Дефис между частями слова в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока на тему :"Дефис между частями слова в наречиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дефис между частями слова в наречиях

Цели урока:

• познавательные : повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

• коммуникативные: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи - конструирование предложений по схемам.

• личностные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграфом к уроку

         «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной,

образной и выразительной». Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы убедимся в этом».

М. Горького

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1.Учитель просит детей в словосочетаниях , данных на слайде, объяснить слитное, раздельное и дефисное написание правописание

Пол-лимона, нежно-зелёная листва, сельскохозяйственный техникум, русско-немецкий словарь, северо-восток, удобный диван-кровать, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, кое-кому сказать, идти еле-еле, пришел откуда-то, холодно по-зимнему,

-Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Вспомним слитное, раздельное и дефисное написаие правописание

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и немецкий – русско-немецкий,

Лимонный и желтый – лимонно-желтый.

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол-:

пол-лимона

пол- Москвы

III. Формулирование учащимися темы и пели урока

Правописание каких слов вам не удается или сложно объяснить? Скажите, к какой части речи относятся эти слова.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: Дефис между частями слова в наречиях.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока : узнать, когда наречия пишутся через дефис;  научиться находить наречия в тексте и писать их правильно .

IV. Этап изучения нового материала. Работа в группах

Задание 1. Определите , при помощи каких морфем образованы данные наречия. Попробуйте объяснить, в каких случаях в наречиях пишется дефис (после каких приставок и при одновременном наличии каких суффиксов?)

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-прежнему; по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.


На слайде таблица «
Дефисное написание наречий»

Приставка

Суффикс 

Наречие

По -

-ому, -ему, -цки,

-ски, -ьи

По-моемупо-рыбацкипо-лисьи

В – (во-)

-ых, -их

Во-вторых

В-третьих

Кое-

-то, -либо,

-нибудь

Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь

Повтор

-

Мало-помалу

Исключения 

-

Бок о бок

Точь-в-точь

Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-прежнемупо-моемупо-старому;
  2. приставку по- и суффикс  в составе конечных -ьи, -ски,-цкипо-заячьипо-русскипо-немецки;
  3. приставку во- (в)- и суффикс -их в словах, образованных от числительных: во-первыхв-третьих;
  4. суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудькое-как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V. Первичная проверка понимания.

Работа с теоретическим материалом учебника ( стр.147-149)

Б)Самостоятельная работа

Выполнение упр.№283 ( по образцу дети образуют наречия , записывают их через дефис, выделяя графически морфемы)

VΙ. Физкультминутка.

Сильно-сильно потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Низко-низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь работать нужно!

VΙΙ. Закрепление .

Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис.

На русском языке (по-русски).
Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
Очень давно (давным-давно).
Очень крепко (крепко-накрепко).
Неизвестно куда (куда-то).
Небрежно, плохо (кое-как).
Понемногу, постепенно (еле-еле).

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи.

- Рассмотрим предложения:

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

Вывод:судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

Задание 3. Упр. 284

VIII. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

\

IX. Домашнее заданиеп.44, упражнение 286.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

"Дефис между частями слова в наречиях"

Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так ...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"

Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...