Контрольно-измерительные материалы на уроках русского языка при изучении "Лексики"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Шевандо Ирина Владимировна

Выявить предметные результаты, сформированные у учащихся по представленным темам раздела, позволяют контрольно-измерительные материалы. Рассмотрим более подробно, какие контрольно-измерительные материалы можно применять на уроках, посвящённых данным темам. Следует отметить, что КИМы целесообразнее всего использовать на этапе закрепления знаний или на итоговых занятиях по разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_na_urokah_russkogo_yazyka_pri_izuchenii_leksiki.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой по русскому языку в целом раздел «Лексикология» изучается в 5-6 классах. В ходе изучения данного раздела у учащихся должны быть сформированы представления о:

- слове как единице языка;

- лексическом и грамматическом значении слова;

- однозначных и многозначных словах;

- прямом и переносном значениях слов;

- лексической сочетаемости;

- синонимах, антонимах, паронимах;

- активном и пассивном словарном запасе;

- архаизмах, историзмах и неологизмах;

- сферах употребления русской лексики;

- стилистических пластах лексики;

- исконно русских и заимствованных словах.

Выявить предметные результаты, сформированные у учащихся по представленным темам раздела, позволяют контрольно-измерительные материалы. Рассмотрим более подробно, какие контрольно-измерительные материалы можно применять на уроках, посвящённых данным темам. Следует отметить, что КИМы целесообразнее всего использовать на этапе закрепления знаний или на итоговых занятиях по разделу.

Изучение раздела «Лексикология» начинается с темы «Лексическое значение слова». Проверить усвоение данной темы нам позволяют задания следующего типа:

Задание 1. Из вариантов ответов выберите тот, который содержит в себе лексическое значение слова орнитолог.

1) человек, который изучает животный и растительный мир во взаимодействии;

2) человек, который изучает окружающую среду, её состояние и воздействие на животный мир;

3) человек, который изучает животный и растительный мир водоёмов;

4) человек, который изучает места распространения тех или иных птиц.

Задание 2. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «металлический брус, который насажен на деревянную рукоятку под прямым углом, использующийся для забивания чего-нибудь»?

1) топор;

2) пила;

3) молоток;

4) отвёртка.

Подобные тестовые задания позволят учителю не только проверить уровень усвоения учащимися материала по данной теме, расширить словарный запас учащихся, но и помогут подготовить их к Всероссийской проверочной работе, в которой встречаются подобные задания.

Изучая следующую тему, учащиеся учатся разграничивать разговорную, книжную и нейтральную лексику. Выявить уровень усвоения данной темы помогут тестовые задания следующего вида:

Задание 1. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.

1) вода;

2) душистый;

3) бац;

4) благо.

Задание 2. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.

1) осень;

2) вихрастый;

3) читалка;

4) день.

Задание 3. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.

1) внимать;

2) диссертационный;

3) разбитной;

4) щуплый.

Следует отметить, что Всероссийская проверочная работа включает в себя задание, в котором необходимо определить стилистическую принадлежность слова: «Определите стилистическую принадлежность слова «…» в предложении № …».

Далее в разделе «Лексикология» учащиеся изучают тему «Однозначные и многозначные слова». На этапе закрепления полученных знаний можно использовать следующие виды заданий:

Задание 1. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.

1) лук, торт, мир;

2) бидон, бинокль, робот;

3) лента, хвост, троллейбус;

4) слух, гребень, давление.

Задание 2. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.

1) монополия, рукав, технолог;

2) звезда, кошка, снегирь;

3) коса, кость, лев;

4) берёза, рябина, пятница.

Задание 3. Найдите слово, употребленное в переносном значении.

1) ударил палкой;

2) красный язык;

3) художественная кисть;

4) рукав реки.

Проверить уровень сформированности понятия лексической сочетаемости помогут тестовые задания следующего вида: Найдите лексическую ошибку:

1) прейскурант цен;

2) памятные сувениры;

3) романтическая история;

4) каждая минута.

При изучении тем «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы» целесообразно на этапе закрепления применять следующие тесты:

Задание 1. Найдите слова, не являющиеся синонимами.

1) бросать – кидать;

2) образованный – невежественный;

3) мокрый – влажный;

4) громадный – огромный.

Задание 2. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.

1) старт – финиш;

2) инфекция – зараза;

3) бежать – мчаться;

4) весёлый – радостный.

Задание 3. Найдите омонимы.

1) косить косой;

2) научная дисциплина;

3) коренной зуб;

4) охота на оленя.

Задание 4. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них синонимическую пару.

Задание 5. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них антонимическую пару.

Следует отметить, что задания подобного типа будут предложены учащимся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В связи с этим данные задания необходимо предлагать учащимся на уроках русского языка.

Для выявления уровня усвоения понятий «заимствованные слова» и «исконно русские слова» необходимо применять задания на выявление слов данных групп.

Задание 1. Выберите ряд, в котором все слова являются заимствованными.

1) атеист, дверь, овца;

2) фото, лепёшка, ветер;

3) абажур, банк, дышать;

4) магазин, абрикос, трагедия.

Задание 2. Выберите ряд, в котором все слова являются исконно русскими.

1) атеист, баскетбол, боулинг;

2) волк, дверь, гром;

3) брокер, банк, монтаж;

4) факел, абрикос, аппетит.

При изучении темы «Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы» для выявления усвоения предметных результатов используются следующие виды тестовых заданий:

Задание 1. Выберите ряд, в котором все слова являются неологизмами.

1) ноутбук, овертайм, перевесы;

2) модификация, лоббизм, василёк;

3) рекрутинг, попурри, ньюсмейкер;

4) лизинг, трава, солнце.

Задание 2. Выберите ряд, в котором все слова являются архаизмами.

1) амбарщик, блокбастер, рассол;

2) дьяк, сажень, аниматор;

3) очи, перст, ведать;

4) депортация, река, толчаники.

Задание 3. Выберите ряд, в котором все слова являются историзмами.

1) гастарбайтер, конъюнктура, гравер;

2) пионер, коммунист, октябренок;

3) инсинуация, импичмент, тельное;

4) девальвация, река, инаугурация.

В конце изучения раздела «Лексикология» целесообразно провести урок проверки, оценки и контроля знаний. Конспект данного урока представлен в приложении.

Таким образом, в данном параграфе разработаны контрольно-измерительные материалы по всем темам раздела «Лексикология». Представленные задания были составлены с учётом заданий Всероссийской проверочной работы, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку русского языка

Мои разработки, методический материал, презентации к урокам....

Контрольно-измерительный материал варианта ОГЭ по русскому языку (на основе заданий Открытого банка заданий ФИПИ)

Предупреждён - значит вооружён. Уважаемые коллеги, дорогие ребята, если мы с вами выполним задания, которые, с большой вероятностью, попадутся на экзамене - будет здорово. Затрачиваю огромное время, ч...

Контрольно-измерительный материал варианта ОГЭ по русскому языку

Данные контрольно-измерительные материалы предназначены для подготовки девятиклассников к ОГЭ по русскому языку в 9 классе...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Контрольно-измерительные материалы выступают в качестве средства отслеживания результатов усвоения знаний по той или иной теме, разделу или всему курсу определённой учебной дисциплины....

Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).

Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...