Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Глущенко Олеся Анатольевна

Представленный урок является уроком "открытия" нового знания по теме «Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий». Он 18-ый из 22-х в системе уроков в разделе «Причастие» (учебник русского языка УМК С.И. Львовой и В.В. Львова ); учащиеся получили основные знания о причастии как о части речи, склонении, видах, но ещё не знакомы с правилами их употребления. Тема актуальна для практического применения полученных знаний о причастии, поскольку ошибок в их образовании и употреблениив речи допускается  много.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Учитель русского языка и литературы

Глущенко Олеся Анатольевна

МОУ "Ухтинский технический лицей им. Г.В.Рассохина"

Стаж работы

4 года

Предмет

русский язык УМК С.И. Львовой и В.В. Львова

Класс

6

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Тема

Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий.

Цель

Содержательная: расширение понятийной базы по теме «Грамматические нормы русского языка» за счет включения в нее новых элементов- образование и употребление причастий.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению активных способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации (способы: исследовательский, проектный и решение проблемных ситуаций).

Развивающая: развитие речевой и информационной культуры, познавательного интереса;  воспитание культуры общения

Задачи

Обеспечить изучение основных грамматических норм образования  и употребления  причастий;

Способствовать развитию инициативы, самостоятельности учащихся,  умению преодолевать трудности;

  Развивать умения применять знания на практике.

Планируемый результат

Предметные результаты

- знать морфологические признаки причастия;

- знать о преимуществах использования причастий в тексте;

- уметь находить, исправлять грамматические ошибки в употреблении причастий;

- уместно и правильно использовать причастия в речи;

Метапредметные результаты

- способность определять цели предстоящей деятельности;

- установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала;

- формирование логических действий;

- способность участвовать в речевом общении

- применение исследовательских навыков работы

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная.

Групповая работа.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал.

Презентация.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Интерактивная система голосования и опроса VOTUM


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Спешу поделиться с вами новостью: вчера я получила необычное видео послание с надписью:" Самым прилежным, добрым и умным лицеистам". Вы готовы его увидеть? Посмотрите на свои учебные принадлежности, всё ли вы приготовили к уроку? Улыбнитесь друг другу. Ну теперь вы точно готовы!

(Смотрим видео письмо Вити Перестукина)

Здравствуйте, дороги улыэловцы (утыэльщики), в общем, лицеисты!

Пишет вам ученик 6 «А» класса Витя Перестукин. Вы меня, наверно, знаете. Я однажды в тааакую историю попал, что мне до сих пор снятся плотоядная корова и полтора землекопа!  А ещё ребята в классе надо мной потом долго смеялись… Но это в прошлом, ведь с тех пор у меня одни почти четвёрки по всем предметам. Только вот с русским всё никак не наладится… Да тут ещё и тема такая сложная – «Причастие» называется… Ничего не понимаю. Вчера на уроке только на секундочку отвлёкся, прослушал учителя… вот за домашнее  упражнение опять 2-ку получил! А ночью вместо привычных коровы и землекопов явился ко мне скакаемый по полянке заяц и говорит тааакжааалостливо: «Витя, как мне теперь от лисы убежать, когда я совсем не могу сам скакать?» Проснулся я, ничего не пойму! Что не так с этим зайцем?

Ребят, вы же умные, в лицее учитесь, помогите разобраться, что там с этим зайцем…как правильно причастие употреблять. Помогите, а?

С верой в вас, Виктор  Перестукин

2. Актуализация знаний,  фиксация затруднений и выявление их причины

Учитель: В чём заключается проблема мальчика? (неправильное использование причастия)

Учитель: Витина проблема не такая уж редкая. В нашей жизни мы часто встречаем неумение и детей, и взрослых правильно использовать в своей речи причастия, например, исследоваемый процесс вместо исследуемый процесс.  Какова в таком случае цель нашего урока?

Ученики  приходят к выводу, что нужно узнать, какую ошибку допустил мальчик. («Скакаемый по поляне заяц» - вместо действительного  употреблено страдательное причастие).

Учитель: Ребята, подумайте, какие языковые нормы нарушены, и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики высказывают предположения и с помощью учителя формулируют тему урока: «Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий» (Тема появляется на слайде, ребята записывают её в тетрадь вместе с записью даты).

Учитель: Ребята, а как мы можем помочь Вите в его проблеме?

Ученики предлагают познакомить героя с правилами употребления причастий, но сталкиваются с проблемной ситуацией, т.к. сами не знакомы с этими нормами.

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?  (Узнать нормы, чтобы помочь Вите). А что для этого необходимо сделать?

Ученики ставят задачи, помогающие добиться поставленной цели, учитель фиксирует их на доске:

- самим изучить теоретический материал;

- составить памятку для Вити;

- проверить теорию на практике.

Учитель: Ребята, посмотрите на тему урока, всё ли вам неизвестно в ней?

Ученики вспоминают признаки причастия и  определение грамматики.

Учитель: Итак, посмотрим на ваш план урока. С чего мы начнём ?

Ученики решают изучить теоретическую информацию по новой теме с помощью учебника, но в учебнике не находят ничего, кроме упражнений. (Затруднение)

Учитель: Ребята, а какие ещё доступные источники информации, кроме правила в учебнике,  вы можете использовать?

Ученики называют Интернет, а также формулировки заданий к упражнениям учебника, в которых нередко содержится подсказка.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель демонстрирует обучающимся 5 карточек с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки. Предлагает подумать, какая форма работы  в этом случае эффективнее – индивидуальная или групповая? Ученики, прочитав предложения, решают поделиться на группы и разбирают карточки (5 карточек-5 групп).

*Также формируется группа экспертов из учеников, "на отлично" усвоивших тему "Причастие". Последние работают сразу со всеми карточками, взаимодействуя при желании с другими группами. На основе совместной работы группа экспертов создаёт памятку, помогающую разобраться с трудностями в теме.

Учитель: Ребята, вы выбрали задания для своей группы, каковы ваши действия дальше?

Ученики предлагают исправить ошибки.

Учитель: В этом вам поможет карточка номер 1 из раздаточного материала.

КАРТОЧКА 1 Типы грамматических ошибок в образовании и  употреблении  причастий.

Тип грамматической ошибки

Пример

Исправленный вариант

1.

Ребёнок, одевающийся нянькой, не плакал.

2.

Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры.

3.

Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.

4.

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.

5.

Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

Учитель: Какой результат вы рассчитываете получить в результате своей работы?

Ученики знакомятся с карточками и приходят к выводу, что, заполнив предложенную таблицу, они тем самым создадут теоретический материал по теме урока, таким образом, они выступают в роли исследователей.

Учитель: Кто сформулирует задание для групповой работы?

Ученики объявляют задание: каждая группа, исходя из 3-х данных в карточке предложений, пытается выявить общий признак - ошибку, заполняя при этом групповую таблицу, и каждый участник группы заполняет при этом и индивидуальную таблицу.

Задания для групп:

1 Гр. Ребёнок, одевающийся нянькой, не плакал. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. У меня был один выигранный билет.

2 Гр. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца. Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры.

3Гр. Ветер срывал оставшие на деревьях листья. Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание. Семья, опасавшая потерять большое состояние, отправила все сбережения в банк.

4Гр. Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. Доклад, обсуждавшийся бы сегодня, мог быть опубликован. Систематическое отключение горячей воды могло бы спровоцировать несчастные случаи, произошедшие бы в поселке.

5Гр. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами. Князь Федор – родственник одной семьи, присутствующих на вечере.  У людей, испытывающие лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше в 5 раз.

Учитель: На это задание у вас 7 минут, по истечении времени один из участников группы даёт отчёт по проделанной работе.

Ребята вспоминают правила работы в группах и начинают анализ предложений.

(1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп. 2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело. 3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. 4. Каждый ученик уважает мнение оппонента. 5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.)

На доске расположена увеличенная таблица с пустыми графами. По окончанию работы групп, представитель каждой вывешивает в ней общий групповой лист с исправленными примерами и формулировкой названия грамматической ошибки, допущенной в них.  Во время выступления участники других групп дополняют свои индивидуальные таблицы.

Учитель: Работа исследователя всегда сложна, на вашем пути могут встретиться затруднения, что вам может помочь? Конечно, можно воспользоваться карточкой - помощницей.

Карточка - помощница: 

1 группа Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие: поющая девочка, рисовавший мальчик.

Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие: читаемая книга, купленный журнал.

2 группа Неправильный порядок слов: причастный оборот может находиться перед определяемым словом и после него: прошедшие подготовку сотрудники; сотрудники, прошедшие подготовку.

3 группа При образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. А если причастие образовано от возвратных глаголов, сохранятся должен постфикс.

4 группа Причастие – это именная (как Имя прилагательное) форма глагола, она не имеет наклонения.

5 группа Важно определить, к какому слову относится причастие или причастный оборот, и задать от определяемого слова вопрос.

Учащиеся работают с материалом, если какая - либо из групп закончила раньше остальных, она имеет возможность посмотреть материал других групп, который также представлен на столах.

4.Реализация построенного проекта

По окончании времени, каждая из групп отчитывается по своей работе. Так на доске появляется сводная таблица грамматических ошибок в употреблении причастий. Уменьшенные копии такой таблицы находятся у учеников. Учитель благодарит учеников за работу, а итог исследовательской деятельности подводит группа экспертов.

Учитель: Группа экспертов закончила работу с памяткой, созданной на основе ваших таблиц. Давайте выслушаем ребят и, возможно, внесём коррективы.

Ученики - эксперты представляют памятку (слайд), вставленную в презентацию учителя во время выступления остальных групп.

ПОМНИ:

  1. Причастие – это  особая форма глагола, поэтому при образовании причастия необходимо сохранять следующие морфологические  признаки:    а) возвратность;  б) вид;  в)время (кроме будущего) ; г) залог.  В отличие от глагола причастие  не имеет наклонения, а значит не может употребляться с частицей бы.
  2. Причастие делятся на две группы: действительные и страдательные.

Действительные обозначают признак  предмета,  который  сам   производит  действие, а страдательные - признак  предмета,  над  которым произведено или  производится  действие. Употребление действительно причастия вместо страдательного, и, наоборот, нередко становится причиной комизма высказывания.

  1. Причастие имеет не только признаки глагола, но и признаки прилагательного, поэтому согласуются с определяемым словом  в роде, числе и падеже. Важно правильно определить слово, к которому относится причастие.
  2. При употреблении причастия с зависимыми словами следует помнить о необходимом соблюдении правильного порядка слов в предложении: причастный оборот может стоять только перед или после определяемого слова и не может разрываться.

Учитель: Вы превосходно справились с первой задачей. (Обращаемся к задачам, поставленным в начале урока) Оц.ените, пожалуйста, свою работу с помощью флажков на раздаточном листе номер 2 по трём критериям: мой вклад в работу группы 2) усвоение теоретического материала в ходе работы 3) эмоциональное состояние при работе в группе.

Учащиеся размещают на флагштоках флажки, высота поднятия означает уровень усвоения, комфорта и т.д.

Учитель проводит мультипликационную физминутку, после чего ученики рассаживаются по местам.

5. Первичное закрепление

Учитель: Мы уже помогли Вите? (Нет, так пока ещё только сами на теоретическом уровне узнали новый материал). А вам не хочется узнать, какие ещё ошибки допустил мальчик?

Учитель демонстрирует на слайде сочинение Вити.

Сочинение.

Мой день.

Проснувшийся и умывшийся утром  я всегда делаю зарядку.  Поднимаю тяжёлые гантели, подтягиваюсь, закаляюсь.  Выполняющие мной физические упражнения не проходят даром. Я самый быстрый в классе! А к столовой прибегаю первым, не хуже скакающего по полянке зайца. Так вот, встаю я рано, завтракаю обычно мамой блинами приготовленными. Бегу в школу. Там меня встречают улыбающие друзья и учителя. Хорошо в школе! Уроки тянутся долго, а вечером меня ждут любимые компьютерные игры! Я наигравшийся бы вволю, да уроки надо делать. Так заканчивается мой день, начинается ночь, пролетающий так незаметно!

Учитель: Ребята, сформулируйте сами для себя задание к этому сочинению.

Ученики предлагают отредактировать, переписать, указать виды ошибок, допущенных в тексте. После выполнения задания, комментированная проверка по образцу.

6. Первичный контроль

6.1 Тестирование в системеVOTUM.

Учитель: Ребята, мы уже готовы помочь Вите?

Ученики решают, что пока сами недостаточно усвоили новый материал и нужно ещё попрактиковаться. Для того, чтобы разграничить поле знания-незнания учитель предлагает выполнить небольшой тест с помощью интерактивной системы голосования и опросаVOTUM.(Система даёт возможность моментальной проверки  и получения индивидуального результата тестирования).

Ученики выполняют тестовую работу (соотносят предложение с номером ошибки, допущенной в нём, пользуясь своей опорной таблицей), по окончании видят свои результаты и анализируют выполненную работу.

Соотнесите номера предложений с типами допущенных в них грамматических ошибок:

1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

2. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.  3. Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 4. На полу лежала ваза, разбившая на мелкие кусочки. 5. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. 

6.2 Коррекция

Безошибочно выполнившим задание предлагается подумать над фразой М.Горького («Русский язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них – шипящие звукосочетания: – вши, – вша, – вшу, – ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: «прибывшую», «проработавший», «говоривших». Вполне можно обойтись и без насекомых»).Учитель вместе с несправившимися выясняет причину ошибок - незнание морфологических признаков причастия. Обучающиеся обращаются за помощью к учебнику, после чего выполняют небольшое задание:

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

1.        Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).

2.        Вскоре появился и медвежонок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).

3.        Медведица скрылась. (Она была испугана криками).

4.        Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Учитель в это время выслушивает мнения учеников, работавших с цитатой на слайде.

Учитель: Скажите, как вы думаете, что М.Горький хотел сказать этой фразой?

Ученики отвечают, что писатель рассуждал о том, как не допустить неблагозвучия в предложениях, тексте при чрезмерном употреблении причастий прошедшего времени.

Ребятам предлагается подумать над фразой, принадлежащей А.С.Пушкину:  «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Ученики говорят о роли причастия в предложении.

Учитель: К каким выводам вы пришли, анализируя фразы известных писателей? Оформите свои мысли в тетради.

 В это время ведётся  проверка заданий "отстающей" группы по образцу с одновременным рассуждением. Желающий подводит итог выполненной работе. Затем класс  прослушивает несколько ответов тех, кто работал с фразами. Один из работавших с фразами делает вывод об употреблении причастий в тексте.

7. Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Пришло время  итогов, как вы считаете, помогли мы Вите? А что для этого сделали?

Ученики вновь обращаются к созданному в начале урока плану и делают самостоятельный вывод по реализации плана и достижения поставленной цели.

8. Рефлексия

Учитель: Ребята, мы замечательно поработали? Все вместе мы сделали хорошее дело – помогли незадачливому герою и приобрели новые знания. А теперь пришло время каждому оценить себя: дорисуйте флажки на 2-й и 3-й флагшток: моя самостоятельная работа на уроке (понимание темы, выполнение практики), эмоции, состояние комфорта на уроке. Напишите, пожалуйста, ниже: в какой шляпе вам понравилось работать больше всего? Ученики анализируют свою работу на уроке  и отражают это на флагштоке, поясняя, по своему желанию, полученный результат.

9. Домашнее задание

Учитель: Исходя из вашего анализа своей работы на уроке, вы выбираете домашнее задание, но  повторить памятку, созданную нашими экспертами, обязательно всем. (Учитель прикрепляет документ с памяткой к ДЗ в электронном журнале).

Задания по выбору:

  1. Упражнение 677 из учебника.
  2. Подобрать примеры ошибок в образовании и употреблении причастий (ТВ, СМИ, исправить их).
  3. Написать письмо Вите, объяснить, почему нужно учить причастия.

Учитель: Спасибо за урок!


Методическая характеристика урока:

        Представленный урок является уроком "открытия" нового знания по теме «Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий». Он 18-ый из 22-х в системе уроков в разделе «Причастие», учащиеся получили основные знания о причастии как о части речи, склонении, видах, но ещё не знакомы с правилами их употребления. Тема актуальна для практического применения полученных знаний о причастии, поскольку ошибок в их образовании и употреблении допускается  в речи много.

        Тема "Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий" достаточно сложна для 6-классников, поэтому в качестве мотивации выбран именно игровой элемент. Ребята с интересом втягиваются в игру, откликаясь на просьбу о помощи сказочного сверстника. Письмо незадачливого Вити Перестукина снимает напряжение детей в начале урока, а его просьба о помощи мотивирует на ответственное выполнение всех задач.

        Затруднение вызывает тот аспект, что в учебнике русского языка УМК С.И. Львовой и В.В. Львова нет соответствующего теме теоретического материала,  он содержится в  самих заданиях к упражнениям, поэтому для продуктивной работы на уроке учителю дополнительно потребуется подготовить дидактический материал. (Карточки с заданиями по группам, таблица - классификация грамматических ошибок в образовании и употреблении причастий, задания для коррекции полученных знаний). И это позволяет шестиклассникам попробовать  себя в роли исследователей, совершить хоть и небольшое, но открытие. 

        Урок посвящен не только введению нового материала, но и закреплению уже полученных знаний по теме. Также  осуществляется связь со следующим уроком по теме "Употребление причастия в тексте". На этом уроке для закрепления полученных знаний ребята отчитаются о проделанной дома работе по изученной теме. Учитель может предложить заинтересованным ребятам провести проектно - исследовательскую работу по анализу грамматических ошибок в СМИ и на ТВ.

        Планируется, что именно на этом уроке будет проведён контроль знаний учащихся на основе деловой игры "Редактор" (текст с допущенными грамматическими ошибками).

В представленном уроке продемонстрированы следующие современные  приемы, методы и организационные формы работы: технология критического мышления (мозговой штурм), игровая, проектная и исследовательская формы работы, проблемная ситуация,  групповая работа, информационные технологии обучения. Все приёмы достаточно явно представлены в конспекте урока.

        В качестве рекомендаций хотелось бы отметить создание группы экспертов при реализации групповой работы. Наличие подобной группы, состоящей из учеников "на отлично" освоивших изученный ранее материал по темам изучаемого раздела, позволяет не только сэкономить  время на уроке, но и оптимизировать работу. А также мотивировать остальных учащихся на успешную деятельность и прилежную работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова"

Урок проводится с целью обобщения знаний, полученных в 5 - 9 классах по темам "Фонетика", "Орфоэпия"....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...