Доклад на ГМО Читательские вкусы
материал по русскому языку

Середа Светлана Валерьевна

Доклад на ГМО Читательские вкусы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_chitatelskie_vkusy.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.В.ГУСЕВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РОШАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Влияние социума на формирование читательских вкусов современного школьника

Доклад на заседании ГМО

Середа Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

25.03.2019

Влияние социума на формирование читательских вкусов современного школьника

Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

Ф.Жанлис

Чтение во все века раскрывало индивидуальные особенности личности и служило средством её становления. Поэтому и в наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.

Под читательской культурой подразумевается определенный уровень развития культурного общения школьника с книгой, полноценного восприятия прочитанного, наличие характерных возрасту литературных знаний.

Важную роль играет воспитание читательских вкусов, которые в огромной мере зависят от социума.

        Социум – это группа людей, которых могут объединять общие моральные устои, отношение к миру и самим себе, единая система ценностей и мировоззрения.

        Первым социумом для человека является семья. С первого дня жизни ребенка семья закладывает основы поведения, привычки, нравственные понятия и многое другое, в том числе и читательские вкусы. То, основы чего не были заложены в раннем возрасте, очень трудно закладывать и развивать в возрасте более позднем.

Именно родители должны формировать круг чтения ребенка. Вот как эту мысль сформулировал В. Одоевский — известный писатель и педагог начала XIX в.: "Дитя не может научиться из одних книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного ру-ководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочи-танного и помог таким образом его разумению".

Когда-то давно во многих семьях существовала традиция совместного чтения. Сейчас она, к сожалению, ушла в прошлое. Мы, в лучшем случае, читаем своим малышам какие-нибудь потешки, сказки про репку и теремок, а потом, когда ребенок выучивается читать самостоятельно, оставляем его наедине с книгой, с выбором того, что он читает, с процессом чтения.

Мы, родители, часто делаем то, чего делать ни в коем случае нельзя:

  • Наказываем чтением за проступки, а это лучший способ вызвать отвращение к книге
  • Заставляем ребенка читать и при этом редко берем в руки книгу сами; если ребенок никогда не видел маму или папу с книгой в руках, вряд ли у него проснется любовь к чтению

А ведь когда семья читает вместе вслух, ребенку прививается любовь к чтению без принуждения. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает авторитет родителей в глазах ребенка. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Да и в школе трудностей меньше будет.

Следующий социум, в который попадает ребенок, – это образовательное учреждение (детский сад и школа).

В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».

Воспитание сознательного читателя  предполагает овладение навыком чтения, культурой слушания, говорения, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности и определённой самостоятельности в восприятии художественного произведения.

        Занятие чтением является основным этапом вхождения ребенка в литературу. От качества преподавания этого предмета зависит формирование у ребенка понимания важности книги в жизни. Ребенок должен чувствовать красоту произведения, обладать тягой к чтению истинно художественной литературы.

Для младших школьников главными представителями социума являются родители и учитель. На плечи учителя и ложится нелегкая задача воспитания читательского вкуса школьника. Он должен научить ребенка

- уважительному отношению к книге;

- умению исследовать и выбирать интересующую книгу;

- эмоциональному восприятию художественного текста

Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам, а не по краткому пересказу.

Изучение литературы в основной школе, согласно ФГОС, направлено на достижение ряда целей и задач, среди которых:

  • освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве;
  • воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство;
  • формирование художественного вкуса, аргументировать свою позицию;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных работ различных жанров.

Таким образом, развитие читательской культуры личности и связанных с ней речевых умений и навыков в рамках уроков литературы становится единой задачей, решаемой в процессе анализа произведений русской классики.

ПРО СЕБЯ. Читаем в классе. Благодаря этому Онегин, Печорин, «Мертвые души» ВИКТОРИНА – НЕ ПОМНЯТ ТЕКСТЫ!

Сегодня книга и чтение занимают далеко не первое место в системе ценностей нашего общества. Уже в школе чтение перестает быть культурной потребностью, не воспринимается как источник личностного роста, эстетического и духовного развития, а выступает в качестве дополнения к учебе. Тем не менее, многие исследователи утверждают, что совсем не читающих школьников нет вообще. В той или иной мере они все читают. Разница лишь в объеме и качестве материала. Кто-то читает только по заданию. В этом случае чтение носит лишь информативный характер. Его воспитательная ценность мала. Кто-то читает по своему свободному выбору. И здесь опять важную роль играет социум.

Для подростка значимые люди – это, прежде всего, ровесники.  Именно сообщество, «стая» и формируют читательский вкус этого периода. В подростковой среде нередко возникает мода на чтение, которая заключается в избирательном отношении к литературным произведениям в соответствии с культурными нормами референтных групп. Эти культурные нормы, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Даже среди тех, кто регулярно берёт в руки книгу, статистика неутешительна.

        Я провела опрос среди своих учеников 9-х классов (56 человек) и выяснила, что

  • 9% (5 чел.) читают только по необходимости и только программные произведения в кратком пересказе.
  • 12,5% (7 чел.) читают программные произведения полностью, ни на что другое времени не остается.
  • 4% (2 чел.) с упоением читают фэнтези, иногда отвлекаясь на программные произведения.

Остальные 75% (40 чел.) читают от случая к случаю то, что попадется под руку. Никто не сказал, что любит читать поэзию.

Согласно данным анкетирования, на первом месте у подростков стоит развлекательное чтение, а точнее – произведения в жанре фэнтези. Подобными книгами дети увлекаются, потому что легко воспринимают условность созданного писателем мира и его игровую функцию. Наиболее востребованы книги о Гарри Поттере (Дж. К. Роулинг) и подражатели «поттерианы» – «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев» (Д. Емец), также популярностью пользуются сочинения Ника Перумова и Кира Булычёва. Книги в жанре фэнтези частично реализуют подростковую потребность в уникальности и «всемогуществе» героя.

На втором месте по популярности приключенческая литература. Подростки увлечены современными приключенческими произведениями (К. Ди Камилло, Э. Йетс и др.). Такие книги привлекают своей динамикой, непредсказуемостью сюжета, реализуют подростковую тягу ко всему интересному и опасному.

Те же самые факторы зачастую привлекают молодых читателей к жанру детектива. Однако, как показало анкетирование, подростки достаточно редко прибегают к «высокопробным» детективам, к основоположникам жанра (А.К. Дойль, Б. Акунин и т.д.). В лучшем случае они читают специализированные детские детективы (например, серия «Чёрный котёнок», куда входят сочинения отечественных и зарубежных авторов), в худшем – так называемую «бульварную прозу» – многочисленные серии типовых детективов (Д. Донцова, Ю. Шилова и т.д.).

На самом деле современному подростку хочется прочитать что-либо о «себе самом», о таких, как он сам и его одноклассники, следовательно, и о проблемах школьников начала XXI века. Такие книги уже появляются прилавках наших магазинов, но, увы, их еще немного, да и качество многих оставляет желать лучшего: как правило, это массовая литература приключенческого или детективного жанров, неглубокая, поверхностная, но внешне привлекательная, к тому же затрагивающая значимые для подростков вопросы любви и дружбы, выбора жизненного пути.

Настоящих книг, раскрывающих тонкий и ранимый мир подростков, в «эпоху перемен» очень мало. К тому же эти «настоящие» книги, при всей их истинной художественности и психологизме, так или иначе отражают психологию восприятия мира подростков людьми более чем зрелыми, если не сказать пожилыми.

Сегодня подростки большую часть своего свободного времени проводят за компьютерными играми, смотрят телевизор, слушают музыку, сидят часами в Интернете. Влияет ли этот факт на их читательские предпочтения? Конечно. Влияние интернета привело к тому, что любая книга воспринимается как обезличенный источник информации (сайт, гиперссылка).

А,А,Петкевич приводит данные исследования качества школьного образования, которые свидетельствуют о том, что в России существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмысливать и оценивать сообщения текстов».

И действительно, современные школьники, как чичиковский лакей Петрушка, читают буквы, которые каким-то непостижимым образом складываются в ничего не значащие слова.

В итернете сидеть легко. Перед глазами мелькают клипы, фразы, о смысле которых можно не задумываться. Увидел – и забыл.

Читать хорошую книгу трудно. Требуется мобилизация умственных и душевных сил. И чем чаще ты бесцельно висишь в интернете, тем меньше у тебя этих сил остается.

ПРО СЕБЯ. КАК ТЯЖЕЛО СТАЛО ЧИТАТЬ

              Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссоздаёт их в своём воображении. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. Таким образом , уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям. к своей Родине, его нравственно-этические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят. И вот почему.

Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации.

Во-вторых, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного. Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. «Перестать читать книги – значит перестать мыслить». (Ф.М,Достоевский).

Использованные ресурсы сети Интернет:

  1. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200701721
  2. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/osnovnye-trebovaniya-k-urokam-russkogo-yazyka-i-literatury-v-usloviyah
  3. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
  4. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
  5. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/shkolnyy-urok-po-novym-standartam
  6. http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  7. http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=
  8. http://www.kamlic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=215&Itemid=297
  9. http://www.menobr.ru/materials/370/5411/?redct=Y
  10. http://www.proshkolu.ru/search?text=
  11. http://rudocs.exdat.com/docs/index-374789.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"

"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"

Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников...