Относительные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

Конспект 2хчасового урока по теме "Относительные прилагательные" в 6 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnositelnye_i_pr_v_6_kl.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Относительные прилагательные (2 учебных часа).

Цели: Знать определение относительных прилагательных, их смысловые и грамматические признаки; распознавать относительные прилагательные в тексте; доказывать принадлежность прилагательного к разряду относительных; группировать относительные прилагательные по смысловым значениям; различать относительные и качественные прилагательные.

Тип урока: комбинированный урок

 

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

а) Орфографическая разминка.

О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.

 

б) Синтаксический разбор предложения

В сильный мороз весело трещат в печи березовые2      дрова.

Выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени.

От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения, краткую форму?

 

в) Что знаем о прилагательном

Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос

какой? / чей?: большой, железныймамин.

Склонение прилагательных

Прилагательные изменяются:

1.                      по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;

2.                      по числам; красная роза, красные цветы;

3.                      по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.

Род, число, падеж определяются по существительному.

Форма прилагательного (только у качественных):

- полная: весёлый;

краткая: весел.

Степень сравнения (только у качественных):

- сравнительная степень: веселее, более весёлый;

- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.

В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.

Разряды прилагательных:

качественные, относительные ,притяжательные 

 

III. Изучение новой темы. Самоопределение к деятельности

- Запишите  слова.

Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, радостный, сильный, давний, сельский, яркий.

- Назовите качественные имена прилагательные. {Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)

- Чем похожи остальные прилагательные? {Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)

- На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характеризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилагательных, научиться распознавать их, различать относительные и качественные прилагательные.)

 

(тема урока. Цель урока)

- СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.

Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.

Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.

2.       Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.

Записи в сх-оп.

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

 

Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10

 

4.  Закрепление изученного материала.

а) Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314

Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.

Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.

б) Напишите имена прилагательные качественные в первый столбик, относительные – во второй.

Вчерашняя газета, фанерный домик, сибирские леса, сильные акробаты, лебединая песня, высокое здание, зубной врач, часовая стрелка, раннее утро, стальное перо.

Ключ к ответу:

Качественные

Относительные

Аккуратный человек

высокое здание

сильные акробаты

вчерашняя газета                      фанерный домик

сибирские леса                      зубной врач                раннее утро

стальное перо              часовая стрелка

в) цифровой диктант:

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса

(Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)

г) «Четвертое лишнее»

Из ряда слов выделите лишнее:

Высокий,  красивый,  глубже,    тонкий. 

(глубже - прилагательное сравнительной степени)

Самый высокий,   красивейший,    глубочайший, тончайший.

(самый высокий – составная форма превосходной степени)

Темный, деревянный, звонкий,  бледный.

(деревянный – относительное прилагательное, остальные - качественные)

д) Охарактеризуйте предметы. Подберите к существительным прилагательные качественные и относительные.

Родина                                   человек                                 дом

Милая родина                      добрый человек                    родной  дом

Красивая родина                 храбрый человек                  высокий дом

Любимая родина                  умный человек                    деревянный дом                       

Историческая родина          деревенский человек                                                                       

  

5. Итог урока

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

Рефлексия учащихся (слайд 14)

- Я вспомнил, что…

- Я понял…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

- Нужно выучить…

 

 

тест

А) для учащихся, успевающих на «4» - «5» (12 правильных ответов)

1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

А) не имеет форм изменения;

Б) изменяется по родам и падежам;

В) изменяется по лицам, числам и временам;

Г) изменяется по родам, числам и падежам.

2. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:

А) паровой; Б) крутой; В) дубовый; Г) громкий; Д) двойной; Е) морской; Ж) золотой; З) красивый.

3. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:

А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;

Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;

В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.

4. Какие прилагательные являются относительными?

А) деревянный дом;

Б) глиняный кувшин,

В) сизый туман;

Г) приморский край.

Ответы: 1 – г; 2 – а, в, д, е, ж; 3 – А - туристская тропа; Б - интересный разговор;

В - правительственное сообщение; 4 – А, Б, Г

Б) для учащихся, успевающих на «3» (6 правильных ответов)

1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

А) не имеет форм изменения;

Б) изменяется по родам, числам и падежам;

В) изменяется по родам и падежам.

2. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

А) твердая сталь, восточный регион;

Б) осенний день, низкий рост;

В) золотые серьги, красивый узор,

Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.

3. Какое прилагательное является относительным?

А) удивительный вид;

Б) грубый голос;

В) чугунная решетка;

Г) тяжелый день.

Ответы: 1 – Б; 2 – А - восточный регион; Б - осенний день; В - золотые серьги;

Г - трехэтажная школа; 3 - В

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

логопедическое занятие в 7 классе школы V вида по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных"

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме  "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Относительные прилагательные"

Урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками технологии....

Урок в 6 классе Относительные прилагательные

Презентация содержит ключ к орфографическому диктанту, материал для перфокарты, таблицы отличительных признаков качественных и относительных прилагательных. В работе использована анимация (ответы на в...

Тема «Образование относительных прилагательных единственного числа мужского рода от существительных»

Данное занятие по разделу "развитие речи и ознакомление с окружающим миром"  проводилось в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития....

Образование относительных прилагательных

Теоретический и практический материал по образованию относительных прилагательных...