Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока не с существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchest.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Правописание НЕ с существительными"

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
  • развитие способностей к самостоятельному труду;
  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, речи и поведения;
  • вызвать заинтересованность в получении знаний;
  • пробудить любознательность;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: мультипроектор,  презентация, учебник, карточки

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.   Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

 Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их.  У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.

  1. Объяснение нового материала.

1. Определение темы и целей урока

  1. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
  2. (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
  3. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
  4. (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 
  5.  (Не) работа сушит, а забота.

                5.  (Не посеешь) – урожай (не) соберешь

                6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. 
                7. (Не) спеши языком, торопись делом. 
                8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет. 

                9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.

Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.

Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.  (Повторить правописание не с глаголами)

- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».

Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:

Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)

Учиться….   ( Правильно писать не с существительными)

Вновь обратимся к пословицам. Назовите существительные с не из 2-й и 3-й пословицы(Небылица, ненастье). Отнимете не у этих существительных.

-      Употребляются ли слова небылица и ненастье без не? Объясните, почему вы так считаете?

-  В какой пословице ещё есть такое слово?

- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не?

В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?

  1. Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).

Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила. (приложение)

  1.  Составление алгоритма
  2. Закрепление изученного.
  1. Подберите к словам синонимы, используя слова для справок

Сомнение, болезнь, ложь, беда,

 противник, глупость, рабство,

слякоть, рассеянность,

 возмущение, подозрительность

Слова для справок: негодование, непогода,

нездоровье, невнимательность, неправда,

неприятель, несчастье, неволя,

 невежливость, неуверенность, нелепость

Задание2

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

 (Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

 Задание 3:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
  2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
  4. (Не)друг ты мне, а …
  5. (Не)воля ожидала его, а …

4.Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту "Проверь себя!")

А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; А4 - 2; А5 – 3

  1. Рефлексия.

Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня.

Сценка. (Презентация)

1-й ученик

Это я, частица НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)

А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

2-й ученик

Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)

НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)

3-й ученик

НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)

4-й ученик

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

7. Домашнее задание.

  1. Параграф 43, орфограмма № 32.
  2. Стр. 101, упр. 242.
  3. Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...