Статья "Детская и юношеская журналистика как инструмент личностного развития школьника"
статья по русскому языку

Презентация опыта работы над художественно-публицистическим журналом "Пятый угол" в ГБОУ СОШ №635

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_konferentsiya.odt28.25 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках раскрытия моей темы хочу поделиться опытом и представить вашему вниманию проект, который действовал в школе №635 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Это художественно-публицистическое издание, журнал «Пятый угол».

.ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ

Наш проект нацелен на обучение основам журналистики, личностное развитие каждого ребёнка, его социализацию, нравственное и эстетическое воспитание при обязательном учёте индивидуальных особенностей. Она включает в себя учебные и практические занятия по журналистике, а также занятия, развивающие творческие способности, организацию и проведение тренингов, игровые задания.

В процессе обучения журналистике и основам газетного дела ребята получают возможность делиться наблюдениями, обмениваться мнениями, учатся оценивать события общественной жизни. Такие занятия учат работать в одной команде. Они развивают личностную активность, повышают информированность по широкому кругу вопросов, создают предпосылки для создания у каждого ребёнка собственной аргументированной позиции. Именно эти занятия должны развивать в ребятах так называемый «журналистский нюх», т.е. способность чувствовать всё новое и необычное. Как правильно подать материал? Как его можно рецензировать, и что должна рецензия отражать? На эти и им подобные вопросы помогают ответить занятия по журналистике. Также они должны помочь в поиске новых форм подачи материала, нестандартных решений в форме написания.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции, воспитание самостоятельно мыслящей зрелой личности, стержень которой базируется на мировых нравственных и культурных художественных традициях. Формирование такого типа личности особенно важно сейчас, в период глобального манипулирования информацией.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1) Образовательные:

* практическое овладение умениями, навыками и приёмами журналистской работы;

* формирование навыков работы со словом в разных формах;

* углублённое изучение жанров публицистики;

* обучение работе со справочным материалом;

* овладение приёмами компьютерной верстки и редактирования фотографий, изучение основ работы с программами «Adobe Indesign»; «Adobe Photoshop»; «Adobe Lightroom».

2) Развивающие:

* расширение кругозора, развитие логического мышления и умения, сопоставляя факты, выражать это посредством слова - аналитически;

* развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей;

* формирование правильной речи, основанной на интересе к различным видам литературы;

* обучение приемам работы и деловому общению с информаторами, общественными и государственными организациями, а также непосредственно со СМИ.

* обучение основам фотографии;

* формирование умения видеть проблемы общества, обозначать их, доносить до сверстников через печатное слово и выявлять пути решения этих проблем через формирование общественного мнения;

3) Воспитательные:

* воспитание духовной и нравственной культуры учащихся;

* воспитание самостоятельности и одновременно с этим умения работать в команде;

  • воспитание основ активной жизненной позиции.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

1. Лекции;

2. Дискуссии;

3. Практикумы;

4. Тренинги;

5. Семинары.

Для достижения цели данной программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Программа «Основы журналистики» отличается от уже существующих образовательных программ тем, что имеет три этапа обучения или три этапа формирования профессиональной самостоятельности и компетентности на каждом этапе обучения.

Первый этап — исполнительская самостоятельность (ставится задача — научить детей деловому стилю общения, способствовать развитию самодисциплины и ответственности, вызвать интерес к журналистскому творчеству, сплотить коллектив).

Второй этап — инициативная самостоятельность (ставится задача формирования у детей навыка самостоятельной работы над заметкой: построение, выбор темы и языка).

Третий этап — творческая самостоятельность (закрепление приобретённых навыков, самостоятельный выбор тем для публикаций, в итоге – самостоятельная подготовка номера журнала; высокий уровень творческой активности, появление самостоятельности и ответственности в деле).

Так как этапы взаимосвязаны, это деление носит условный характер.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отличительные особенности журнала:

  1. Колонка выпускающего редактора.

У каждого номера есть свой выпускающий редактор — ученик, который занимается корректурой номера (правка орфографии и пунктуации) и по возможности литературной правкой. Мы стараемся, чтобы в должности ответственного за номер мог попробовать себя каждый.

  1. Эксклюзивная обложка

В нашей команде могут найти себя не только акулы пера, но и художники. Так, для каждого номера наша художница, ученица 11 класса, в ручную готовит обложку. Также мы стремимся, чтобы и иллюстрации в журнале были оригинальными. Рисуют у нас и пятиклассники, и старшеклассники.

  1. Тема номера

Для каждого номера выбирается единая тема, которая раскрывается фактически в каждой рубрике журнала. Например, тема последнего номера была посвящена году кино в России - «По ту и эту сторону экрана». Так в рубрике «Питер Го» мы говорили о местах, связанных с кино, в нашем городе. Тема первого номера — профориентация, второй — интерпретация редакцией журнала понятия «музей», третий — психология.

  1. Рубрикация

Формируются традиционные рубрики:

1. Новости

2. Открытый вопрос — ученики беседуют о «наболевшем» с администрацией школы.

3. Музей учителей — здесь мы беседуем с педагогами по вопросам темы номера

4. Цензор Пушкина — колонка рецензий детей на фильмы и книги

5. Питер ГО — путеводитель по интересным выставкам и музеям, памятным местам Санкт-Петербурга

6. Даша-путешественница (по имени героини известного среди детей мультфильма) — заметки путешественника, куда отправиться на длительное путешествие

7. Интеллигентные шуточки — юмор.

8. Музей творчества — публикация детских стихов и рисунков

9. Музей искусства

 

Человечество, а вместе с ним и Россия, движется по пути к всё более управляемому обществу. Глобализация предполагает ещё больший уровень информатизации, централизации и управляемости. В новых исторических условиях тот, кто управляет информационными потоками, управляет общественным сознанием и общественными процессами, так как социальная информация имеет решающее управленческое значение. Она направлена на усвоение индивидами и группами определённых знаний и представлений, на формирование у них соответствующих норм и ценностей. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестаёт играть прежнюю роль. Для молодого человека сегодня гораздо большее значение имеет то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтёт в афише или в газете. Значение такого рода информации практически сравнялось с тем, что подростки получают в семье, школе, колледже.

Результатом воздействия несущих такого рода информацию средств является не только социально-психологический тип и поведение отдельных индивидов или групп, но и особое общественное сознание, отражающее национальный менталитет. Представляя собой не статическое или сиюминутное явление, а социальный процесс, социальная информация оказывает долговременное влияние на общество.

Таким образом, необходимость создания условий для развития детской и юношеской журналистики в школе становится особенно актуальной. Подобная форма работы позволяет многим ученикам реализовать свой творческий потенциал, стимулирует психологическую разгрузку детей, открыто высказывающихся по волнующим их вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие школьника средствами художественно-творческой деятельности

Взаимодействие двух образовательных дисциплин - литературы и ИЗО,  когда каждому ученику дается шанс для реализации творческиз возможностей и максимального развития детей с разными способностями...

выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."

Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Выступление на IV межрегиональной научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как ...

Личностное развитие школьников и выбор жизненных целей как основа конструктивного социального поведения

Программа дополнительного образования "Основы лидерства", разработанная МО и Н РТ, адресованная учащимся старших классов даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным ...

презентация к педсовету "Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы"

Это презентация к тематическому воспитательному педагогическому совету. В презентации даны аналитические данные, статистика по данному вопросу и ряд рекомендаций. полноценной работа будет лишь тогда, ...