Синтаксис и пунктуация. Повторение
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Цели урока:
Учебная: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_i_punktuatsiya._povtorenie.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Урок на тему:
« Синтаксис и пунктуация. Повторение»
Класс: 6
Учитель:
Шойдонова Намсалма Шойдоновна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Тема урока: « Синтаксис и пунктуация. Повторение»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация»
Форма урока: Урок-путешествие
Цели урока:
Учебная: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация».
Развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать культуру учебной деятельности.
Основные понятия: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обращения, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Методы и формы обучения: Поисково-исследовательская, индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированная.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, музыкальное сопровождение, листы для рисования, толковые словари, карточки за правильный ответ.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях.
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложения с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные:
уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связать цель деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные знания в жизни.
Организационная структура (сценарий) урока
1 этап. Актуализация и пробное учебное действие.
Деятельность учителя: Звучит музыкальное сопровождение «Шум моря и крик чаек», учитель читает:
Вот оно, какое море!
Разноцветно - голубое,
Волнами шумящее,
Чайками кричащее,
Чистое, соленое,
Теплое, рифленое,
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие на учебном парусном судне - фрегат «Паллада». Путешествовать будем по большой стране под названием «Синтаксис и Пунктуация». Много интересных и увлекательных испытаний нас ждет во время путешествия, а помогать справляться с ними нам поможет ваш багаж знаний, который вы получили на уроках русского языка в 5 классе.
Ребята, необходимо подготовить ваши бортовые журналы: открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа и тему страны, в которую мы сегодня отправимся.
Осуществляемая деятельность учащихся: Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Записывают тему урока в рабочие тетради. Смотрят презентацию слайд 1-2.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.
2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Деятельность учителя: Скажите, пожалуйста, а знакомо ли вам слово «Фрегат»? Что вы можете рассказать? К какому источнику необходимо обратиться для того, чтобы раскрыть значение этого слова?
Работа с толковыми словарями.
Давайте узнаем, что таит в себе слово «Фрегат», выполнив задание.
Задание: Найдите слово «Фрегат» в Толковом словаре, прочитайте его значение и запишите в рабочих тетрадях.
Ответ: Фрегат - военный трехмачтовый корабль, несущий крейсерскую и разведывательную службу. (Толковый словарь русского языка. Том IV.)
Осуществляемая деятельность учащихся: Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Работают с Толковым словарем. Смотрят презентацию слайд 3.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Познавательные: умеют находить и извлекать информацию из словаря, анализировать и структуировать информацию, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают
свою точку зрения.
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Деятельность учителя: Наш корабль готов к отплытию! (музыкальное сопровождение «Внезапный стук») Что случилось? Наш корабль не может выйти из гавани. Нам не хватает попутного ветра в парусах. Чтобы помочь нашему кораблю, нам нужно проверить ваши знания, выполнив задание.
Задание: Продолжите предложения по вариантам:
Вариант 1
Синтаксис изучает…
(Ответ: Синтаксис изучает словосочетания и предложения.)
Вариант 2
Пунктуация изучает…
(Ответ: Пунктуация изучает знаки препинания.)
Общее задание: Выполните синтаксический разбор записанных предложений.
Ответ:
Синтаксис изучает словосочетания и предложения. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
Пунктуация изучает знаки препинания. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
Осуществляемая деятельность учащихся: Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа. Смотрят презентацию слайд 4.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Этап 4. . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя: Молодцы, ребята! С совместными усилиями мы справились с заданием и теперь отправляемся в путь.
На нашем корабле нет капитана. А выбирать капитана мы будем следующим образом: необходимо поставить соответствие, вспомнив все, что вы изучали ранее, а за каждый правильный ответ вы будете получать карточку.
Задание: Установи соответствие:
Начало предложения | Конец предложения |
1.Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, называются…. | А) распространенными |
2.Простые предложения | Б) это подлежащее и сказуемое |
3. Грамматическая основа… | В) это раздел науки, который изучает словосочетание и предложения. |
4.Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически | Г) это предложения, в которых две или больше грамматически основ. |
5. Сложные предложения…. | Д) называется словосочетанием |
6. Предложения, содержащие побуждение к действию, называются. | Е) это предложения, в которых одна грамматическая основа. |
7.Пунктуация…. | Ж) побудительными |
Ответы:
1-А ; 2-Е; 3-Б; 4-Д; 5-Г; 6-Ж; 7-В.
Умнички, ребята, ответили на все вопросы! А теперь давайте посмотрим, кто же у нас стал капитаном. А капитаном стал….(ученик, набравший больше всех звездочек).
Капитан есть! А теперь давайте поставим цели нашего с вами путешествия и определим задачи, которые нам необходимо решить во время путешествия.
По опорным словам дети определяют цели урока:
-Повторить…
- Систематизировать…
-Совершенствовать умение…
Задачи:
-Знать…
-Уметь…
Осуществляемая деятельность учащихся: Отвечают на вопросы, выполняют задание. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию слайд 5-6.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретно учебно-познавательных задач.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Деятельность учителя: Молодцы, ребята, поработали вы хорошо! Корабль наш в пути, ветер попутный! Пора немного и отдохнуть. (Учащиеся встают).
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетели за ними дружно.
Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Осуществляемая деятельность учащихся: Выполняют элементарные физические упражнения. Смотрят презентацию слайд 7.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
5 этап. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Деятельность учителя: Ребята! Вот мы и приплыли к первому очень красивому острову под названием «Творчество». О, нет! Его захватили грозные пираты! Поможем жителям острова? Для этого нам необходимо выполнить задание пиратов.
Задание пиратов: Укажите верные утверждения:
А) Слова НОЧЬ, КОНЬ, ЮНОША относятся к 1 склонению;
Б) Глаголы «БРИТЬ» и «СТЕЛИТЬ» относятся ко 2 спряжению
В) В предложении «УТРЕННЯЯ СОНЛИВОСТЬ МГНОВЕННО ИСЧЕЗАТ» есть часть речи имя прилагательное;
Г) Слова ЯРКО, СИНИЙ, СОЛНЕЧНО относятся к части речи наречие .
Ответы: А) неверно; Б) неверно; В) верно; Г) неверно
Деятельность учителя: Вот мы и помогли жителям острова. Давайте посмотрим, что они нам приготовили. Жители острова подготовили необычное задание, которое мы будем выполнять в парах.
Работа в парах
Задание: Составить 2-3 предложения, описав остров «Творчество».
В данных предложениях найти грамматическую основу.
Молодцы, ребята! Активно поработали в парах! Отправляемся дальше в наше плавание.
Осуществляемая деятельность учащихся: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи. Письменно каждая пара описывает остров «Творчество». Смотрят презентацию слайд 8-9.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: стремятся приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные
ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении
учебной задачи.
Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах,
с учетом конкретных учебно-позновательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Этап 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Деятельность учителя: Капитан! По курсу у нас новый остров, который называется «Знаки препинания». Он таит в себе новое интересное задание. Справимся? Для этого вы должны разделиться на группы. Каждая группа должна быть одной дружной командой! Готовы?
Работа в группах.
Откроем наш сундук с сокровищами знаний на странице 31 и выполним упражнение номер 53.
упражнение 53. Спешите, расставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания.
Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой. От деревьев от кустов от высоких стогов сена побежали длинные тени.
Ответ:
Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.
Умнички! Справились и с эти заданием! Давайте узнаем, что нас ждет дальше!
Осуществляемая деятельность учащихся: Выполняют письменно упражнение из учебника. Формулируют свои собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Смотрят презентацию слайд 10.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Деятельность учителя: Ребята, мы попали с вами на остров «Предложений». Самые сложные задания приготовили нам жители этого таинственного острова! Понадобится немало усилий, но мы вооружились всеми необходимыми знаниями.
Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированное задание).
Текст: Пришел теплый сентябрь. После знойного лета, после августовских, теплых дней наступила золотая осень. По опушкам леса еще растут грибы, а в моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины. Далеко слышны звуки, отчетливо разносится пение птиц.
Задание (легкий уровень сложности) :
-Найдите в тексте простое предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения.
Задание (средний уровень сложности):
- Найдите в тексте сложное предложение, выполнив синтаксический разбор предложения;
- Графически объясните расстановку знаков препинания.
Задание (сложный уровень сложности):
-Найдите в тексте сложное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
- Графически объясните расстановку знаков препинания в данном предложении.
-Выпишите все словосочетания из данного предложения.
Деятельность учителя: Трудности нам не помеха! Справились мы и с этими, хоть и нелегкими, заданиями.
Осуществляемая деятельность учащихся: Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности. Смотрят презентацию слайд 11.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение
Деятельность учителя: Вот и подошло к концу наше морское путешествие. Пополнив свой багаж знаний, пора возвращаться домой. Пока наш корабль заплывает в бухту, мы вспомним все события, которые с нами произошли. Ответьте на вопросы:
- Что такое синтаксис и пунктуация?
- Расскажите все, что вы знаете о простых предложения?
- Расскажите, что вы знаете о сложных предложениях?
- А что вы можете рассказать о словосочетании?
Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями, активно работали на уроке. А теперь расскажите, что вам понравилось, как вы оцените свое путешествие, продолжив фразы:
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднения…
Сейчас мы узнаем, как жители большой страны «Синтаксис и Пунктуация» оценили вашу работу. Итак, медалью за блестящий результат награждается (оценка отлично) ….., медалью за хорошие знания (оценка хорошо)….. Хочется также отметить медалью за аккуратность….(за аккуратно выполненные работы), медаль за старание хочется вручить… ( за старание во время урока), медаль за умение дружить вручается группе….. за их дружную, совместную работу в группе.
Осуществляемая деятельность учащихся: Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию слайд 12-14.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Деятельность учителя: Дорогие ребята! Мне было приятно с вами работать сегодня! Каждый из вас для меня был маленьким ярким солнышком! А вы, ребята, поделитесь своим настроением? (Дети рисуют на листе бумаги смайлик, соответствующий настроению).
И в заключение урока запишем домашнее задание….
Спасибо за урок!
Осуществляемая деятельность учащихся: Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, изображают свое настроение в виде смайлика на листе бумаги, записывают домашнее задание. Смотрят презентацию слайд 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....
Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».
Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....
урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация» (повторение).
Урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе позволяет систематизировать знания учащихся посредством игры, развивать логическое мышление путем подбора аргументов....
Презентация "Синтаксис и пунктуация" повторение в начале года 7 класс
Презентация для урока "Повторение синтаксиса и пунктуации" в 7 классе в начале года. Презентация поможет учителю поготовиться к уроку по этой теме с использованием мультимедиаоборудоания....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"...
Карточка по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
Карточка по русскому языку 5 класс на тему "Синтаксис и пунктуация. Повторение"...
Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация. Повторение и обобщение"
Предназначен для закрепления, повторения и систематизации...