Рабочая программа по русскому языку. 5 кл.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

рабочая программа с календарно-тематическим планом. 5 кл. Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass._russkiy_yazyk.docx84.21 КБ
Office spreadsheet icon ktp_5kl_rya.xls33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для преподавания предмета «Русский язык» в 5 классе.

Документы, на основании которых составлена программа:

  • Закон об образовании Российской Федерации;
  • Закон об образовании Республики Бурятия;
  • Фундаментальное ядро содержания  общего образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Основная образовательная программа основного общего образования  МОУ  СОШ Поселья
  • Программы основного общего образования по русскому языку;
  • Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., 2020 г.;
  • Положения о рабочих программах МОУ « СОШ Поселья»
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:

  • утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,
  • ориентация на планируемые результаты обучения,
  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,
  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании,
  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

МОУ « СОШ Поселья » ведет обучение по Образовательной системе «Школа 2100», поэтому опирается на ее основополагающие принципы.  Данная рабочая программа учитывает современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в ее основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

  • личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности.
  • культурно-ориентированные принципы: принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой.
  • деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития универсальных учебных действий.

Настоящая программа входит в непрерывный школьный курс «Филология». Изучение предметной области «Филология» – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации; формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм; обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

  • дать учащимся определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять полученные знания на практике;
  • сформировать у школьников прочные пунктуационные навыки и умения (в пределах программных требований);
  • сформировать у учащихся умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме; обучить учащихся нормам русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учеников.

Данная программа содействует выработке у учащихся навыка осознанного,выразительного чтения. Задания носят характер упражнений, ориентированных на развитие языкового мышления, на усвоение способов лингвистического анализа.

Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. 5 класс: учеб. В 2-х ч. Для общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2020. Рабочая тетрадь: Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Е.А. Ефремова. – М.: «Просвещение», 2012. Учебник и рабочая тетрадь прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Основное содержание разработанного курса в целом соответствует примерной программе основного общего образования по русскому языку, а также авторской программе М.Т. Баранова. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, в технологической карте.

Изменения в скорректированной рабочей программе, отличия от примерной и авторской программ связаны с необходимостью увеличения количества часов на повторение изученного ранее материала (начало, а также конец года), необходимо увеличить количество часов на изучение раздела «Синтаксис», т.к. прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка, иначе говоря, мелких единиц языка – слов – недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные – синтаксические – единицы. Также 2 часа выделены в резерв, т.к. помимо контрольных работ, запланированных учителем, проводятся и АКР, на которые желательно заранее предусмотреть часы в РП, КТП; а также эти уроки можно использовать для закрепления наиболее сложного материала, для работ над ошибками в диктантах, оказавшимися наиболее трудными для учащихся, для внеплановых сочинений (например, к каким-либо датам)

Региональный компонент включен, в основном, в уроки, посвященные развитию речи учащихся, а также при изучении раздела «Лексика» (т.к. в школе в образовательную область «Филология» включено изучение бурятского языка как отдельного предмета). Включение регионального компонента необходимо для создания условий в овладении каждым учеником умением создавать авторские тексты о быте, культуре, истории, традициях своего региона в целях формирования выпускника 5 класса – умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая компетенция– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Лингвистическая компетенция.  Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.

Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.  Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.

Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Культуроведческая (этнокультуроведческая) компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Социокультурная компетенция – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления  и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли. Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета. Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.

Информационная компетенция – это «набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию». Она включает в себя: понимание  необходимости получения информации; знание о том, как найти нужную информацию; умение выбирать надлежащий источник и отбирать соответствующую информацию; умение анализировать и синтезировать информацию; умение использовать и передавать информацию.

В основу данной рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Используются следующие методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста;
  • создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Обучение русскому языку строится на принципах научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся.

Технологии, используемые в обучении: коммуникативно-деятельностная, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технологии АМО, интенсификация.

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диктанты (контрольные, словарные), диагностические и контрольные работы, результаты проектной деятельности, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.Контроль за результатами обученияпри этом осуществляется по трём направлениям:учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 2) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов (5 часов в неделю).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные.

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация  в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и  совершенствованию собственной речи

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  2. самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  4. использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
  5. организовывать  исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
  6. контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  2. искать и выделять необходимую информацию;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  6. пользоваться словарями, справочниками;
  7. осуществлять анализ и синтез;
  8. устанавливать причинно-следственные связи;
  9. строить логическую  цепочку;
  10. осваивать формы  познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  3. совершенствовать орфоэпические навыки;
  4. количественно и качественно обогащать словарный запас;
  5. оперировать стилистическими ресурсами языка;
  6. развивать связную устную и письменную речь;
  7. правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
  8. участвовать  в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с нормами родного языка

Предметные.

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Содержание тем учебного курса

Язык и общение   (3 часа)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи

Повторение изученного в 1-4 классах.   (24 часа)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъея; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 часов).

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.  

Культура речи (17 часов).

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III.  Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 часов).

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика (26 часов).

I.Морфемика  как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -лож      лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (56 часов).

Имя существительное как часть речи  (21 час)

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

П.   Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III.   Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное как часть речи  (11 часов).

  1. Имя прилагательное как часть речи.  Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол как часть речи (24 часа).

  1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е –и  в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, -пер- пир-, -тер- тир-, -стел- стил-  Правописание не с глаголами.

  1. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
    ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

  1. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
    Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение (9часов).

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание   о-е  после шипящих и ц.

Употребление букв  ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

план

факт

Язык и общение   (3 часа)

1

Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок актуализации знаний и умений.

1

2

Язык и человек. Язык и речь

1

3

Стили речи

1

Повторение изученного в 1-4 классах   (24 часа)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

5

Орфограмма

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9

Буквы и, у, а после шипящих

1

10

Разделительные ъ и ь.

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

12

Текст

1

13

Р.Р. Обучающее изложение

1

14

Части речи.

1

15

Глагол.

1

16

Правописание    -тся и -тъся в глаголах

1

17

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

1

18

Р. Р. Тема текста.

1

19

Имя существительное.

1

20

Падежные окончания существительных

1

21

Имя прилагательное

1

22

Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»

1

23

Местоимение как часть речи

1

24

Р.Р. Основная мысль текста

1

25

Повторение и обобщение изученного в начальных классах.

1

26

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

27

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Синтаксис  (27часов) Пунктуация. Культура речи.

28

Синтаксис и пунктуация.

1

29

Словосочетание

1

30

Разбор словосочетаний

1

31

Предложение.

1

32

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева

1

33

Виды предложений по цели высказывания

1

34

Восклицательные предложения.

1

35

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

36

Сказуемое

1

37

Тире между подлежащим и сказуемым

1

38

Нераспространённые и распространённые предложения

1

39

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

40

Определение.

1

41

Обстоятельство.

1

42

Предложения с однородными членами

1

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

44

Обобщающие слова при однородных членах

1

45

Предложения с обращениями

1

46

Письмо

1

47

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

48

Простые и сложные предложения

1

49

Прямая речь.

1

50

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

51

Диалог.

1

52

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

53

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

54

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (17 часов)

55

Фонетика.

Гласные звуки.

1

56

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

1

57

Изменение звуков в потоке речи.

1

58

Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»)

1

59

Согласные звонкие и глухие

1

60

Графика. Алфавит

1

61

Описание предмета

1

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

63-64

Двойная роль букв е, ё, ю, я

2

65

Орфоэпия

1

66

Фонетический разбор слова

1

67

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

68

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

69

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

70

Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

71

Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Лексика. Культура речи. (10 часов)

72

Слово и его лексическое значение

1

73

Однозначные и многозначные слова

1

74

Прямое и переносное значение слов

1

75

Омонимы

1

76

Синонимы

1

77

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения  по картине  И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

78

 Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». 

1

79

Антонимы.

1

80

Повторение изученного в разделе «Лексика».

1

81

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

1

Морфемика (26 часов)

82

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1

83

Изменение и образование слов.

1

84

Р.Р.Подготовка к  изложению по рассказу  К.Г. Паустовского  «Первый снег»)

1

85

Р. Р. Контрольное изложение  по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

1

86

Окончание. Основа слова.

1

87

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

1

88

Корень слова.

1

89

Р.Р. Рассуждение

1

90

Суффикс.

1

91

Приставка.

1

92

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.

1

93

Чередование звуков

1

94

Беглые гласные

1

95

Варианты морфем

1

96

Морфемный разбор слова

1

97

Правописание гласных и согласных в приставках

1

98

 

Буквы З и С на конце приставок.

1

99

Буквы а – о в корнях    -лаг-(-лож-).    

1

100

Буквы а – о в корнях    -раст-, -рос-,  -ращ-.    

1

101

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

1

102

Буквы ы-и  после ц

1

103

Повторение по теме «Морфемика»

1

104

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» 

1

105

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

106

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

107

Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Морфология   (56 часов)

Орфография. Культура речи.

Имя существительное как часть речи  (21час)

108

Имя существительное как часть речи

1

109

Доказательства в рассуждении

1

110

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

111

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

112

Род имен существительных.

1

113

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

114

Сжатое изложение  (Е.Пермяк.  «Перо и чернильница»).

1

115

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

1

116

Три склонения имен существительных

1

117

Падежи имен существительных

1

118

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

119

Существительные на –ия, -ие, -ий.

1

120

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица

1

121

Множественное число имён существительных.

1

122

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

123

Морфологический разбор имени существительного

1

124

125

Повторение по теме «Имя существительное» 

2

126

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

127

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

128

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

Имя прилагательное как часть речи (11 часов)

129

Имя прилагательное как часть речи

1

130

Роль имён прилагательных в речи.

1

131

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

132

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

133

Р.Р.Описание животного

1

134

Прилагательные полные и краткие

1

135

Синтаксическая роль кратких прилагательных.

1

136

Морфологический разбор имени прилагательного

1

137

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

138

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

139

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Глагол как часть речи (24 часа)

140

Глагол как часть речи

1

141

Не с глаголами

1

142

Р. Р. Рассказ.

1

143

Неопределенная форма глагола.

1

144

Правописание    -ться и –тся в глаголах

1

145

Виды глагола

1

146

Видовые пары глагола

1

147

Правописание букв   е – и в корнях с чередованием.

1

148

Правописание букв   е – и в корнях с чередованием.

1

149

Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе)

1

150

Время глагола. Прошедшее время

1

151

Настоящее время

1

152

Будущее время

1

153

Спряжение глаголов

1

154-155

Правописание безударных личных окончаний глагола

2

156

Морфологический разбор глагола

1

157

Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

1

158

Р.Р. Написание сжатого изложения.

1

159

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

160

Употребление времен

1

161

Повторение по теме «Глагол»

1

162

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

163

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Повторение (9 часов)

164

Разделы науки о языке.

1

165

Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве»

1

166

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

167

Орфограммы в окончаниях слов

1

168

Правописание   о-е  после шипящих и ц.

1

169

Употребление букв  ь и ъ

1

170

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1

171

Итоговый контрольный диктант

1

172

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется следующее УМК:

Русский язык. 5 класс: учеб. В 2-х ч. Для общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2020.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.
  5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006
  6. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
  7. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  8. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
  9. Панов М.В. Русский язык. 5 класс. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1994
  10. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
  11. Рабочая программа А.В. Торговой (Чувашская Республика) – при составлении ТК

Дополнительная учебная  литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб., 1998
  3. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1989
  4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
  5. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.
  7. Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
  8. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
  9. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В. 2 ч. – саратов: Лицей, 2006
  10.  Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2006.
  11.  Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  12. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.:  Просвещение, 1986.
  13. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
  14. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
  15. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
  16. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001.
  17. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – М.: Мирос, 2000
  18. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
  19. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.
  20. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
  21. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
  22. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

Ресурсы ИКТ

  1. Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс».
  2. Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
  3. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  4. Диск « Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
  5. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  6. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  7. Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».  
  8. Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».

Приложения

Намжил Нимбуев

"В РОДНОМ УЛУСЕ"

К теме "Безударные гласные в корне слова"

Здесь старики сидят на солнцепеке,

Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.

Задание:

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Найдите однородные члены предложения.

3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.

Намжил Нимбуев

"ЧТО ЗА ВЕСНА..."

Тема. Безударные гласные в корне слова.

Что за весна! На площадях

Черемуха так буйно расцветает,

Как будто стаи белых лебедей.

С предсмертной песней в воздухе летают.

И схлестнут город белыми цветами.

Все дни хожу с оглохшими ушами.

Задание:

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения.

Намжил Нимбуев

"БУДЬ У МЕНЯ ГОЛОС"

К теме "Однородные члены предложения".

Будь у меня голос,

Атласный, гортанный,

Словно гарцующая

На цыпочках сабля,

Пел бы о бурятках,

Коричневых, как земля,

Об алых саранках,

Сорванных на скаку,

О пылающем солнце,

Запутавшемся в ковылях...

Эх,Будь у меня голос!

Задание:

1. Контрольное списывание.

2. Выделите в слове однородные дополнения.

Дондок Улзытуев

"Итог"

К теме "Второстепенные члены предложения - дополнение".

Я родину

воспевал,

как мог,

мать воспел

и отца,

степь и тайгу,

Селенгу и Хилок,

жаворонка и скворца.

Я жил на Памире,

на Балтике жил

и слова нашел для них,

о юности

много песен сложил

звонких и удалых.

Задание:

1. Выделите в тексте дополнения.

2. Контрольное списывание.

3. Со словами ТАЙГА, СЕЛЕНГА, ЖАВОРОНОК, СКВОРЕЦ составьте

предложения.

Дондок Улзытуев

"ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНУЮ ТАЙГУ"

К теме" Однородные члены предложения".

Люблю зеленую тайгу,

лесную глушь, покой природы.

Но долго жить в ней не могу,

и в Шибертуе не могу

спокойно жить, считая годы.

Задание:

1. Найдите однородные члены предложения.

2. К словам с безударными гласными подберите проверочные слова.

З. Выделите орфограммы.

Дамба Жалсараев

Для развития памяти.

Для хороших коней

Не бывает дорог плохих.

У хороших людей

Не бывает друзей плохих.

Задание:

1. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

2. Напишите стихотворение по памяти.

З. Зрительно-слуховой диктант.

Намжил. Нимбуев

"ЛЕГЕНДА О ВРЕМЕНИ"

К теме "Однородные члены предложения"

По лесам, по степям, по пустыням

Медленно-медленно катится

Запряженная лосем арба.

В той арбе черноглазый мальчонка

На дудке кленовой играет.

Задание:

1. Выделите орфограммы.

2. Найдите однородные члены предложения.

З. Со словами ПУСТЫНЯ, ИГРАЕТ, ЛЕС составьте предложения

Намжил Нимбуев

"В РОДНОМ УЛУСЕ"

К теме "Главные и второстепенные члены предложения".

В твои комбайны парни влюблены,

Как деды их коней боготворили.

Задание:

1. Определите тип предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

З. Выделите орфограммы.

Арсалан Жамбалон

"СТЕПЬ БУРЯТСКАЯ"

К теме "Безударные гласные в корне слова".

Детям наших степных улусов

Степь родимая так близка

Будто в кровь их вошла

Со вкусом

Материнского молока.

Задание:

1. Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова.

2. Выделите орфограммы. Где нужно, подбери проверочные слова.

З. Со словами СТЕПЬ, МОЛОКО составьте предложения.

Владимир Петонов

"ЗАКАТЫ"

К теме "Состав слов. Приставка".

Баргузин, Сарма и Култук

Снова пиршество затевают,

Приглашают своих подруг

И друзей своих созывают.

Задание:

1. Найдите и выделите однородные члены предложения.

2. Выделите приставки.

З. Подчеркните орфограммы, где нужно подберите проверочные слова.

4. Составьте предложения со словами ПРИГЛАШАЮТ, ДРУЗЬЯ.

Солбон Ангабаев

"КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ"

К теме" Главные члены предложения".

Куда-то за гольцы

Летели птицы,

Кричали чайки,

Глохли глухари...

Байкал,

Как под ногами танцовщицы,

Переливался

Бархатом зари.

Задание:

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные

слова.

3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ.

Владимир Петонов

"УТРО"

К теме "Состав слова. Приставка".

Потеплело небо. Расцвело.

Молодая зорька засверкала,

И открылось хмурое чело

За ночь постаревшего Байкала.

Задание:

1. Выделите главные члены предложения.

2. Выделите приставки.

З. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подбери проверочные слова.

Дамба Жалсараев

К теме "Состав слова. Приставка".

Конь, что с места в карьер берет,

Не собьет ли быстро подковы?

Тот, кто слово легко дает,

Не согнется ль под тяжестью слова?

Задание:

1. Напишите стихотворение по памяти.

2. Выделите орфограммы.

З. Со словами КОНЬ и СЛОВО составьте предложения.

4. 3рительно-слуховой диктант.

5. Выпишите слова с приставками и выделите их.

Дамба Жалсараев

К теме "Имена собственные".

А течет из Байкала одна Ангара,

И краса ее чистая всеми воспета,

Дай-то бог, чтоб одна только песня добра

Каждый день выливалась из сердца поэта.

Задание:

1. Напишите стихотворение по памяти.

2. Выделите орфограммы.

3. Составьте предложения со словами БАЙКАЛ, ПОЭТ, ПЕСНЯ.

4. Подчеркните имена собственные.

Жамсо Тумунов

"БАЙКАЛУ"

К теме "Однородные члены предложения"

Широкий, бездонный, великий Байкал!

Я часто тебя вдалеке вспоминал,

Мечтал о твоей серебристой волне.

На этой тяжелой и долгой войне.

Задание:

1. Найдите и выделите однородные члены предложения.

2. Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне слова. Подберите

проверочные слова.

Дондок Улзытуев

"ВЫ СЛЫХАЛИ КОГДА-НИБУДЬ"

К теме "Безударные гласные в корне слова"

Вы слыхали когда-нибудь

о траве голубой - ая-ганга?

Ее имя (как отзвук старинного медного гонга.

У нее суховатые

колкие стебли.

От нее синеватые

наши бурятские степи...

Задание:

1. Контрольное списывание.

2. Выделите орфограммы.

З. К словам с безударными гласными подберите проверочное слово.

Дондок Улзытуев

"ЛИСТЬЯ"

К теме "Второстепенный член предложения - определение".

Потеряв свой зеленый цвет,

Листья жалобно шелестели:

"Мы бы в этот прозрачный свет

С удовольствием полетели".

Задание:

1. Письмо по памяти.

2. 3рительно-слуховой диктант.

3. Выделите орфограммы.

4. Сделайте схему предложения.

5. Подчеркните определения.

.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Цель: повторить признаки текста. Лексические средства связи предложений в тексте. Развить умение составлять связные тексты.

Текст 1.

Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской России. В Бурятии много больших и малых озер ( красивейших уголков природы. Самое крупное и

глубокое из них ( Байкал, предмет духовного поклонения и особой заботы. Байкал в народе называют Священным морем.

Текст 2.

Животный и растительный мир Бурятии богат и разнообразен. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу: всемирно известный баргузинский соболь, байкальская нерпа, омуль. Обилие прибайкальской флоры (неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.

Текст З.

Бурятия издревле находится на стыке многих религий. В республике представлены практически все основные мировые религии. Многие религии тесно переплелись или получили различные ответвления. Здесь мирно сосуществуют шаманизм и буддизм,

старообрядчество и православие. Традиционные верования в форме шаманизма известны на берегах Байкала задолго

до прихода буддизма и христианства. Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным шаманским местам ( "обоо" или "бариса".

Задания:

Доказать, что это текст. Указать признаки текста (членимость, целостность, связность).

Определить средства связи предложений в тексте.

Определить тип и стиль речи.

Составить текст типа рассуждения на заданную тему: "Нужна ли человеку Родина?", "Какова роль религии в жизни общества" и др.

Объясните этимологию слова "обоо".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...