Методическая статья-рассуждение «Грамматические нормы и их нарушение». (в помощь ученику)
методическая разработка по русскому языку

Шкунова Ольга Валерьевна

     Думаю, рассмотренный материал наглядно демонстрирует «огромное богатство» и «величайшие возможности» НАШЕГО языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_normy_i_ih_narushenie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Автор Шкунова Ольга Валерьевна. МБОУ СОШ «ГОРКИ-Х».

Методическая статья-рассуждение

«Грамматические нормы и их нарушение».
                                                   

         Говоря о грамматических нормах современного русского литературного языка, необходимо, прежде всего, определить, что есть такое «грамматика» и что – «норма».

С.И.Ожегов, автор и составитель «Толкового словаря русского языка», даёт толкование слова «грамматика»: «формальный строй языка (словообразование, морфология, синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему». Там же находим определение понятия «норма»: «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь». Исходя из этого, могу сделать вывод, что грамматические нормы – это не что иное, как совокупность правил использования грамматических средств языка.

         Грамматические нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи. Знание данных норм является, на мой взгляд, важнейшей составляющей коммуникативной компетенции каждого культурного человека.

Норма – явление историческое. Она складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться  с течением времени, поэтому возникают варианты норм.

         Рассмотрим подробнее типы грамматических норм – морфологических и синтаксических.

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта. Синтаксические нормы отражают правило согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений как простых, так и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении. Следуя определению грамматических норм современного русского  языка, можно определить,  в связи с чем в речи современного человека происходят нарушения литературных норм языка, а именно грамматических. Самыми распространёнными нарушениями, по-моему, являются такие ошибки, как:

1. употребление грамматических категорий (род, число, склонение существительных, образование степеней сравнения прилагательных, употребление полной и краткой формы имён прилагательных, нормы образования причастий и деепричастий, использование времён глаголов, образование числительных и их склонение.

 образование форм числительных

собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев).
  • с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).
  • с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
  • числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
  • при склонении числительных изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
  • при склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.)
  • числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).

 образование форм степеней сравнения прилагательных

!!! более красивее, самый красивейший.

 образование форм деепричастий

  • деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенноговида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
  • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
  • НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).

!!! Я была не одевшись и поэтому не вышла вас встречать.

образование форм местоимений

  • притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

!!! Ихние цели самые отвратительные.

образование форм существительных

    Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч.(мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).

    Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на мой взгляд, стоит обратить внимание:

  • существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание - ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
  • существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
  • в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).

!!!Граждане, свободных местов нет. Чулков в продаже не будет. Она завесила окно тюлью.

2. употребление однородных членов, обособленных членов предложения, вводных слов и конструкций, союзов, предлогов.

построение предложений с однородными членами

  • предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.

!!! Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

  • предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.

!!! Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворенияно и для его читателей. – Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.

  • предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

!!!! Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

  • смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

  • употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

  • соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

построение предложений с причастным оборотом

  • согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

  • определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

 трудные случаи использования союзов и союзных слов

  • нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

!!!В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.

  • неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.

!!!Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили молоко).

трудные случаи управления

  • употребление предлога по.

     В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

  • употребление предлога благодаря.

Предлог благодаря управляет д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

  • употребление предлога согласно.

Предлог согласно также управляет д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

3. неправильное построение предложений (простых сложных): нарушение порядка слов, логики повествования, управления и согласования.

 построение сложноподчиненных предложений.

   Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

  • предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.

   Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.

  При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.

!!!

  • неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

!!! В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

   При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

нарушение порядка слов в простом предложении

!!! В основе драмы «Гроза» лежит с окружающим миром конфликт Катерины.

4. использование прямой и косвенной речи, цитирование.

  • самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.

!!! Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

   Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

  • также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.

!!! Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

  • нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

!!! Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

  • ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.

!!! Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

     Думаю, рассмотренный материал наглядно демонстрирует «огромное богатство» и «величайшие возможности» НАШЕГО языка. Заканчивая своё рассуждение, подкреплённое теорией и примерами, не могу не сказать о причинах появления ошибок такого свойства. Несомненно, всё сводится к тому, что современный человек очень мало читает и, как следствие, допускает массу нарушений, используя  грамматические формы и конструкции. Умение выражать свои мысли ясно, четко, лаконично, выразительно, а главное – грамотно, формируется у человека только практическим путём: в процессе чтения, анализа произведений, текстов, предложений. Мы можем знать все правила, а языка не знать. Не всегда человек, имея хорошую теоретическую базу, может ею воспользоваться на практике. Это происходит оттого, что слишком много времени и внимания, как мне кажется, уделяется заучиванию определений и терминов, а не практической работе с текстом. Нужно больше читать хорошей, умной, «красивой» литературы, той, которая вызывает желание говорить, говорить так, как автор. А всё прочитанное, безусловно, необходимо ясно понимать, чтобы суметь выразить свою мысль.

   Человек, для того чтобы овладеть языком, должен контролировать себя, своё мышление и выражение его грамматически правильно. Работа с авторскими текстами даёт возможность увидеть «живой язык», где и применяются все законы грамматики. Я считаю, что грамматика должна быть не суммой бесполезных правил, а средством познания живого языка, живой русской речи и, естественно, огромным подспорьем в решении конкретных коммуникативных, познавательных задач. Однако мало кто из моих современников считается с этим – совершенствование речи сейчас происходит под влиянием иных факторов. Отсюда и нарушения грамматических норм, и невозможность понимать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

ЕГЭ. Русский язык. А5. Грамматические нормы

Презентация. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. А5. Грамматические нормы. По следам ошибок. Тренировочный тест....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий".

Представленный урок является уроком "открытия" нового знания по теме «Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий». Он 18-ый из 22-х в системе уроков в разделе «Причастие» (учебник рус...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Задание 7. Нарушение синтаксических и грамматических норм"

Данная презентация содержит теоретический и практический материал для подготовки учащихся 11 класса к решению 7 задания ЕГЭ...

Нормы современного русского языка. Грамматические нормы.

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....