Пунктуация. Функции знаков препинания.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

для учителей русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Пунктуация. Функции знаков препинания.

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.

Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации
  • Выявить основные функции знаков препинания
  • Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания
  • Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа: сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

  • О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.
  • О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.
  • Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем
  • Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением
  • Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар, разобрать по составу слова дешевый и парчовый, найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка)

«Синтаксическая» группа: произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа: дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый, найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе), указать их признаки.

  1. Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

-Вот что значит запятая!

  • Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)
  • Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
  • Какой раздел языка изучает знаки препинания?
  • Запишите тему урока в тетради.

  1. Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации.(предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».

  • Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)

  1. Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
  1. Беседа по вопросам:
  • Что изучает пунктуация?
  • Какие знаки препинания вы знаете?
  • Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?
  • Какие группы знаков препинания можно выделить?
  • Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.
  • Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)
  1. Работа с учебником – чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

  • Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?
  • Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?
  • Как можно озаглавить этот текст?
  • Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста

  1. Развитие пунктуационных умений.
  1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.
  2. Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»
  3. Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).

  1. Подведение итогов урока.
  • Для чего же нужны нам знаки препинания?
  • Назовите группы знаков препинания.
  • Назовите ключевые слова темы.

        Д/з;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Дидактический материал "Функции знаков препинания"

В работе представлены сводные таблицы по теме «Функции знаков препинания», предназначенные для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе ...

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

презентация к уроку русского языка в 11 классе...

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...

Тест по пунктуации. Тема: «Знаки препинания в СПП».

Тест по пунктуации.Тема: «Знаки препинания в СПП».Целевая аудитория: 9 класс.Цель работы: закрепление навыков постановки знаков препинания в СПП при подготовке к ОГЭ.Составил: Шкунова О.В., учитель ру...

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. 7 класс

Упражнения, направленные на актуализацию знаний о русской пунктуации....