Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Синтаксис и пунктуация»      

Тип урока

Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Цели деятельности педагога

Создать условия:                                                                                                                                                                        

   - для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме "синтаксис и пунктуация простого предложения";                                                      

 - для развития навыков анализа текстов с точки зрения роли в них знаков препинания;                                                                 - для применения изученных свойств при решении учебных и практических задач;                                                        

- для воспитания информационной культуры                                                                                                                                                                                          

Образовательные источники и ресурсы

Учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой "РУССКИЙ ЯЗЫК Теория".                                                                               Учебник А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеевой, Т.М. Пахновой "РУССКИЙ ЯЗЫК Практика".                              Мультимедийная презентация.

Методы и формы обучения

Методы: устного контроля и самоконтроля (фронтальный и индивидуальный опрос);                  

 стимулирования интереса к обучению;                                                                                                                          

 по способу передачи информации - наглядный и словесный,                                                                  

 по степени самостоятельности мышления - репродуктивный и частично-поисковый,                                                    

 по степени управления учебной работой - под руководством учителя и самостоятельная работа.                      

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся:                                                    

 - применять полученные знания и умения на практике;                                                    

- объяснять языковые явления;        

- ориентироваться в различных источниках информации;                            

  - анализировать языковой материал;    

    - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;                                              

   - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;                                            

     - самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности;            

         - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.

Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя и друг друга.

 

Мотивационный этап

Озвучивает эпиграф урока: "Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» Константин Георгиевич Паустовский (слайд 2)                         

Задаёт вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс.  

Отвечают на вопросы.              Настраиваются на работу.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

Подведение к формулированию темы и цели урока

Подводит учащихся к формулированию темы урока:                                                       - Найдите лишнее. Объясните, почему это лишнее.

(экология, прозрачная вода, защита растений) (слайд 3)

(Деревья очищают воздух.

Искалеченные ветви

Шелестели листвой)  (слайд 4)

(Была лютая зима.

Всё вокруг замело снегом.

Вскоре и зима прошла, наступила долгожданная весна.) (слайд 5)                                                              

- В каком разделе языка изучаются предложения и словосочетания?              

 - В каком разделе языка изучаются правила употребления знаков препинания?                                                             - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

- Запись темы в индивидуальные рабочие листы.

- Сформулируйте цель урока:

   (Повторить…

   Систематизировать…

   Совершенствовать умения… ) (слайд    6)                                          

Отвечают на вопросы учителя.            С помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему "Синтаксис и пунктуация" и цель урока.

Составляют план действий совместно с учителем.

Регулятивные: осуществлять целеполагание; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Подготовка к обобщению понятий, правил

Организует работу в парах. Даёт задание:

Работая совместно на листочках выполните следующее задание:

Допишите фразы:

Синтаксис – это ____________

Пунктуация - это______________

Актуализирует знания учащихся по теме урока.

Организует проверку выполненного задания: просит одну пару учащихся зачитать определения.

Работают в парах. Выполняют на листочках предложенное учителем задание.

Проверяют правильность выполнения задания, зачитывая записи вслух.

Познавательные: структурировать знания

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре.

Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи

Для следующего задания разделимся на 5 групп.

Даёт задание:                                              

  -Посмотрите, у нас в лесу, который называется «Синтаксис и пунктуация» выросла красивая ёлочка. Давайте украсим её на Новый год.

-Каждая группа получила шарики-текстоиды, в которые надо вставить пропущенные сведения, а затем один выйдет и прочтёт, что получилось.                            

   Обобщает и систематизирует знания учащихся по теме урока.                                                                                                                                                                                         Организует проверку выполненного задания: один человек от группы выходит и зачитывает полученные сведения.

Самостоятельно в группах выполняют на листах предложенное учителем задание.

Проверяют  выполнение задания, зачитывая записи вслух.

Познавательные: структурировать знания.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в группе. Регулятивные: систематизировать и обобщать то, что усвоено.

Физкультминутка

Предлагает выполнить физкультминутку под руководством учащихся.

Выполняют физкультминутку под руководством ученика.

Самостоятельная работа

Даёт задания для самостоятельной работы:

                     Задания

  1. Дайте характеристику предложению:

Лесной запах усиливается.

По цели высказывания ______________ .

По эмоциональной окраске __________.

По наличию второстепенных членов ______________________________________.

Выпишите грамматическую основу _____________________________________________,

  1. Выпишите из предложения второстепенные члены:

Далеко разлетаются крылатые семена клёна.

Дополнение - ___________________________.

Обстоятельство - _______________________.

Определение - __________________________.

  1. Найдите в словосочетаниях главные слова:

Мирное небо, дождь со снегом, древесина дуба, земля и небо, ухаживает за растениями.

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания:

Вместе с галками к нашему домику прилетают и другие птицы шустрые синички сойки и смелый поползень. Сказки загадки пословицы это произведения народного творчества. Берегите птиц ребята!

  1. Соотнесите стрелочками  предложения и схемы.

Школьники, учите русский     [ рас дер ] , [ рас дер ].

язык.

На столе стояла ваза, и в          [      ,  УУУ  ].        

ней были цветы. 

В нашем лесу растут   [ ___     ::     ,      ,      ,     ,      ].     :

разнообразные деревья:

сосна, осина, ель, берёза, рябина.

Самопроверка по открывшимся ответам.

- Каждый из вас самостоятельно проверит свою работу по открывающимся ответам. Хочу напомнить критерии проверки. Если задание выполнено полностью правильно, то ставите плюс. Если справились только с частью задания, ставим плюс и минус, если не справились, то ставим минус.

- Поднимите руки, кто справился со всем заданием.

- Поднимите руки, кто справился с частью.

- Поднимите руки, кто совсем не справился.

         

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку по открывшимся ответам.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: анализировать языковой материал, структурировать знания.

Подведение итогов работы

-Достигли ли мы с вами целей урока?

- Как вы думаете, где могут пригодится вам эти знания?

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки.

Заполнение листов самооценки.

Спрашивает учащихся, что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку в графе «не умею»? Просит пояснить свою точку зрения.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Домашнее задание

Предлагает и комментирует домашнее задание: № 322 с.99

Высокий уровень: списать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

Средний уровень: Списать, расставить знаки препинания.

Записывают домашнее задание в дневники, задают возникшие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи

материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь»

Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь».Создание условий для обобщения  и систематизации  материала о площадях фигур, формирования умений решать задачи с практическ...

Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный....