Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока «Синтаксис и пунктуация»      

    Тип урока

    Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

    Цели деятельности педагога

    Создать условия:                                                                                                                                                                        

       - для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме "синтаксис и пунктуация простого предложения";                                                      

     - для развития навыков анализа текстов с точки зрения роли в них знаков препинания;                                                                 - для применения изученных свойств при решении учебных и практических задач;                                                        

    - для воспитания информационной культуры                                                                                                                                                                                          

    Образовательные источники и ресурсы

    Учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой "РУССКИЙ ЯЗЫК Теория".                                                                               Учебник А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеевой, Т.М. Пахновой "РУССКИЙ ЯЗЫК Практика".                              Мультимедийная презентация.

    Методы и формы обучения

    Методы: устного контроля и самоконтроля (фронтальный и индивидуальный опрос);                  

     стимулирования интереса к обучению;                                                                                                                          

     по способу передачи информации - наглядный и словесный,                                                                  

     по степени самостоятельности мышления - репродуктивный и частично-поисковый,                                                    

     по степени управления учебной работой - под руководством учителя и самостоятельная работа.                      

    Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

    Основные понятия

    Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение.

    Планируемые результаты

    Предметные УУД

    Метапредметные УУД

    Личностные УУД

    Научатся:                                                    

     - применять полученные знания и умения на практике;                                                    

    - объяснять языковые явления;        

    - ориентироваться в различных источниках информации;                            

      - анализировать языковой материал;    

        - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;                                              

       - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;                                            

         - самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности;            

             - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность

    Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1

    2

    3

    4

    Организационный момент

    Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.

    Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя и друг друга.

     

    Мотивационный этап

    Озвучивает эпиграф урока: "Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» Константин Георгиевич Паустовский (слайд 2)                         

    Задаёт вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс.  

    Отвечают на вопросы.              Настраиваются на работу.

    Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

    Подведение к формулированию темы и цели урока

    Подводит учащихся к формулированию темы урока:                                                       - Найдите лишнее. Объясните, почему это лишнее.

    (экология, прозрачная вода, защита растений) (слайд 3)

    (Деревья очищают воздух.

    Искалеченные ветви

    Шелестели листвой)  (слайд 4)

    (Была лютая зима.

    Всё вокруг замело снегом.

    Вскоре и зима прошла, наступила долгожданная весна.) (слайд 5)                                                              

    - В каком разделе языка изучаются предложения и словосочетания?              

     - В каком разделе языка изучаются правила употребления знаков препинания?                                                             - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

    - Запись темы в индивидуальные рабочие листы.

    - Сформулируйте цель урока:

       (Повторить…

       Систематизировать…

       Совершенствовать умения… ) (слайд    6)                                          

    Отвечают на вопросы учителя.            С помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему "Синтаксис и пунктуация" и цель урока.

    Составляют план действий совместно с учителем.

    Регулятивные: осуществлять целеполагание; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Подготовка к обобщению понятий, правил

    Организует работу в парах. Даёт задание:

    Работая совместно на листочках выполните следующее задание:

    Допишите фразы:

    Синтаксис – это ____________

    Пунктуация - это______________

    Актуализирует знания учащихся по теме урока.

    Организует проверку выполненного задания: просит одну пару учащихся зачитать определения.

    Работают в парах. Выполняют на листочках предложенное учителем задание.

    Проверяют правильность выполнения задания, зачитывая записи вслух.

    Познавательные: структурировать знания

    Коммуникативные: строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре.

    Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи

    Для следующего задания разделимся на 5 групп.

    Даёт задание:                                              

      -Посмотрите, у нас в лесу, который называется «Синтаксис и пунктуация» выросла красивая ёлочка. Давайте украсим её на Новый год.

    -Каждая группа получила шарики-текстоиды, в которые надо вставить пропущенные сведения, а затем один выйдет и прочтёт, что получилось.                            

       Обобщает и систематизирует знания учащихся по теме урока.                                                                                                                                                                                         Организует проверку выполненного задания: один человек от группы выходит и зачитывает полученные сведения.

    Самостоятельно в группах выполняют на листах предложенное учителем задание.

    Проверяют  выполнение задания, зачитывая записи вслух.

    Познавательные: структурировать знания.

    Коммуникативные: строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в группе. Регулятивные: систематизировать и обобщать то, что усвоено.

    Физкультминутка

    Предлагает выполнить физкультминутку под руководством учащихся.

    Выполняют физкультминутку под руководством ученика.

    Самостоятельная работа

    Даёт задания для самостоятельной работы:

                         Задания

    1. Дайте характеристику предложению:

    Лесной запах усиливается.

    По цели высказывания ______________ .

    По эмоциональной окраске __________.

    По наличию второстепенных членов ______________________________________.

    Выпишите грамматическую основу _____________________________________________,

    1. Выпишите из предложения второстепенные члены:

    Далеко разлетаются крылатые семена клёна.

    Дополнение - ___________________________.

    Обстоятельство - _______________________.

    Определение - __________________________.

    1. Найдите в словосочетаниях главные слова:

    Мирное небо, дождь со снегом, древесина дуба, земля и небо, ухаживает за растениями.

    1. Расставьте пропущенные знаки препинания:

    Вместе с галками к нашему домику прилетают и другие птицы шустрые синички сойки и смелый поползень. Сказки загадки пословицы это произведения народного творчества. Берегите птиц ребята!

    1. Соотнесите стрелочками  предложения и схемы.

    Школьники, учите русский     [ рас дер ] , [ рас дер ].

    язык.

    На столе стояла ваза, и в          [      ,  УУУ  ].        

    ней были цветы. 

    В нашем лесу растут   [ ___     ::     ,      ,      ,     ,      ].     :

    разнообразные деревья:

    сосна, осина, ель, берёза, рябина.

    Самопроверка по открывшимся ответам.

    - Каждый из вас самостоятельно проверит свою работу по открывающимся ответам. Хочу напомнить критерии проверки. Если задание выполнено полностью правильно, то ставите плюс. Если справились только с частью задания, ставим плюс и минус, если не справились, то ставим минус.

    - Поднимите руки, кто справился со всем заданием.

    - Поднимите руки, кто справился с частью.

    - Поднимите руки, кто совсем не справился.

             

    Выполняют самостоятельную работу.

    Выполняют самопроверку по открывшимся ответам.

    Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия.

    Познавательные: анализировать языковой материал, структурировать знания.

    Подведение итогов работы

    -Достигли ли мы с вами целей урока?

    - Как вы думаете, где могут пригодится вам эти знания?

    Отвечают на вопросы учителя.

    Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

    Рефлексия

    Организует рефлексию учебной деятельности на уроке; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки.

    Заполнение листов самооценки.

    Спрашивает учащихся, что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку в графе «не умею»? Просит пояснить свою точку зрения.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

    Регулятивные: выделять и осознавать то, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

    Домашнее задание

    Предлагает и комментирует домашнее задание: № 322 с.99

    Высокий уровень: списать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

    Средний уровень: Списать, расставить знаки препинания.

    Записывают домашнее задание в дневники, задают возникшие вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка в 9 классе . тема обобщение и закрепление знаний о сложном предложении с разными видами связи

    материал по теме обобщение и закрепление знаний по теме сложное предложение с разными видами связи...

    Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

    Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

    Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

    Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

    Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

    Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...

    Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь»

    Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь».Создание условий для обобщения  и систематизации  материала о площадях фигур, формирования умений решать задачи с практическ...

    Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

    На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный....