Интегрированный урок русского языка и литературы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шевандо Ирина Владимировна

Для организации духовно-нравственного воспитания наиболее эффективными являются дисциплины гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, обществознание. Обратимся к конкретному уроку. Рассмотрим, как осуществляет духовно-нравственное воспитание и развитие на интегрированном уроке русского языка и истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury.doc787.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ.

Тема урока: «История возникновения и развития русского алфавита».

Вид урока: интегрированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: проследить историю возникновения и развития славянского алфавита.

Задачи урока:

Обучающая: выявить историю возникновения и развития славянской письменности, определить особенности азбуки славян;

Развивающая: формирование навыков работы с головоломками, развитие логического мышления;

Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к родному языку и русской культуре.

Оборудование: презентация, алфавит, дидактический материал, словари.

Этапы урока

Анализ элементов формирования духовно-нравственного воспитания

I. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Так две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

II. Вступительное слово.

Учитель: Перед вами на доске написаны слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы и составьте из них тему нашего урока: К…ртофель, кол…ектив, ше…ский, ф…милия, а…томобиль, гор…зонт, окрес…ность.

Ученик: Алфавит.

Учитель: Правильно, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем с вами историю возникновения и развития русского алфавита. Для этого мы с вами отправимся в далекое путешествие по стране «Алфавития».

III. Изучение темы урока.

Учитель: Первая остановка нашего путешествия «Древние времена», где в качестве письменности использовалось пиктографическое письмо, или «рассказ в картинках». Он выглядел следующим образом (Приложение 1).

Учитель: Как вы думаете, какие недостатки были у этого письма?

Ученик: Недостатком данного письма является то, что данный рассказ в картинках может быть прочитан по-разному.

Учитель: Правильно, ребята! Именно поэтому некоторые ученые не считают это письмо началом письменности. Продолжим наше путешествие. И следующая наша остановка «Древний Шумер», где каждому слову соответствовал конкретный рисунок. Если хотели что-то рассказать о руке, то использовали рисунок кисти руки. Такие рисунки получили названия иероглифов. Ими пользовались в Древнем Египте и Древнем Китае. Вот как они выглядели (Приложение 2).

Учитель: Ребята, в чем вы видите недостатки данного письма?

Ученик: Людям приходилось помнить огромное количество рисунков.

Учитель: Правильно! Следующей остановкой нашего путешествия является «Восточное побережье Средиземного моря», где возник первый алфавит на Земле – финикийский (Приложение 3).

Учитель: Об этом алфавите вы готовили сообщение. Давайте его послушаем!

Ученик читает доклад «Финикийский алфавит».

Учитель: На основе финикийского алфавита возник греческий алфавит. И следующей остановкой для нас станет Древняя Греция. Греческий алфавит значительно отличался от финикийского (Приложение 4). В нем мы встречаем гораздо больше букв, которые могут передавать различные звуковые оттенки речи. Сохраняется порядок расположения букв и их названия, но в несколько другом виде. В греческом алфавите было двадцать четыре буквы. Многие русские слова греческого происхождения. Греческими по происхождению являются слова «комедия», «трагедия», «тетрадь», «школа», «архитектура», названия некоторых школьных дисциплин. Отправляем дальше и следующая наша остановка «Славянский алфавит». Ученые занимались исследованием славянских письменных памятников. Они выявили, что памятники написаны двумя разными азбуками – глаголицей и кириллицей (Приложение 5). В чем же состояли их различия?

Ученик читает доклад «Глаголицы и Кириллицы».

Учитель: Спасибо! Итак, наш современный алфавит возник на основе славянского алфавита. Само слово «алфавит» греческого происхождения. Составлено название из двух букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Перед вами современный русский алфавит (Приложение 6).

IV. Закрепление изученного.

Учитель: Ребята, что же такое алфавит?

Ученик: Алфавитом называется расположение букв в строго закрепленном порядке.

Учитель: Давайте обратимся к словарям и посмотрим, какое значение у этого слова в них, какие оно имеет синонимы и антонимы.

Ученик: Алфавит, а, м. 1. То же, что азбука. Русский а. 2. Порядок букв, принятый в азбуке. Написать фамилии по алфавиту. 3. чего. Указатель, перечень чего-н. по порядку букв, принятому в азбуке. А. собственных имен в приложении к книге. \\ прил. алфавитный, -ая, -ое. А. указатель.

Учитель: А теперь давайте вспомним по порядку все буквы алфавита. Работать будем по цепочке.

Каждый ученик по цепочке называет по одной букве алфавита. Учитель следит, чтобы все буквы назывались по порядку и правильно.

Учитель: А сейчас поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 133. Прочитаем текст о роли алфавита в нашей жизни.

Учитель: Ребята, для чего нам нужен алфавит?

Ученик: Алфавит помогает нам быстрее находить нужную информацию.

Ученик: Знание алфавита помогает нам читать и писать.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Но, чтобы вернуться домой нам нужно выполнить некоторые задания. Ребята, вашему вниманию представлены слова. Вам необходимо записать их в алфавитном порядке:

Альтруизм, честность, нежность, порядочность, бесстрашие, остроумие, настойчивость, выносливость, надежность, патриотизм, коллективизм, смелость, доброта, искренность, нравственность, заботливость, скромность.

Ученик: Альтруизм, бесстрашие, выносливость, доброта, заботливость, искренность, коллективизм, надежность, настойчивость, нежность, нравственность, остроумие, патриотизм, порядочность, скромность, смелость, честность.

Учитель: А сейчас, чтобы проверить, как вы знаете порядок букв в алфавите, отгадаем загадку:

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед В, вторая – перед Ф, третья – перед Л, четвертая – перед Г, пятая – перед Ь.

Ученик: Буквы.

Учитель: Правильно, ребята!

V. Подведение итога урока.

Учитель: Вот наше путешествие и закончилось! Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте кратко вспомним, о чем мы говорили?

Ученик: На уроке мы познакомились с историей появления русского алфавита.

Учитель: Что использовалось в качестве письменности в Древние времена?

Ученик: В Древние времена письменностью считалось пиктографическое письмо.

Учитель: Как писали в Древнем Шумере, Египте и Китае?

Ученик: В Древнем Шумере, Египте и Китае писали иероглифами.

Учитель: На основе какого алфавита возник греческий?

Ученик: Греческий алфавит возник на основе финикийского.

Учитель: Кого считают создателями славянского алфавита?

Ученик: Создателями славянского алфавита считают Кирилла и Мефодия.

Учитель: Ребята, давайте еще раз расскажем алфавит.

2-3 ученика рассказывают алфавит.

VI. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, запишем задание на дом. Вам необходимо выучить алфавит и сочинить сказку о любой букве.

Формируются основы культуры поведения.

Представленное задание позволяет вызвать интерес у учащихся к новой теме урока. Происходит осознание познавательной задачи.

Занятие построено в форме путешествия, что соответствует возрастным особенностям школьников. Формируется мотивация к учебной деятельности.

Подобранный материал способствует формированию любви к родному языку и его истории.

Вопросы, заданные в ходе беседы, позволяют выявить степень усвоения материала, формируют коммуникабельные навыки. Они развивают логическое мышление, умение анализировать и систематизировать представленные факты, высказывать и обосновывать собственное мнение и понимание. Рисунки, используемые учителем в ходе рассказа, позволяют усваивать материал зрительно.

Развивается связная речь учащихся, мышление.

Развиваем умение анализировать, обобщать, систематизировать материал, самостоятельность и выделять главную информацию. Учим сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Развивается умение сравнивать факты, анализировать, выделять главное.

Формируется умение работы со словарем. Используются имеющиеся у учащихся знания в практической работе.

Осуществляются операции анализа, проводится обобщение, выстраиваются логические цепочки и ассоциативные связи.

Учащиеся обучаются работе с текстом, анализируют, обобщают и делают выводы.

Реализуется один из аспектов духовно-нравственного воспитания – формирование любви к родному языку, его истории.

Используются термины положительной направленности из Словаря нравственных понятий, что способствует усвоению и закреплению представленных терминов.

Формируется навык работы с головоломками, мотивация к учебной деятельности.

Проверяется степень усвоения учащимися изученного материала. Развивается память, умение обобщать, делать выводы, систематизировать и давать оценку полученной информации. Устанавливаем взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и исследовательских, аналитических умений.

Воспитывается уважение к истории родного языка.

Домашнее задание направлено на развитие связной речи, памяти и мышления учащихся. Способствует формированию любви и уважения у родному языку, его истории.

На примере представленного урока мы увидели, как на каждом этапе реализовывается один из аспектов духовно-нравственного воспитания – формирование любви и уважения к родному языку, его истории. Интеграция истории и русского языка позволяет подобрать материал, который способствует ненавязчивому достижению поставленной цели. Урок построен в виде путешествия, что вызывает интерес у пятиклассников и соответствует их возрастным особенностям. Используемые задания позволяют развивать мышление, память, умения систематизировать, обобщать, анализировать факты языка. Следует отметить, что рассказ учителя сопровождается показом слайдов, то есть, таким образом, реализуется принцип наглядности. На этапе закрепления учитель использует термины положительной направленности из Словаря нравственных понятий. Таким образом, на данном уроке учитель формирует не только любовь и уважение к родному языку, но и повторяет основные нравственные понятия. Этому способствует подобранный материал, выбранные методы и формы работы.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Пиктографическое письмо

http://www.senav.net/uploads/posts/1215086105_919311837defd7c26fd856ad383edba4_full.jpg


Приложение 2

Алфавит Древнего Египта и Древнего Китая

http://www.senav.net/uploads/posts/1215086126_7dc30a18edfa3326e0e5c62c0dcefcbd_full.jpg


Приложение 3

Финикийский алфавит

http://www.senav.net/uploads/posts/1215086239_7388e79b0d72cd2632bffe69e9196188_full.jpg


Приложение 4

Греческий алфавит

http://www.senav.net/uploads/posts/1215086267_50e637fd355754496d8b1c6ac3b1c5ca_full.jpg


Приложение 5

Глаголица и Кириллица

http://www.senav.net/uploads/posts/1215086357_5fb659334c0b31277d4b54e9fb3d363e_full.jpg


Приложение 6

https://mmedia.ozone.ru/multimedia/1021320295.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...