Образование относительных прилагательных
статья на тему

Золотухина Марина Михайловна

Теоретический и практический материал по образованию относительных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnositelnye_prilagatelnye.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ

Формирование грамматической стороны речи - важная задача как дошкольной педагогики в целом, в частности. Грамматические значения выражают отношения между явлениями действительности, обозначенные словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Трудность в овладении грамматической стороной речи и состоит в том, что дети не осознают эти значения, а значит, употребляют слова интуитивно.

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребенок осваивает постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика, как известно, включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис.

Овладение ими происходит постепенно, но у каждого ребенка строго в определенной последовательности. Постепенность и последовательность овладения грамматическим строем объясняются не только возрастным и закономерностями развития нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Психофизическое обоснование процессу усвоения грамматического строя речи дал Ф.А. Сохин, опираясь на учение И.П. Павлова». Он считал: в основе устойчивого употребления грамматических форм лежит системность - сложный динамический стереотип. По мнению Ф.А. Сохина, понимание грамматически оформленных высказываний на ранних этапах речевого развития определяется в основном неграмматическими моментами и опирается на логику предметных отношений.

Л. С. Выготский рассматривал порождение речи как процесс, который идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, ее опосредованию во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, наконец, в самих словах. На основе этого он считал, что речевое высказывание проходит три этапа: внутреннее программирование, лексико-грамматическое развертывание, моторную реализацию.

Н.И. Жинкин полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд речевых звуков и опирающихся на них морфем.

Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их - он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Как уже было сказано, он усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребенка к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.

Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей.
В ходе овладения активной лексикой ребенок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере обогащения активного и пассивного словаря.

Ребенок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.

В ряде случаев к началу школьного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности грамматических средств речи, тем не менее, может значительно отличаться от нормы, что отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. «Ребёнок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет развитой системой языка... Следствием этого является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от владения полноценной речью... внимания, памяти, воображения, мышления, действия».

Можно утверждать: специально организованная работа по развитию грамматической стороны речи дошкольников, особенно это касается детей с речевой патологией, один из важнейших факторов их общего психического развития.

Однако недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит нас перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи мы считаем важным использование игровых приемов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы предлагаем на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать наглядно-игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой - служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Некоторые из таких наглядно-игровых пособий мы и представим в данной статье.

Цель. Формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных и изменения прилагательных по родам.

Пособие представляет собой одну большую карту и несколько карт поменьше (количество их зависит от количества предлагаемого лексического материала).

В начале занятия детей вводят в игру: педагог говорит о том, что к Малышу в гости прилетел известный сластена и лакомка - Карлсон. Чем же угостит его Малыш? Дети самостоятельно (или по выбору педагога) достают карточки и называют сначала изображенный фрукт (ягоду). Это актуализирует знания детей по теме. Далее они говорят, как называется сок из этого фрукта (этой ягоды), конфета (или начинка для пирога) с этим вкусом, варенье (или мороженое). Это позволяет не только научиться образовывать относительные прилагательные, но и изменить их по родам. Например, карточка с изображением яблока: сок из яблока (какой?) - яблочный (мужской род), конфета - (какая?) - яблочная (женский род), варенье (какое?) - яблочное (средний род). При затруднениях дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с педагогом) и отраженно (за педагогом), хором и индивидуально. Выбор лексического материала определяется программными требованиями и индивидуальными особенностями детей. Мы предлагаем изображения наиболее известных дошкольникам фруктов и ягод: яблоко, вишня, слива, клубника, земляника, банан, малина, ежевика и т.п.

Работу с данным пособием можно несколько усложнить, предложив детям не просто называть сок, конфету (начинку) и варенье (мороженое), а отвечать на вопросы: «Чем Малыш угостит Карлсона?» или «Что Малыш предложит Карлсону съесть?». То есть параллельно можно развивать навык словоизменения (употребление относительных прилагательных в винительном и творительном падежах).

Меняя карточки с картинками, педагог может варьировать сложность задания в зависимости от уровня общего речевого развития детей: усложняет или упрощает предлагаемый лексический материал (как в семантическом, так и в фонетическом отношении), оказывает помощь при затруднении и т.п.

Выигрывает тот, кто лучше справился с заданием. При поощрении следует учитывать все составляющие работы: правильность и быстроту ответа, приложенные ребенком старания, относительную динамику его общего речевого развития.

Игра «Деревья и ветки»

Цель. Развивать навык образования относительных прилагательных.

Данное пособие представляет собой одну большую карту с изображением различных пород деревьев и маленькие раздаточные карточки с изображением их веток. Вначале педагог создает игровую ситуацию: сообщает детям о том, что над сказочной поляной пронесся ураган, который сломал с каждого дерева ветку. Нужно определить, с какого дерева ветка, и назвать ее. Например: «Ветка клена (какая?) - кленовая ветка», «Ветка дуба (какая?) - дубовая ветка» и т.п. Дети по очереди берут перевернутые картинкой вниз карточки, разглядывают их, называют то, что на них изображено, и прикрепляют картинку с изображением ветки к соответствующему дереву.

При затруднении педагог сам называет дерево. Главное, чтобы ребенок самостоятельно образовал относительное прилагательное. В наиболее сложных случаях применяется сопряженное и отражение проговаривание.

Когда все картинки с изображением веток будут прикреплены к соответствующим деревьям, необходимо еще раз повторить вновь образованные прилагательные. Педагог (или ребенок) называет дерево, дети - ветку. Например: «Это дуб. Ветка (какая?)». - «Дубовая ветка» и т.д.

Игра «Ателье»

Цель. Развивать навык образования относительных прилагательных и изменения их по родам.

Данное пособие представляет собой три небольших листа картона в одном вырезан силуэт платья, в другом - юбки, и третьем - костюма, а также нескольку образцов различной ткани (ситец, сатин, шелк и т.д.). Педагог создает игровую ситуацию, сообщая детям о том, что мама пошла в ателье (понятие «ателье» должно быть детям уже знакомо), чтобы заказать себе костюм, юбку и платье. Маме предложили на выбор различные ткани. Далее педагог показывает один из образцов ткани и называет его, например шерсть. Целесообразно дать детям потрогать, пощупать ткань, так как и дети с речевыми отклонениями, и дети с нормально развивающейся речью практически не знакомы с понятием «ткань» и не знают названия видов ткани. Дети трогают образец и называют его - «шерсть». Педагог (или ребенок) прикладывает образец ткани к картонке с вырезанным силуэтом костюма таким образом, чтобы детям в прорезь был четко виден костюм из ткани. Далее педагог задает детям вопрос: «Костюм из шерсти (какой?)». - «Шерстяной». При затруднении дети проговаривают сначала сопряженно затем отраженно. Затем этот же образец ткани прикладывается к силуэту юбки. Детям задают вопрос: «Юбка из шерсти (какая?)» - «Шерстяная». После сопряженного и отраженного проговаривания образец прикладывают к силуэту платья: «Платье из шерсти (какое?)». - «Шерстяное». Аналогичная работа проводится и с образцами ситца, сатина, атласа, шелка и т.п.

В данной игре формируются навыки образования относительных прилагательных и изменения прилагательных по родам. Важно, чтобы при этом и педагог, и дети четко проговаривали окончания слов, может быть, даже несколько утрируя их: «шерстяной костюм», «шерстяная юбка», «шерстяное платье».

Игра «Головы и хвосты»

Цель. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные и изменять их по родам.

Данное наглядно-игровое пособие представляет собой круг, на одной половине которого по окружности наклеены изображения голов животных, а на другой половине - изображения их хвостов (все животные хорошо известны детям: белка, лиса, волк, медведь, олень, рысь, барсук, заяц). В центре - две стрелки.

Перед началом игры педагог объясняет детям, что одной стрелкой необходимо указать голову, назвав животное и сказав, чья это голова, а другой стрелкой указать хвост, сказав, чей он. Например: «Это белка». - «Голова чья?». - «Беличья голова». - «Хвост чей?». - «Беличий хвост». Аналогичная работа проводится с изображениями голов и хвостов остальных животных.

Важно, чтобы дети четко проговаривали окончания прилагательных: заячья голова, заячий хвост. При возникающих затруднениях педагог применяет сопряженное и отраженное проговаривание, а также проговаривание хором и индивидуально.

Необходимо добавить: система оценок носит весьма условный характер. Словесно поощряются все дети; при этом следует помнить об индивидуальных особенностях детей, таких, как активность, старание, положительная динамика в развитии.

Дошкольники, опираясь на зрительный образ, создают словоформы по грамматическим правилам, используя определенные морфемы, усваивая закономерности грамматики.

Применение описанных выше наглядно-игровых пособий на занятиях не только решает основные образовательные задачи, но и развивает у дошкольников чувство языка, речевые ассоциации, без которых дальнейшее совершенствование грамматической стороны речи невозможно. Кроме того, решение этих задач происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительный образ. Это тоже способствует длительному удержанию внимания детей, их достаточно высокой мотивации и речевой активности.

Предлагаемые пособия прошли многолетние испытания. Мы регулярно применяем их в работе как с детьми, имеющими те или иные отклонения в речевом развитии, так и с детьми с нормально развивающейся речью (с поправкой на особенности их общего речевого развития). Применение пособий на занятиях помогает активизировать процесс овладения грамматической стороной речи, разнообразить речевую практику детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

логопедическое занятие в 7 классе школы V вида по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных"

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме  "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Относительные прилагательные"

Урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками технологии....

Тема «Образование относительных прилагательных единственного числа мужского рода от существительных»

Данное занятие по разделу "развитие речи и ознакомление с окружающим миром"  проводилось в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...