Имя прилагательное (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Первый урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_prilagatelnoe_klapanyuk.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи

Цель: актуализировать знания учащихся о прилагательном как части речи и определять их роль в тексте.

Задачи:

1) Образовательные: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление.

2) Коррекционные: развивать орфографическую зоркость на основе выполнения практических упражнений; пополнять и обогащать пассивный и активный словарь учащихся.

3) Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к предмету; воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Ход урока.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята,  мы начинаем урок. ( Создание положительного настроя). А вы сегодня улыбались?

                   Улыбнитесь друг другу
                  Улыбнитесь скорее гостям!
                  Теперь вы готовы,
                   Спешим за работу!
                    Успехов желаю я вам!

Дети садятся, открывают тетради.

Учитель пишет число на доске.

Актуализация

Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Как вы думаете, а мы с вами способны делать открытия?

Я предлагаю вам исследовать два текста:

По улице идет человек.

В руке у него портфель, на голове шляпа,

одет в пальто.

По улице идет пожилой человек.

В руке у него коричневый портфель, не голове фетровая шляпа, одет в теплое серое пальто.

Прочитайте  и сравните эти два текста. В чем их сходство и различие? (тексты одинаковые, отличаются наличием имен прилагательных).

Какова, исходя из ваших ответов, тема нашего урока?

Учитель фиксирует начало темы: Имя прилагательное…

Что вы знаете о нем?

Мы продолжаем работать над большим разделом науки о языке. Над каким?

Что изучает данный раздел?

Как вы считаете, как будет полностью звучать наша тема?

Учитель дописывает тему, дети переносят ее в тетрадь.

Целеполагание.

Если наша тема звучит как «Имя прилагательное как часть речи», какие цели мы должны поставить?

На какие вопросы ответить?

Дети озвучивают план:

Цели фиксируются на доске.

  • Что обозначает прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • С какой частью речи употребляется?
  • Как изменяется?
  • Чем является в предложении?
  • Для чего используется в нашей речи?

Закрепление  изученного в 5 классе.

Я предлагаю вам поработать в группах. Представитель группы выходит для выбора вопроса. Каждая группа должна ответить на вопрос, доказав свой ответ с помощью примеров. Выступления  ваши будут идти в порядке  поставленных целей.   Один ученик их озвучивает, а второй фиксирует на доске. На выполнение задания дается  5 минут.

1 группа

 Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

-Охарактеризуйте  прилагательные из текста с этой точки зрения.

2 группа

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Волчий характер
Синий стул

Мамин шарф

Хорошая погода

Волчья шкура

Бабушкина сказка

Вечерний Барнаул

Городская поликлиника

3 группа

-А теперь подберите к существительным, которые записаны на карточке в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.                                                                       

                                                                       Ветер

                                                                       снег

                                                                       облака

                                                                      деревья

Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком 🞪.

4 группа

   -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные.

-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем -  падежа. Как правильно определить эти признаки  у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)

-Сравните прилагательные в словосочетаниях  прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный  его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)

5 группа

Найдите имена прилагательные и определите их синтаксическую роль.

Великолепен вид зимнего леса. Все покрыто пушистым снегом. Прозрачный воздух тонок и жгуч.

6 группа

“Я увидел красивый цветок. Лепестки у него были голубые, листья нежные, а стебель гибкий. Настроение у меня стало прекрасным”.

Что автору  помогло описать его? Для чего в нашей речи используются прилагательные? Сделайте вывод.

Дети защищают свои ответы. Выступает один от группы.

Итог урока. Дети составляют  кластер  по теме : «Имя прилагательное как часть речи».

Рефлексия.  Оцените урок и свое участие в нем , используя только имена прилагательные.

Домашнее задание. Дифференцированное задание.

  1. Пар…. Упр….
  2. Создайте собственный текст на тему « Моя любимая картина».
  3. Написать стихотворение по заданной схеме:
    Используя перекрестную рифму, написать четверостишье с привлечением имен прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Степени сравнения прилагательных" 4 класс

Презентация содержит таблицы, показывающие правила  и исключенияобразования степеней сравнения прилагательных. Назначение презентации - введение нового граматического материала....

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...

Тест по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Данный тест можно использовать на уроках повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное", а также в качестве контрольного. Тест состоит из заданий с выбором ответа. Задания представляют материал п...

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.           Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...

Имя прилагательное 6 класс ( повторение изученного в 5 классе)

Данный материал  разработан  для  уроков повторения , пройденного материала , в начале новой темы...

Мастер-класс "Моё открытие Китая" (Урок по теме "Одна и две Н в суффиксах прилагательных", 6 класс)

Мастер-класс для изучения темы "Н и НН в суффиксах прилагательных", урок русскоо  языка в 6 классе. Изучение на основе культуры Китая....