Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Павлова Надежда Владимировна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Сложные  предложения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Сложные  предложения»

Тема  урока:  «Виды сложных предложений»

 Класс: 5

Тип урока:   открытие  новых знаний

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

УМК:     УМК  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой  

Цель урока:  закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложения; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании в предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

- предметные: обучающиеся научатся различать сложные и простые предложения, отличать средства связи в них; конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления;

- метапреметные:

 Личностные УУД: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные УУД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные УУД: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Оборудование урока:

  • экран;
  • компьютер;  
  • презентация к уроку.     

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Цель – готовность  учащихся к началу урока

1 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку

Личностные формируются на протяжении всего урока коммуникативные: психологический настрой

2.

Мотивация

Цель - Мотивировать учащихся к учебной деятельности средствами проблемной ситуации

3 мин.

Задает проблемные вопросы

-  Что изучает синтаксис?

- Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?

- Какую единицу языка мы сейчас изучаем?

Продолжите предложение: Я буду изучать тему « Сложное предложение», чтобы…

Отвечают на проблемные вопросы

…словосочетание и предложение

…, чтобы уметь правильно их строить  и грамотно писать и говорить

…предложение

Работа в парах.

Регулятивные:  применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

Коммуникативные:  реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

3.

Проверка домашнего задания

Цель –проверить выполнение домашнего задания,  выявить возможные затруднения учащихся

3 мин.

Взаимопроверка домашнего задания в парах

Взаимопроверка домашнего упражнения

Регулятивные: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности,

применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

Коммуникативные: уметь проявлять себя, аргументировать свой ответ товарищу.

4.

Актуализация  знаний

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

2 мин.

Организует  беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Определение темы и целеполагание урока:  

- Что вы знаете о сложном предложении?

- Чем оно отличается от простого?

- Какова тема нашего урока?

По опорным словам и уже составленным предложениям в группах формулируют тему, и определяют, чему хотят научиться и как это сделать?

Регулятивные:  контроль, коррекция; прогнозирование.

Коммуникативные:   Различать функции языковых единиц, называть (слово,  словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

5

Первичное закрепление

Цель –  стимулировать интерес учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы

5мин.

Выдвигает проблему.

Посмотрите на экран.

Закончилось лето, и наступила осень.

Осень наступила , потому что пожелтели листья на деревьях.

Наступила осень, птицы улетают на юг.

- Что вы видите?

- Почему?

Дайте характеристику этим примерам.

Отвечают на вопросы

- Сложные предложения.

- Каждое состоит из нескольких грамматических основ.

- первое и второе соединены разными союзами, третье – без союза.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

6.

Открытие нового знания

Цель –  организовать освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания

5 мин.

Организует самостоятельную работу с теоретическим материалом учебника

Читают текст учебника, выявляют главное, сравнивают с уже имеющимися знаниями, составляют алгоритм использования полученных знаний

Познавательные: Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Коммуникативные: различать функции языковых единиц, наблюдать над условиями связи разных частей речи предложении регулятивные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.

7.

Динамическая пауза

Цель  – сменить вид деятельности

1мин.

Делают вместе с учителем гимнастику для глаз

Личностные: сохранение здоровья. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.

8.

 

Закрепление изученного материала

Цель – определение степени  освоения содержания учебной темы

7 мин.

Организует индивидуальная самостоятельная работа:

 Запишите предложения, подчеркните грамматические основы.

 Как называются такие предложения? - посмотрите в учебнике

Какие предложения называются сложными?  Каковы их отличительные признаки

Организовывает работу

Работа по учебнику.

Прочитайте задание.

- Как построите свою работу?

Записывают предложения, подчеркивают члены предложения

Осуществляют взаимопроверку

Списывают  предложения, подчёркивают основу, характеризуют.

Осуществляют взаимопроверку

Регулятивные: формирование и реализация навыков составления лингвистического высказывания, прогнозирование.

Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 6 мин.

На экране вы видите 10 предложений, укажите № сложных предложений № простых

Проверяем!

сложные: 1, 3, 4, 5, 7.

 простые: 2, 6,8,9, 10.

- Какие предложения вызвали затруднения? Почему?

Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону.

Простые предложения, осложненные однородными членами

Предложения, в определении вида которых возникли затруднения, записывают, объясняют.

Познавательные: формирование умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

10.

Включение нового знания в систему знаний и повторение – 4 мин.

Организовывает беседу с элементами самостоятельной работы

 Какое предложение вы видите на экране? Почему?

Пришла осень и раскрасила листья на деревьях.

Перестройте так предложение, чтобы получилось сложное.

Что вы должны сделать?

Отвечают на вопросы

- простое с однородными  членами предложения.

- Вставить вторую грамматическую основу.

Работают в парах, осуществляют взаимопроверку

Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения, уважительно относясь к однокласснику

11.

Закрепление – 4 мин.

Контролирует выполнение заданий на выбор:

1. Работа по карточкам.

 2.В предложенных предложениях подчеркнуть главные члены, составить схемы.

Учитель напоминает о правилах взаимодействия в группе, предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами.

Выполняют самостоятельную  работу

Познавательные: формирование умения применять полученные знания на практике.

Коммуникативные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

12.

Рефлексия

Цель  – оценить результаты собственной деятельности

3 мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения

 Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового?

- какие предложения вам больше всего нравятся? Почему?

Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+  - не уверен в своих знаниях

! – необходимо повторить.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Осуществляют самооценку

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: прогнозирование.

13.

Домашнее задание

 2 мин.

Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з.  Задание на экране на выбор:

 1) подготовить опорный конспект по теме;

2)  составить текст, используя только сложные предложения

Записывают  в дневниках задание по выбору

14.

Подведение итогов.

2 мин.

Учитель объявляет отметки обучающимся

Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

Познавательные: умение структурировать знания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...