Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_bukvy_y-i_posle_ts.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс. Конспект урока

Цели учителя:    помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся. Навыки графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

 Цели учащихся: научиться распознавать изученную орфограмму в тексте; уметь применять изученное правило на практике.

 Задачи: Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща: организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы.

 Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности .Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, следование в поведении моральным и этическим нормам.

Ход урока

Оргмомент. (Создание положительного настроя).

Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем и работать начинаем.

Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске.

Проверка домашнего задания(упр.459). Упражнение проверяется «по цепочке»

На доске записаны слова . Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень

Ц..рк, ц..фра, ц..пленок, мотоц…кл, ц..ркуль, ц..ган, скворц...

Проверяем. Вспоминаем правило написания ы-и в корне слова. Материал начальной школы.

- Почему слово скворцы написали с и? Кто думает по другому? Где пропущена буква? Можем мы воспользоваться правилом, которое мы знаем?

-Какова тема урока? Сформулируйте ее.

Учитель дописывает тему, дети переносят ее в тетрадь.

Целеполагание.

-Если наша тема звучит как «Буквы и—ы после ц», какие цели мы должны поставить?

-На какие вопросы ответить?

Дети озвучивают план:

Цели фиксируются на доске.

Изучение темы урока
-Обратимся  учебнику.Стр.38-39 параграф 87.Пользуясь статьей учебника, составьте схему-опору определения орфограммы «Буквы и—ы после ц».

Запись в тетради примерной схемы-опоры определения орфограммы.

 И после Ц →  в корнях слов (циркуль, цинга, цифра, цирк.) →   в словах на -ция (лекция, нация, акация.)

 Ы после Ц →  в окончаниях (улицы, ножницы, куцый.) → в суффиксах (сестрицын)

ИСКЛЮЧЕНИЯ: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть.

Ребята комментируют и представляют свои семы-опоры.

-А теперь давайте поиграем в игру «Кто больше». Подберите слова на изученную орфограмму, применяя известное вам правило. Ребята записывают свои примеры на доске.

Примеры: цинга, куцый, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, у гостиницы, панцирь, нарцисс, сигнализация, у ящерицы, молодцы, огурцы, храбрецы, умницы, дикция,циклон,цигейка,цикорий и др


– Разбейтесь на пары, составьте задание партнеру на изученную орфограмму. – Коллективное обсуждение составленных заданий.

 Физминутка

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

.

Закрепление изученного материала. Самостоятельно выполняют упражнение 463,462

(Взаимопроверка)

Подведение итогов. Рефлексия.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в  

      начале урока?

    - Как вы думаете, достигли ли вы их?

    - Когда пишется И после Ц? Ы после Ц? Приведите примеры.

Рефлексия. Учащиеся заполняют лист самооценки.

Лист самооценки

Фамилия, имя ученика_________________

Расставьте стрелочки

Узнал что-то новое                           Научился

            Расстроился                        Я            Получил радость

          Удивился                                            Ничего не понял


Домашнее задание 
1.Параграф 87 стр.38 упр.465

или

2. Составить текст, используя слова с изученной орфограммой (4-6 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Конспект урока "«Буквы И-Ы после Ц» в 5 классе

Урок объяснения нового материала.На изучение темы по плану отведено 2 часа....

Буквенный диктант по теме «Буквы и — ы после приставок» для 6 класса

Буквенный диктант по теме «Буквы и — ы после приставок» для 6 класса...

«Немой диктант» по теме «Буквы И-Ы после Ц» для 5 класса

laquo;Немой диктант»   по теме  «Буквы И-Ы после Ц» для 5 класса...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...