Состав слова
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

Состав слова. Урок повторения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.urok_v_5_kl.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Состав слова. Урок повторения в 5 классе

1 Организационный момент

Проверяется готовность к уроку: наличие тетрадей, дневника, тетради для теории.

2 Психологическая подготовка. Беседа (игровая технология, ИКТ)

Учитель: Заголовок - это не просто слова. Это слова - всему голова. Задумайтесь над заголовком.

О чём, по-вашему, мы будем сегодня говорить? (О строительном материале, из которого строятся

Записываются в тетрадь число и тема урока

"Строительные блоки", из которых строятся слова, называются морфемами. Их четыре: приставка,

корень, суффикс и окончание.

Вам понятно, что она обозначает?

А теперь прочитайте слова с морфемой Ш: шла, прошли. Вдумайтесь в из смысл. Нетрудно понять,

что корень Ш обозначает движение. Причём не всякое движение, а движение человека пешком. А в

одиночку, без других морфем, этот корень ничего выразить не может.

Давайте сыграем в игру. Вот у нас такой замечательный пейзаж. Светит солнышко, по небу бегут

голубые облачка. Вот два сказочных домика, соединённых дорожкой. Речка, через речку мостик. А

ещё два человечка, два друга

По клику мыши появляются два человечка

В нашей игре будут участвовать морфемы. Во-первых, уже известный нам корень Ш. Во-вторых,

суффикс Л, он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание И.

Соединив морфемы, какое слово мы получим?(шли)

А в четвёртых, в игре будут участвовать различные приставки, которые вы вспомните сами.

Ваша задача описать действия весёлых человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с

Учитель кликает мышью, человечки перемещаются по слайду. Учащиеся называют слова: вышли,

пошли, перешли, обошли, дошли, вошли.

Запишем эти слова в тетрадь и выделим морфемы.

Далее урок проходит без презентации

3 Беседа. Конструирование слов

Большую строительную работу выполняют и суффиксы.

Возьмём корень УЧ. Что он обозначает?

Добавим к нему разные суффиксы

Н. Т. Учитель, ученик, училище, учение

Запишем глагол ПОВРЕДИТ

Разберём его по составу (полный разбор)

На что указывает окончание (глагол ед. ч., 2 спр.)

Выделим основу слова. Что такое основа?

Выделим корень. Докажем, что именно такой корень в слове. Подберём однокоренные слова (вред,

Выделим приставку. Подберём слова с такой же приставкой (побежит, полетит, поедет)

5 Работа в "Словаре корней"

Запишем красной ручкой в "Словарь корней" корень ДИВ, ДИВЛ. Это один и тот же корень. Что он

обозначает?

Подберите однокоренные слова. Определите часть речи

6 Фронтальный опрос

Как называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные или родственные)

Что надо учитывать при подборе однокоренных слов? (Значение слова)

Будут ли однокоренными слова ГОРА и ГОРЕ? (нет, они обозначают разное)

7 Работа в тетради для теории

Запишем в тетрадь для теории 3 секрета однокоренных слов:

1

Одинаковый вид корня

2

Одинаковое звучание корня

3

Одинаковый смысл

8 Объяснительный диктант

Учитель пишет на доске, дети - в тетрадях. Учитель пишет с пропусками. Вставляется

безударная гласная, выделяется орфограмма

Мы разглядели в высокой траве светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В

тёплые летние дни вдоль тропинок появляется много светлячков. Вечерами тропинка украшалась

зелёными фонариками.

9 Организационный момент

Сбор тетрадей

Учитель раздаёт тетради с комментариями

10 Домашнее задание

Выучить слова из словаря корней, выучить три секрета однокоренных слов, выполнить работу над

ошибками. Написать прописи, кому нужно.

Литература

1

Граник "Секреты орфографии"

2

Г. А. Богданова "Уроки русского языка в 5 классе"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слоговой состав слова: трехсложные слова

Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов....

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...

Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»

Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...

Состав слова. Морфемный анализ слова.

Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов...

Состав слова. Приставочный способ образования слов.

Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов"  содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...