опыт работы по теме "Лингвистические модули на уроках русского языка для формирования языковедческой компетенции учащихся"
статья по русскому языку по теме

Софронова Ольга Игоревна

В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из приемов подачи учебной информации. Опорные конспекты,  таблицы, схемы, алгоритмы, в которых в сжатой форме изложены теоретические сведения или представлено руководство по поиску решения поставленной лингвистической задачи,  направленына активизацию навыка осознанного правописания, способности к  овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез и проектирование; овладении коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; развитии творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь,  положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sofronova_solnechnyy_soshno1.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические модули на уроках русского языка  для формирования языковедческой компетенции учащихся

                                       

О.И. Софронова,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Солнечная СОШ №1»,

п. Солнечный, Сургутский район

Аннотация

        В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из приемов подачи учебной информации. Опорные конспекты,  таблицы, схемы, алгоритмы, в которых в сжатой форме изложены теоретические сведения или представлено руководство по поиску решения поставленной лингвистической задачи,  направлены на активизацию навыка осознанного правописания, способности к  овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез и проектирование; овладении коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; развитии творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь,  положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.

Введение

Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось,  учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.  

Внедрение новшества в практическую деятельность учителя-словесника требует от педагога выполнения определенных последовательных действий: анализ новшества, глубина преобразования, уровень разработанности, ресурсоемкость новшества, оценка привлекательности новшества, нормативно-правовые возможности, психологическая готовность, организационная готовность. Рассмотрев таким образом некоторые современные образовательные технологии,  я свой выбор остановила на модульной технологии обучения.

Сам по себе этот вопрос, конечно, не новый. Им занимались и занимаются многие ученые и опытные педагоги (Н.С. Рождественский,    Д.Н. Богоявленский, Н.М. Лебедев и др.).

Мой опыт работы не содержит принципиальных открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществленную (и осуществляемую) систему использования лингвистических модулей на уроках русского языка.

Актуальность использования приемов модульного обучения (опорные конспекты, сигналы, таблицы, схемы, алгоритмы) на уроках русского языка заключается в активизации навыка осознанного правописания, способности к  овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез и проектирование; овладении коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; развитии творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь,  положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.

 Тема моего опыта «Лингвистические модули на уроках русского языка  для формирования языковедческой компетенции учащихся».

Предметом моей работы является формирование лингвистической компетенции учащихся.

Объект  работы - лингвистические модули на уроках русского языка.

Цель – формирование лингвистической компетенции учащихся, высокого уровня овладения коммуникативными умениями, выработка устойчивого интереса к предмету,  развитие творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала.

Задачи:

1. развитие навыка осознанного правописания, способности к овладению новыми формами работы с информацией; высвобождение значительной части учебного времени для отработки практических навыков;

2.   расширение семантического поля учащихся;

3. активизация эстетического восприятия языка, развитие внимательного отношения к значению слова, его употреблению;

4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

5. воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Пути реализации опыта

Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель. Она состоит из организационного этапа, цель которого – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает,  к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование). Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как будем действовать, добывать нужную информацию. Именно с этого момента начинается основной этап урока – работа с информацией, с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. На этом этапе особая роль отводится учителю. Он должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации. Это могут быть справочники и энциклопедии, словари, текст параграфа, таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика. Источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей. Педагог должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источником информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации. Либо она дробится, либо укрупняется. Дети учатся переводить тексты в изобразительную информацию и, наоборот, опираясь на графические организаторы (условные обозначения), представлять информацию в устном или письменном высказывании.

На этом этапе учитель использует различные методические приемы, и именно по их характеру можно определить, в какой технологии смоделирован урок.  Использование лингвистических модулей – один из приемов подачи учебной информации.

Успехов в процессе обучения можно добиться прежде всего через совершенствование форм и методов, использование различных приёмов и способов в практической деятельности. Это может быть:

  1. составление опорных конспектов, сигналов;
  2. использование графических средств в изложении программного материала (таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.).

Всё, перечисленное выше, представляет собой лингвистические модули, в которых в сжатой форме изложены теоретические сведения или представлено руководство по поиску решения поставленной лингвистической задачи.

Активное применение всевозможных средств графики в изучении предметов гуманитарного цикла весьма эффективно, особенно на той стадии, когда требуется воспроизведение и систематизация программного материала.

Предметная основа русского языка предполагает, в первую очередь, использование традиционных видов схематических, графических изображений-таблиц. Начиная с 5 класса, ввожу понятие о видах сложных предложений, используя следующую схему:

Сложные предложения

1. [            ] , = и [         ].  Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.   

   

2. [            ] , (что      ). Я чувствовал, что город оставался у нас справа.

3.  [            ] ,  [         ]. Грянул гром, полил дождь.

Значительная роль на современном уроке принадлежит языковой графике - лингвистическим тренажерам, компактам, алгоритмам. Графические средства, используемые в процессе обучения русскому языку, реализуют прежде всего зрительную наглядность, что, разумеется, имеет непосредственную связь с психологией. Однако они предполагают не только зрительное предъявление материала, но определенную группировку, систематизацию. В самой графической форме заложены большие возможности для широкого использования приема сравнения, что является мощным фактором активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

          Слитно

НЕ

Раздельно

  1. Без НЕ не употребляется

  1. Если есть противопоставление

     с союзом а

П.: нелепый (нелепо)

             П.: Не громкий (громко), а титихий

тихий (тихо)

2. С наречиями степени: весьма,

2. При сочетаниях: далеко не,

совсем и др.

вовсе не, отнюдь не.

П.: совсем нехороший

П.: вовсе не красивый (вовсе

(совсем нехорошо)

не красиво).

3. Если в предложении есть отрицание с НИ.

П.: Ничуть не громкий (ничуть не громко)

Использование таких сравнительно-сопоставительных аналогий, усвоение которых основано на четком фиксировании материала по первой таблице-схеме, позволяет значительную часть свободного времени при воспроизведении подобных тем («НЕ с именами существительными», «Не с причастиями») высвободить для более глубокой практической деятельности: выполнения творческих заданий, практических работ и т.д.

Указанные особенности графических средств позволяют определить более целесообразную сферу их применения - закрепление орфографических и пунктуационных навыков. При этом использование графики не только способствует лучшему запоминанию, подкрепленному воздействием на зрительную память, но и позволяет лучше и дольше помнить учебный материал, поскольку помогает соединить теоретические сведения с их конкретной предметной основой, выраженной определенными символами, значками, условными обозначениями.

Например, вопрос о правописании ь у числительных можно представить в виде следующей схемы:

                   до                     после

            Ь                    40                        Ь        

               (Мягкий знак у числительных)

Схема поясняется следующим правилом: «У числительных до 40 (от 10 до 30) Ь пишется на конце слова, а у числительных, называющих десятки (от 50 до 80) и сотни (от 500 до 900) - в середине слова». При составлении таких схем целесообразно развивать у школьников умение работать над языковым материалом, исходя из принципов научной организации труда. И здесь чрезвычайно важным представляется умение видеть основу орфографического или пунктуационного правила и воплотить его в наиболее рациональную, логически обоснованную структуру.

Традиционные таблицы выполняют ориентировочную и исполнительскую функции. Главная дидактическая функция демонстрационных таблиц состоит в том, что они призваны вооружить обучающегося ориентирами для применения правила, затем должны создать ориентировочную основу действий в усвоении и воспроизведении учебного материала.

Для демонстративных таблиц оправданы темы, которые изучаются в течение длительного времени. Такие таблицы облегчают возвращение к ранее пройденному, помогают систематизации изученного. К изображению в таблицах наиболее приемлемы темы, предполагающие сравнение сходных в чем-то явлений.

Удачной таблицей подобного назначения является таблица правописания сложных слов. Слитное и дефисное написание таких вариантов используется в орфографии имен существительных и имен прилагательных. Такую таблицу можно   назвать   «Таблица   основных   правил   написания   сложных   слов»   и представить в следующем виде:

ПИШИ

СЛИТНО

С ДЕФИСОМ

1.   Слова,  образованные  с  помощью гласных - о, е.

2.    Сложные    слова,    первая    часть которых - количественные числитель ные в родительном падеже.

3. Слова с иноязычными элементами: моно-, гео-, био-, макро- и т.д.

1. Слова с иноязычными элементами: экс-, вице-, псевдо-.

4. Первая часть слова - полу.

5. С по-, если за этой частью следует согласная кроме л.

2. С пол-, если за ней следует л, гласная, заглавная буква.

Эта таблица представляет собой конспект-схему. Такой конспект активизирует мыслительную деятельность обучающегося, так как требует от него перехода от ориентировочных действий к решению своеобразных познавательных задач, например, найти место слову в данной схеме, обосновать данный выбор, определить условия его правильного написания. К тому же, противопоставление взаимосмешиваемых форм (иноязычные элементы), конструкций (с пол-, полу-), написаний (слова-исключения) оправдано и с психологической точки зрения (ориентир - поиск - решение). Языковые таблицы, как и опорные конспект-схемы, позволяют вычислить главные элементы темы, развивают умение изобразить их и правильно расположить при самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом они не только развивают память, так как требуют основательной мыслительной деятельности, но и формируют культуру речи при считывании таблицы, умение объяснить её основные положения, а также распространить их и дополнить.

Компакты - одно из последних слов в методике современного преподавания, один из элементов общей системы графической наглядности в лингвистике. Компакты - графическое изображение темы при значительном сокращении опорных сигналов. В компактах можно представить сразу целую тему, значительно сократив поясняющую часть, которая считывается по компакт-кругу.

Подобные виды графических работ требуют постоянной самостоятельной деятельности школьников. При этом для развития творческих способностей обучающихся необходима организованная система деятельности в определенном порядке:

  1. внимательное перечитывание изучаемого материала;
  2. выделение в нем абзацев;
  3. определение в абзацах главной мысли;
  4. определение и выписывание опорных слов;
  5. обозначение опорных слов определенными знаками;
  6. объединение знаков в логические схемы;
  7. расположение изображенных схем в удобном порядке, системно;
  8. объяснение материала по полученной схеме.

В компактах обычно четко отражаются ключевые моменты всей темы, отражаются её логика. При этом в работу включается и цветовая гамма, позволяющая сразу зрительно вычленить элементы анализа. Например, в компактах, представляющих части речи, различие в цветовом оформлении: общее грамматическое значение (розовый цвет), морфологические признаки (голубой), синтаксические признаки (зеленый), что позволяет более точно вспомнить и воспроизвести учебный материал.

Важной составной частью использования графических средств является алгоритмизация. Под алгоритмами в русском языке понимают систему условий и правил последовательного выполнения ряда лингвистических действий. Алгоритмы выполняют две основные функции - исполнительскую и управляющую.   Первая   функция   связана   с   выполнением   в   определенном порядке конкретных последовательных лингвистических действий и операций. Функция управления представляет собой сбор и обработку необходимой информации, её мотивацию и передачу соответствующих указаний, приводящих к решению первой исполнительской функции: прослеживание - контроль - коррекция. Дидактический процесс управления постепенно переходит в самоуправление. Алгоритм включает в себя задание и выполняемое решение, которое устанавливает единственно возможные факты или нормы, дающие основания для нового поиска.

Составление алгоритма требует сначала выделения общих условий действия языковой нормы, затем определения последовательности действий по их обнаружению. Так, одно из правил русской орфографии «Безударные гласные» можно представить в виде лингвистической схемы.

                      Проверь, находится ли гласный под ударением

                  да                                                                         нет

                                                                                             

Пиши тот гласный,                                                           Измени слово    

который слышится                                                           так, чтобы

                                                                                  безударный гласный

                                                                                  оказался под ударением                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                       

Нельзя изменить, обратись для проверки к словарю.

Следовательно, лингвистический алгоритм представляет собой вид графической наглядности по определенной схеме или особым образом организованный список логических действий. Его значение состоит в том, что он:

  1. предполагает значительную самостоятельность и необходимую сознательность при овладении знаниями;
  2. приводит знания в определенную систему, научно обоснованную и легко воспринимаемую;
  3. придает процессу овладения знаниями практическую направленность;
  4. предполагает высокий уровень активизации мыслительной деятельности, развитие аналитического и синтетического способов мышления и обобщающей деятельности.

Именно алгоритмизация в русском языке формирует абстрактное мышление, позволяющее легче ориентироваться в большом количестве лингвистических правил, понятий.

Применение графических средств предполагает творческий подход к обучению, использование разнообразных нетрадиционных форм деятельности педагога и учащихся. Такая практика предполагает использование кодирования учебного материала, при котором расшифровка его основана на применении уже полученных ранее знаний, и самостоятельную работу учащихся с учебником или справочной литературой. Например, изучение в теме «Словообразование» символы предполагают расшифровку темы «Образование имен существительных» с соответствующим подбором конкретных примеров. Таблица может выглядеть следующим образом:

Код

Расшифровка

Примеры

1.

¬

префиксальный

пригород

2.

      /\

суффиксальный

учительница

3.

     ¬ + ^

префиксально-суффиксальный

подстаканник

4.

Бессуффиксный

зелень

5.

+

сложение

диван-кровать

Такое кодирование приводит к упорядочению учебного материала, обучает конкретизации, предполагает расширение сферы применения и активизации  уже имеющегося запаса знаний.

Лингвистические модули на уроках русского языка для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку

Оптимизация учебного процесса на фоне уменьшения количества часов и необходимость, вместе с тем, осуществлять эффективную подготовку учащихся IX к государственной аттестации по новой форме и учащихся XI классов к ЕГЭ, требуют от педагога переноса внимания на наиболее важные моменты той или иной темы. Следовательно, в первую очередь, учебный материал должен быть преподнесен учащимся в краткой, удобной для воспроизведения форме.

Этому требованию в полной мере отвечает использование лингвистических модулей на уроках русского языка.

Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать темп работы.

К ведущим принципам модульного обучения относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри модуля взаимозаменяемы и подвижны. Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускников навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания и иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект - субъектных отношений в системе «учитель - ученик».

Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах деятельности учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

Подготовка к итоговой аттестации имеет свои особенности:

  1. во-первых, знания в данном случае должны быть не абстрактными знаниями по русскому языку, а конкретными, теми, которые необходимы при выполнении заданий государственной аттестации;
  2. во-вторых, полученные знания должны быть закреплены практически. Необходимо заранее начинать практиковаться в сходных типах заданий и вырабатывать соответствующие навыки.

В целях более эффективной подготовки к государственному экзамену по русскому языку разработаны следующие лингвистические модули: «Стили речи», «Типы речи», «Способы связи предложений в тексте», «Тема и идея», «Лексическая стилистика», «Стилистические фигуры».

Каждый из модулей включает в себя теоретические сведения с примерами, тренировочные задания с ответами и задания для самопроверки. Применение таких модулей значительно оптимизирует процесс подготовки к экзамену, так как освобождает от поиска нужных сведений в различный учебной литературе и позволяет сосредоточить внимание именно на том аспекте лингвистического анализа, который вызывает затруднения у конкретного учащегося.

Результативность использования лингвистических модулей на уроках русского языка: высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; устойчивый интерес учащихся к предмету; развитие творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала; хороший уровень сформированности базовых компетенций учащихся, что подтверждают экзаменационные оценки на итоговой аттестации учащихся.

Таким образом, предлагаемый подход позволяет добиваться хороших базовых знаний по предмету, формирует лингвистическую компетенцию учащихся, способствует овладению ориентированных знаний, развитию индивидуальных способностей учащихся.

Список используемой литературы

1.Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
2. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1975.
3. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
4. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии // РЯШ. - 2009. – N4. - С.26-32.
5. Луговая В. М. Формирование навыков грамотного письма. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
6. Сухих Л.В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
7. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
8. Опорный орфографический компакт по русскому языку. Пособие по орфографии (http://yamal.org/ook/)