Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема. «Указательные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Тема. «Указательные местоимения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Открытый урок русского языка в 6 классе.

Тема. «Указательные местоимения».

Тип урока: объяснение нового материала, открытие  новых знаний  

Цели урока:

содержательная:

научиться определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять указательные местоимения в речи;

повторить разряды изученных местоимений, изученные орфограммы;        

деятельностная:

 формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования грамматических признаков указательных местоимений;

формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

                                                         Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас!

Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Беседа на повторение.

- Что такое местоимение? - Какие разряды местоимений мы изучили?

- Вы дома повторили эти разряды, а теперь я вам по повторению предлагаю задание: заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений

СЛАЙД 1

1. Следить за собой

2. Подготовить кое – что

3. Кто здесь ?

4. Остановиться у них

5.Не загорел никто

6. Сколько – нибудь книг.

7. У кого спросить?

8. Дружить с ним.

9. Никаких трудностей.

10. Увидеть нечто.

11. Сколько сделал?

12.Сходить к вам.

13. Ничего не знать

14. Владеть чем – либо

15. Дом, который строят у дороги.

16. Прийти за тобой

17. Ни к каким преградам

18. Кое с кем посоветоваться.

19. Узнать, кто сделал

20. Сходить ко мне.

21. Не с кем поговорить.

22. Какой – то шорох.

23. Определить, чьё  гнездо.

24. Стоять возле неё.

25. Возьми себе.

                                                        Л – личные

В – возвратные

? – вопросительные

Н – неопределённые

--   __ отрицательные

1

6

11

16

21

2

7

12

17

22

3

8

13

18

23

4

9

14

19

24

5

10

15

20

25

0 ошибок – 5

1-6 ошибок – 4

7 – 12 ошибок  - 3

3.Самоопределение к деятельности

 Предлагается ученикам выполнить задание.

-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с

новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница.
Внимание на слайд (текст распечатан) 
Слайд 2

Работа с текстом. Выразительное чтение текста.

1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

9) Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент………………………….

-Почему же весна – художница?

4.Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов) Слайд 3

Посмотрите на плакат, кто из вас знает, как называется такой рисунок. (Орнамент).

Орнамент – (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Устно составьте предложение с этим словом.

- Из слов какой части речи составлен этот орнамент? (местоимения).

-скажите, что такое местоимение?

- Посмотрите внимательно, на эти местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.

Личные - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное - себя.

Вопросительные - кто? Какой? Что? Сколько? каков?

Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.

- Посмотрите, наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.

5.Работа над новой темой

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой (слайд4)

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую,  с волнением поёшь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

 - Прочитайте выразительно стихотворение.

-  Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)

 - Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

(Отдыхает луг – олицетворение;

 Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

 Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение. )

-  Найдите все местоимения в тексте (такие, ту, своей, своего( притяж), что (относит).

-  Назовите известные разряды местоимений.

- Какую роль играют в тексте местоимения ТУ, ТАКИЕ? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность, указывают на какой – то один предмет)   Предложите свое название таким местоимениям?

6.Запись темы урока

- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении «Указательных местоимений»

7.Работа  с учебником

Стр.184, п. 77

- Что вы узнали об указательных местоимениях?

8. Физкультминутка

Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

 

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

9. Практическая работа.

Творческая работа .Внимание на слайд (Слайд 5.)

- Посмотрите, можно ли это назвать текстом? Расположите предложения так, чтобы получился текст и запишите его в тетрадь.. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал.
А. Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам
Б. Вот и наступила в северном крае весна.
В. В этих гнёздах они выведут своё потомство.
Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнёзда.
Слайд 6 (правильный ответ)

А теперь задания на выбор, выполните то, которое вам показалось самым интересным. Задания на слайде (Слайд 7)

1. Определить морфологические признаки указательных местоимений.

2. Произвести морфемный разбор указательных местоимений.

3. Определить синтаксическую роль указательных местоимений в предложении.

Молодцы. С работой справились.
С каким разрядом местоимений мы познакомились?
А вот как указательные местоимения использовал в своём стихотворении А.Фет. послушайте стихотворение

«Это утро» (выразительное чтение стихотворения ребёнком)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.

Какие приёмы помогают ощутить движение времени?

Без единого глагола поэт передает движение времени, в этом ему помогают указательное местоимение "это" в разных формах, что создает эффект движения природного времени.


10. Самостоятельная работа.(слайд 8)

Прочитайте текст. Все слова вам понятны. О чем он? Как можно озаглавить его? Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

Книга – великан.

Книга высотой в два3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности2. В те времена1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Проверка.

-Над какими видами орфограмм работали?

Разборы.

древности2

времена1

в два3 (этажа)

11. Итог.

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?

- Что вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).

- Давайте закончим наш орнамент.

-Вы еще познакомитесь с одним разрядом местоимений, и сможете сами продолжить этот орнамент.

12.Оценки

13.Рефлексия.(слайд 9)

Продолжите предложение:

1 .Сегодня на уроке я…

2 .Сегодня на уроке мы…

3 .Наш урок…

14. Задание на самоподговку : п.84, упр.484, карточки с загадками.(приложение №1) Слайд 10


Слайд 11(заключительный слайд)



Приложение №1
Загадки. (В тетрадь запишите отгадки, подчеркните в них местоимения, определите разряд).
1.Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Тесто. Те - указательное местоимение) 2.За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получить животное ЗАЯЦ (Я – личное местоимение).
3. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Мы – личное местоимение). 4.Придумайте слово, в котором спрятались три местоимения _ВЫМЫТЫ (вы, мы, ты)
5.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились крупные овощи? (Ты – к – Вы).
6. Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О – На).
7. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа на лево (Он – Но).
8. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....