Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа по русскому языку

Сухорукова Дина Григорьевна

Программа кружка "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИТЬКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»                                                         ВЕЛИЖСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета МБОУ «Ситьковская ОШ», протокол от 28.08.2017 №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ситьковская ОШ»

__________ А.В. Ковалев

«___» ___________ 2017 г.

Программа кружка

«Юный исследователь»

Сухорукова Дина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ситьковская ОШ»

I. Пояснительная записка

Актуальность программы. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него универсальные учебные действия, развивать творческие способности учащихся. Одним из способов развития творческих способностей ученика является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

  1. Цель и задачи курса

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, развития их творческих способностей.

Задачи:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и творческие способности.
  1. Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по учебным предметам школьного учебного плана. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Предлагаемый порядок действий:

1. Выбор тем (областей знания).

2. Сбор информации.

3. Выбор проектов.

4. Работа над проектами.

5. Презентация проектов.

Учитель организует выбор учениками предмета и темы исследования. Критерием выбора темы может быть желание ребёнка реализовать себя в каком-либо проекте, связанным с его интересами.

Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии получение информации из Интернета.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.

   Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

 По окончании курса проводится публичная защита проекта,  исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

  1. Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи развития творческих способностей учащихся. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Развитие творческих  способностей детей.

  1. Специфика курса

Исследовательская деятельность не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем её относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий исследовательской деятельностью является её направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Практическая  значимость проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Y. Место курса в учебном плане

В соответствии со школьным компонентом учебного плана МБОУ «Ситьковская ОШ» на внеурочную деятельность  в 7-9 классах отводится 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Программа рассчитана на изучение в течение двух лет.

YI. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Исследовательская  деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

  1. Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация; проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность; поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  1. Требования к результатам по окончанию реализации программы

– иметь представление об исследовательской деятельности, проводить сбор и обработку информации, составлять доклад, готовить публичное выступление;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

  1. Тематическое планирование

 

2017/2018 учебный год  (17 часов)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое исследование?

1

2

Как выбрать тему исследования?

2

3

Учимся выбирать литературу (библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»)

2

4

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

3

5

Составление аннотации к прочитанной книге. Картотека Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы

3

6

Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике

2

7

Демонстрация творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

3

8

Анализ исследовательской деятельности

1

Всего

17

2018/2019 учебный год  (17 часов)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия. (Доклад, обзор, рецензия, стать, реферат, проект)

1

2

Основные понятия исследовательской деятельности (аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт).

1

3

Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

4

Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников

2

5

Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план)

1

6

Роль ИКТ в исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете (возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации)

2

7

Индивидуальные консультации

1. Обоснование темы и составление плана.

2. Работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение).

3. Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов.

4. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

5. Обработка результатов проведенного исследования

6. Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты)

7. Подготовка и оформление презентации и доклада

7

8

Защита исследовательских работ

2

Всего

17

XI. Список литературы

Список используемой литературы для педагогов:

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Список используемой литературы для учащихся и родителей:

Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.

Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.

Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...