Приём «Лингвистическая многоходовка» на уроках русского языка при подготовке к ВПР
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Приём «Лингвистическая многоходовка»

на уроках русского языка при подготовке к ВПР

 

Материалы ППО

Негуляевой Марины Геннадьевны,

учителя русского языка и литературы

           

 

ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. Это инструмент диагностики качества обученности, не предполагающий отдельной подготовки. Тем не менее любой учитель знает, что невозможно достичь высоких результатов без системной, продуманной предварительной работы, которая может отнимать много времени. В календарно-тематическом планировании подготовка к ВПР не предусмотрена, поэтому так важен поиск приёмов, обеспечивающих эффективную подготовку к ВПР в ходе повседневной учебной деятельности.

Опыт использования лингвистической многоходовки обоснован современными тенденциями развития образования. Это ФГОС ООО, предполагающий внедрение системно-деятельностного подхода, приказ Рособрнадзора «О проведении … всероссийских проверочных работ в 2020 году»;

национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», содержащая требование независимой проверки знаний школьников

Организуя подготовку к ВПР, учитель русского языка сталкивается с опасностью построения деятельности учащихся как отработки способа выполнения конкретных заданий (так называемого «натаскивания»), а не обоснованного современными тенденциями развития образования  осознанного систематического изучения. Поэтому необходимо внедрение эффективных форм работы.

«Лингвистическая многоходовка» – это игровой приём. Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Ещё К.Д. Ушинский писал о необходимости использовать элементы занимательности, игровые моменты в учебном труде школьников для того, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд составляют два главных русла, по которым протекает деятельность учащихся. В игре педагог видел важный источник развития личности ребёнка. Современная дидактика усматривает в игровых приёмах возможность организации эффективного взаимодействия учителя и учащихся, продуктивную форму общения, содержащую элементы соревнования, вызывающую искренний интерес. Исходя из изложенного, использование приёма «Лингвистическая многоходовка» психологически и методически целесообразно.

         Использование «Лингвистической многоходовки» не ограничивается задачей подготовки к ВПР. На уроках русского языка такие задания можно успешно применять для проверки домашнего задания, закрепления изученного, контроля.

Учитель может модифицировать приём, т.е. наполнить его содержанием, необходимым для работы на конкретном уроке с конкретным классом.

Такая форма работы не требует большого количества времени для подготовки и выполнения на уроке. Как показывает практика, школьники быстро осваивают новую форму работы. Для того чтобы процесс выполнения заданий освоили все учащиеся, можно на начальном этапе предложить им выполнение в парах или мини-группах, объединяя детей таким образом, чтобы в каждую группу попал хотя бы один ученик с высоким уровнем подготовки, способный помочь слабоуспевающим ребятам.

Современные дети – это дети нового типа мышления, «дети алгоритмов». Именно поэтому они так любят многоуровневые игры. Приём «Лингвистическая многоходовка» представляет собой последовательное выполнение ряда заданий (прохождение станций), которое  приводит учащихся  к финальной цели. Учащимся предлагается своеобразный маршрут (это может быть и отрывок произведения, и искусственно созданный текст, и отдельные задания,  словом, любая дидактика, соответствующая целям и задачам урока), по которому надо пройти как можно быстрее. Скорость прохождения зависит от качества знаний и умения их применять. Задания нельзя выполнять в произвольном порядке, возможность перейти на следующую станцию возможна только при условии правильного ответа на предыдущий вопрос.

На начальном этапе обучения игре возможно чтение заданий учителем и комментированное выполнение, но впоследствии учащийся самостоятельно знакомится с заданиями и выполняет их как можно быстрее абсолютно самостоятельно.

Ответом на каждой станции является  число, которое надо записать в отдельный столбец. Когда осуществляется проверка (приём предполагает использование как  итоговой, так и промежуточной проверки), учащиеся поочередно  называют верный ответ на каждой станции и комментируют ход решения. На этом этапе учитель оценивает способ выполнения и выявляет тех учащихся, которые справились с заданием и тех, кто допустил ошибку, предлагает ребятам самим установить причину затруднений. Если ответ неверен (это видно из «неправильного» числа в ответе), у школьника есть возможность проверить и исправить себя на определённом этапе, а не проверять полностью всю работу.

Задания, включаемые в «Лингвистическую многоходовку», желательно связывать с изучаемой темой и материалом прошедших занятий, чтобы подготовка к проверочным работам не была оторвана от основного учебного содержания.

Несомненными преимуществами приёма являются:

- лёгкость проверки (как учителем, так и учащимся);

- интерес школьников к  «многоходовке» игры;

- отсутствие унизительного ощущения невыполненного задания, а возможность пройти игру ещё раз и добиться успеха.

         При этом важно понимать, что использование предлагаемого приёма должно гармонично сочетаться с привычными, традиционными методами и

приёмами и опираться на принцип целесообразности.

         Использование приёма «Лингвистическая многоходовка»  в 5 – 8 классах в течение трёх лет позволяет констатировать достижение определённых качественных и количественных результатов. Большинству детей нравится соревноваться. Здоровая конкуренция между одноклассниками делает  обучение интересным, заставляя учеников работать усерднее, чтобы достичь успеха. Эффективность работы подтверждается достижением более высоких результатов этого ВПР. Отмечается снижение неудовлетворительных результатов и повышение качества знаний с 42% до 63% за 3 года.

После проведения мастер класса для педагогов нашего учебного заведения приём многоходовой игры вот уже два года успешно используют при подготовке к ВПР учителя начальной школы. По их отзывам, приём оказался эффективным и способствует повышению результатов учащихся.

         Приём будет полезен для внедрения в образовательную практику всех педагогов, заинтересованных в достижении высоких результатов обучения путем использования отвечающих требованиям современной образовательной системы форм и методов работы.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_kratko.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приём «Лингвистическая многоходовка»

на уроках русского языка при подготовке к ВПР

Материалы ППО

Негуляевой Марины Геннадьевны,

учителя русского языка и литературы

           

ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. Это инструмент диагностики качества обученности, не предполагающий отдельной подготовки. Тем не менее любой учитель знает, что невозможно достичь высоких результатов без системной, продуманной предварительной работы, которая может отнимать много времени. В календарно-тематическом планировании подготовка к ВПР не предусмотрена, поэтому так важен поиск приёмов, обеспечивающих эффективную подготовку к ВПР в ходе повседневной учебной деятельности.

Опыт использования лингвистической многоходовки обоснован современными тенденциями развития образования. Это ФГОС ООО, предполагающий внедрение системно-деятельностного подхода, приказ Рособрнадзора «О проведении … всероссийских проверочных работ в 2020 году»;

национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», содержащая требование независимой проверки знаний школьников

Организуя подготовку к ВПР, учитель русского языка сталкивается с опасностью построения деятельности учащихся как отработки способа выполнения конкретных заданий (так называемого «натаскивания»), а не обоснованного современными тенденциями развития образования  осознанного систематического изучения. Поэтому необходимо внедрение эффективных форм работы.

«Лингвистическая многоходовка» – это игровой приём. Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Ещё К.Д. Ушинский писал о необходимости использовать элементы занимательности, игровые моменты в учебном труде школьников для того, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд составляют два главных русла, по которым протекает деятельность учащихся. В игре педагог видел важный источник развития личности ребёнка. Современная дидактика усматривает в игровых приёмах возможность организации эффективного взаимодействия учителя и учащихся, продуктивную форму общения, содержащую элементы соревнования, вызывающую искренний интерес. Исходя из изложенного, использование приёма «Лингвистическая многоходовка» психологически и методически целесообразно.

        Использование «Лингвистической многоходовки» не ограничивается задачей подготовки к ВПР. На уроках русского языка такие задания можно успешно применять для проверки домашнего задания, закрепления изученного, контроля.         

Учитель может модифицировать приём, т.е. наполнить его содержанием, необходимым для работы на конкретном уроке с конкретным классом.

Такая форма работы не требует большого количества времени для подготовки и выполнения на уроке. Как показывает практика, школьники быстро осваивают новую форму работы. Для того чтобы процесс выполнения заданий освоили все учащиеся, можно на начальном этапе предложить им выполнение в парах или мини-группах, объединяя детей таким образом, чтобы в каждую группу попал хотя бы один ученик с высоким уровнем подготовки, способный помочь слабоуспевающим ребятам.

Современные дети – это дети нового типа мышления, «дети алгоритмов». Именно поэтому они так любят многоуровневые игры. Приём «Лингвистическая многоходовка» представляет собой последовательное выполнение ряда заданий (прохождение станций), которое  приводит учащихся  к финальной цели. Учащимся предлагается своеобразный маршрут (это может быть и отрывок произведения, и искусственно созданный текст, и отдельные задания,  словом, любая дидактика, соответствующая целям и задачам урока), по которому надо пройти как можно быстрее. Скорость прохождения зависит от качества знаний и умения их применять. Задания нельзя выполнять в произвольном порядке, возможность перейти на следующую станцию возможна только при условии правильного ответа на предыдущий вопрос.

На начальном этапе обучения игре возможно чтение заданий учителем и комментированное выполнение, но впоследствии учащийся самостоятельно знакомится с заданиями и выполняет их как можно быстрее абсолютно самостоятельно.

Ответом на каждой станции является  число, которое надо записать в отдельный столбец. Когда осуществляется проверка (приём предполагает использование как  итоговой, так и промежуточной проверки), учащиеся поочередно  называют верный ответ на каждой станции и комментируют ход решения. На этом этапе учитель оценивает способ выполнения и выявляет тех учащихся, которые справились с заданием и тех, кто допустил ошибку, предлагает ребятам самим установить причину затруднений. Если ответ неверен (это видно из «неправильного» числа в ответе), у школьника есть возможность проверить и исправить себя на определённом этапе, а не проверять полностью всю работу.

Задания, включаемые в «Лингвистическую многоходовку», желательно связывать с изучаемой темой и материалом прошедших занятий, чтобы подготовка к проверочным работам не была оторвана от основного учебного содержания.

Несомненными преимуществами приёма являются:

- лёгкость проверки (как учителем, так и учащимся);

- интерес школьников к  «многоходовке» игры;

- отсутствие унизительного ощущения невыполненного задания, а возможность пройти игру ещё раз и добиться успеха.

        При этом важно понимать, что использование предлагаемого приёма должно гармонично сочетаться с привычными, традиционными методами и

приёмами и опираться на принцип целесообразности.

        Использование приёма «Лингвистическая многоходовка»  в 5 – 8 классах в течение трёх лет позволяет констатировать достижение определённых качественных и количественных результатов. Большинству детей нравится соревноваться. Здоровая конкуренция между одноклассниками делает  обучение интересным, заставляя учеников работать усерднее, чтобы достичь успеха. Эффективность работы подтверждается достижением более высоких результатов этого ВПР. Отмечается снижение неудовлетворительных результатов и повышение качества знаний с 42% до 63% за 3 года.

После проведения мастер класса для педагогов нашего учебного заведения приём многоходовой игры вот уже два года успешно используют при подготовке к ВПР учителя начальной школы. По их отзывам, приём оказался эффективным и способствует повышению результатов учащихся.

        Приём будет полезен для внедрения в образовательную практику всех педагогов, заинтересованных в достижении высоких результатов обучения путем использования отвечающих требованиям современной образовательной системы форм и методов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Лингвистические модули на уроках русского языка для формирования языковедческой компетенции учащихся"

В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из прие...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...