Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова"
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

    Урок проводится с целью обобщения знаний, полученных в 5 - 9 классах по темам "Фонетика", "Орфоэпия".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка  в 11 классе

    по теме «Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова»

    Цель: обобщить знания, полученные в 5-9 классах по темам “Орфоэпия”,”Фонетика”, закрепить орфоэпические нормы, навыки правописания.

            Тип урока: повторительно- обобщающий.

           

     Ход урока  

    Эпиграф на доске:

                                    Заговори, чтоб я тебя увидел...

                                                             Сократ

         I. Организационный  момент. Вступительное слово учителя.

                            «Заговори, чтоб я тебя увидел...»

                Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

                 В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.

          Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

     II.Работа по теме урока

    1.Орфоэпическая разминка.

      Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

    Агент, черпать, нарочно, плясать, столяр, обеспечение, ходатайствовать, баловать, свитер, диктор, диспансер, красивее, процент, каталог, завидно, скворечник, жалюзи, легкий, рефлексия.

    2.Беседа с учащимися 

    1. -Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение?
    2. - С какими разделами языка связана орфоэпия?
    3. - Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией? (Надо уметь слышать и анализировать звучащее слово).

    3.Работа со схемой.

             

     

      Орфоэпическая норма зародилась в 18 веке, первоначально она называлась нормой московского говора. В 19 веке появляется петербургская норма. В 20 веке появились две лингвистические школы, они установили для себя свою норму. Орфоэпическая норма подвергается изменению. Она считается одной из наиболее подвижных норм. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка. Фонетика предполагает фонетическую транскрипцию слов- это точная передача звучащей речи графическими средствами.

         Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения.

    4.Работа над нормами ударения и произношения.

    1) Учитель:

    - Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например в польском языке, в латыни ударение всегда падает на предпоследний слог; в чешском, латышском - на первый; во французском на последний.

      Укажите иноязычные слова в орфографической разминке. Приведите свои примеры.

                     В русском языке ударение усвоить трудно, так как оно разноместно и подвижно.

    2) Сообщение учащегося на тему “Разноместность и подвижность русского ударения.”

    Учитель:

         -  Приведите свои примеры, доказывающие, что в русском языке ударение разноместно  и подвижно.

    1.     ( Например: домик, окно, телега, стрела- стрелы )

                     В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: творог- творог, баржа- баржа.

    3)   Практикум.

    Задание I группе        Нормы произнесения гласных звуков.

     Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении.

    Приведите примеры, выполнив фонетический разбор слов.

    Какой звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

       Задание II группе    Нормы произнесения согласных звуков. Что определяет произнесение согласных звуков? Приведите примеры слов, в которых согласные произносятся отчетливо. Приведите примеры, в которых происходит оглушение или озвончение согласных. Докажите, выполнив фонетический разбор слов. Приведите примеры слов, в которых происходит процесс стяжения, выпадения (упрощения) согласных звуков.

          Задание III группе

            Запишите фонетическую транскрипцию слов. Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: кружка, молотьба, пятьсот, бантик, мужчина, сшил.

         Задание IV группе

                  Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных: компьютер, интерьер, астероид, тенденция, жизнеобеспечение, мягче, легкий, детский.

         Индивидуальное задание:

                Расставьте ударения в именах собственных:

           В.Одоевский (писатель); И. Ньютон (физик); Пикассо (художник); Н.Обухова (поэт); Рембрандт (художик).

    1. Проверка выполненных заданий.

    Учитель:

    - Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

        Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

    - За помощью к каким словарям вы бы обратились?

    1.  Рекомендации правил, отражающих современные орфоэпические нормы ( приложение №1.)
    2.  Сообщение учащегося о нарушении орфоэпических норм в электронных и печатных СМИ.

    1.  Проверочная работа (Приложение №2.)
    2. Подведение итогов

    Учитель:

    - Сегодня на уроке мы обобщили знания, полученные в 5-9 классах по темам “Орфоэпия”,”Фонетика”, закрепили орфоэпические нормы, навыки правописания.

         И закончить наш урок я бы хотела высказыванием К.C. Горбачевича, автора многих лингвистических словарей:

       “Трудно переоценить роль литературного произношения- одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.”

         

         V. Домашнее задание:

    1.  Упражнение  25 ( учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой)
    2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о нарушениях лексических норм в электронных и печатных СМИ.                                    

    Приложение №1.

       Рекомендации правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

    Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [ х]

    Правило 2:-ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносится как о[в ] о/е [в ]о.

    Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).

    Правило 4:зч и сч произносится как [ш] (на стыке морфем).

    Правило 5: дч и тч произносится как [ч] (на стыке морфем).

    Правило 6: -тся и -ться произносится как [ц] ( в глаголах).

    Правило 7: дс и тс произносится как [ц] (перед к в прилагательных).

    Правило 8: жд произносится как [шт] и [ш] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

    Правило 9: чн произносится как [ч` н] – в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах  ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

    Правило 10: чт произносится как [шт](чтобы, что и т.д.), но нечто [чт].

    Правило 11: гк произносится как [х` к`] - в словах легкий, мягкий.

    Правило 12: гч произносится как [х ч`] - в словах легче, мягче.

    Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств- содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпичесмкому словарю.

    Правило14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный,но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], группа [п]).

    Правило 15: в безударном положении не произноситя звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а] (к[а]за-к[о]зы, [а]писание- [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по- разному.

         В других безударных слогах после твердых согласных на месте гласных,обозначаемых буквами о и а,произносится звук,средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например,произносится на месте подчеркнутых гласных в словах водовоз,пароход,выход.

    Правило16: после мягких согласных,на месте гласных,обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и] произносятся слова посветить-посвятить от (свет и свят), хотя их написание различно.

    Првило17: парные звонкие согласные звуки,обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб[п], глубь[п`], ловко[ф], кровь[ф`], ногти[к], подход[т], багаж[ш]).

         Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба[з`], молотьба[д`]).

        Оглушение илиозвончение парных согласных на письме, как правило, не передается, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод-молот, лезть-лесть и др.

    Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твердо (ателье [тэ], атеист[тэ], денди[дэ], кашне[нэ], кафе[фэ], партнер[тэ], резюме[мэ]), стенд[тэ], шедевр[дэ]).

        Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко(академия, декада,  демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).

    Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответсвии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения:       иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

                                                      Приложение №2

    Проверочная работа.

    А1 В каком слове произносится гласный [а]?

    1. впечатление;
    2. приятель;
    3. выяснить;
    4. обычай

    А2 В каком слове произносится согласный [з]?

    1. сдача;
    2. позже;
    3. мороз;
    4. резкий

    А3 В каком ряду расположены слова, в которых совпадает число букв и звуков?

    1. Лестный;     бьющаяся;    подстричь
    2. июньский;    маячить;      прелестное;
    3. придаешь;    поющие;      местность;
    4. яростный;      вскользь;      разъяренный

    А4 В каком слове произносится согласный [ж]?

    1. нож;
    2. намажьте;
    3. ближе;
    4. резче

    А5 В каком слове произносится согласный [т']?

    1. территория;
    2. тенденция;
    3. тест;
    4. ателье

    А6  Вкаком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

    1. выкрала; алфавит; амоним;
    2. апостроф; разложив; прижила;
    3. прислала; ломота; израильский;
    4. повторить; монолог; диспансер

    А7 Укажите ошибку в образовании формы слова.

    1. дешевле;
    2. договор;
    3. в ста метрах;        4. побежу в соревнованиях.

    Орфоэпическая норма

    Норма ударения

    Норма произношения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

    Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

    Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

    Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

    Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

    Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

    Урок разработан в технологии модульного обучения....

    Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

    Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

    Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

    Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

    разработка урока русского языка "Диалог"...