вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях;
  3. Смысловое прогнозирование — умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий;
  4. Вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) — дальнейшее построение абзаца.

Виды чтения:

Существуют различные подходы к выделению видов чтения, они определяются в зависимости:

  • от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное чтение;
  • от техники — чтение вслух и чтение про себя;
  • от подготовки — подготовленное и неподготовленное чтение;
  • от места — классное и домашнее чтение;
  • от цели чтение — просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Цель просмотрового чтения — получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.

При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения.

При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в

довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде чтения действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.

Этапы работы с текстом:

  1. Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе чтения целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения текста планируется неоднократное его прочтение. При чтении с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д.
  2. Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микро контекстов: осмыслив первый микро контекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.
  3. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап).

На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Мастер-класс «Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом (предтекстовый этап)»,Грачева Н.Н.

Цель : трансляция  опыта работы  по использованию  некоторых методов  и приёмов  обучению  смысловому чтению в урочной деятельностиЗадачи мастер-класса: - созда...