Конспект урока русского языка ( 6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Нургалиева Нагима Хадыровна

Урок по теме " Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeolgizmy.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Фразеологизм как единица речи". 6-й класс

Цели:

  • познавательные: ознакомление с понятием “фразеологизм”, с лексическим значением и грамматическим строением фразеологизма, со способом обозначения фразеологизмов в толковом словаре;
  • практические: формирование умений отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре;
  • общепредметные: развитие логического мышления.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III Словарный диктант

1 Отыскать, безыскусственный, предыстория, отыграть, подытожить, сверхинтересный, межиздательский, заиграть доискаться-подыскать, доинфарктный, доисторический-предыстория, заинтересоваться 
IVПовторение

Повторение лексического значения слова, словосочетания. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

– Для чего служат слова в языке?
– Что такое лексическое значение слова?
– Что называется словосочетанием?

Пример: зелёная ограда, добежать до дома, было весело

III. Объяснение нового материала

– Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии ( на доске плакат “царства”). Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке. 
Посмотрите на рисунки, которые вы видите в Упр.357. Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках?

1. Крокодиловы слёзы
2.
 Сесть в калошу
3.
 Водить за нос
4.
 Медведь на ухо наступил

– Что обозначают данные фразеологизмы?

1. Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление.
2.
 Сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение.
3.
 Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
4.
 Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

– Были ли затруднения при определении значения фразеологизмов?

– Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка. Сегодня на уроке мы будем пользоваться “Фразеологическим словарем русского языка” под редакцией А.И. Молоткова. В нем собрано свыше 4.000 фразеологических оборотов, показаны различные формы употребления фразеологизмов, определены истолкования разных значений фразеологизмов. Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений XIX–XX вв.
Например, воспрянуть духом – обрести хорошее настроение, бодрость, преодолев чувство подавленности, уныния. Иван Васильевич стал добрее, воспрянул духом после присоединения Сибири. В . Костылёв. Иван Грозный.

IV. Самостоятельная работа

– Определите по фразеологическому словарю А.И. Молоткова лексическое значение фразеологизмов: точить лясы, капля в море, поминай как звали, лезть на рожон, кисейная барышня.

V. Закрепление пройденного материала

– Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах. Вспомните, какие слова называются антонимами? Какие слова называются синонимами? Существуют и фразеологические антонимы и синонимы. Обратим внимание на доску:

Фразеологизмы – синонимы:

Фразеологизмы –  антонимы:

бок о бок 
рука об руку

}вместе

кот наплакал – очень мало
куры не клюют – очень много

задать жару
намылить шею

}ругать

ни нашим ни вашим – никому
и вашим и нашим – всем

VI. Работа по индивидуальным карточкам

I вариант

1. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.

2. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.

II вариант

1. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________

Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.

2. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________

Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.

VII. Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.

1. повесил нос
2.
 держать язык за зубами
3. 
вставлять палки в колеса
4. 
надул губы
5.
 пускал пыль в глаза
6. 
наступал на пятки
7.
 втирал очки
8. 
зуб на зуб не попадает
9. 
сделал из мухи слона
10. 
на зубах навязло
11.
 нашел дорогу к сердцу

1. обманывал
2.
 приуныл
3.
 помалкивал
4. 
догонял
5. 
обиделся
6. 
хвастался
7. 
мешает
8. 
понравился
9.
 надоело
10.
 преувеличивал
11.
 замерз

VIII. Игра “Кто быстрее?”

– Закончите фразеологизм:

Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________

IX. Игра “Кто больше?”

– Вспомните и запишите фразеологические обороты

а) со словом рука;
б) с числительным 
три.

X. . Подведение итогов урока

– Что такое фразеологизм?
– Для чего служат фразеологизмы в речи?
– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

Выставление оценок.

XI. Домашнее задание

Упр.356

1. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.

2. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.

1. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________

Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.

2. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________

Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.

Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.

1. повесил нос
2.
 держать язык за зубами
3. 
вставлять палки в колеса
4. 
надул губы
5.
 пускал пыль в глаза
6. 
наступал на пятки
7.
 втирал очки
8. 
зуб на зуб не попадает
9. 
сделал из мухи слона
10. 
на зубах навязло
11.
 нашел дорогу к сердцу

1. обманывал
2.
 приуныл
3.
 помалкивал
4. 
догонял
5. 
обиделся
6. 
хвастался
7. 
мешает
8. 
понравился
9.
 надоело
10.
 преувеличивал
11.
 Замерз

Игра “Кто быстрее?”

– Закончите фразеологизм:

Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________

План разбора глагола

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

 

A

Постоянные морфологические признаки:

 

1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

переходность (переходный, непереходный);

4

спряжение;

Б

Непостоянные морфологические признаки:

 

1

наклонение;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

 

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) настоящего времени; 
        3) единственного числа; 
        4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Яндекс.Директ

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) повелительного наклонения;
        2) единственного числа; 
        3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

 

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) совершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) прошедшего времени; 
        3) единственного числа; 
        4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...